г. Пермь |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А60-29719/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Назаровой В. Ю., Яринского С. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В. А.,
при участии:
от истца - Чернова Е. Н. про доверенности от 20.12.2021,
в отсутствие представителей ответчика,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июля 2021 года по делу N А60-29719/2020
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплосеть" (ИНН 6676001127, ОГРН 1126676000990)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (ИНН 6676004760, ОГРН 1169658028242)
о взыскании задолженности за оказанные коммунальные услуги, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Теплосеть" (далее - МУП ЖКХ "Теплосеть", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (далее - ООО "УК Тура-инжиниринг", ответчик) о взыскании задолженности по договорам теплоснабжения за период с декабря 2019 по февраль 2020 года в размере 301 604 руб. 55 коп., пени за период с 26.01.2020 по 05.04.2020 в размере 2 025 руб. 57 коп. с продолжением ее начисления, начиная с 06.04.2020 по день фактического погашения долга (с учетом неоднократных уточнений исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2021 (резолютивная часть от 07.07.2021) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просить его отменить.
По мнению ответчика, обжалуемое решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права без установления всех, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, обстоятельств. Требования не подлежали удовлетворению в полном объеме, поскольку истцом в спорный период был поставлен ресурс ненадлежащего качества, указанное обстоятельство подтверждается данными из системы мониторинга, с использованием которой происходит почасовая фиксация температура воды, поступающей в точку поставку.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что ответчик оперативно и неоднократно уведомлял истца о факте поставки ресурса ненадлежащего качества, при этом истец не предпринимал и до сих пор не предпринимает действий по приведению поставляемого ресурса в надлежащее качество и выставлению к оплате сумм с учетом произведенного перерасчета.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик представил в материалы дела письма, которые направлялись им в декабре 2020 года, январе 2021 года и феврале 2021 года в адрес истца, из текста которых следует, что ответчик на протяжении всего спорного периода уведомлял истца об отклонении значений поставляемого ресурса от установленных параметров качества теплоснабжения и просил обеспечить участие представителя МУП ЖКХ "Теплосеть" в осмотре приборов учета тепловой энергии и теплоносителя. Однако, истец не реагировал на сообщения ответчика.
Проведенная истцом в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции корректировка суммы долга, по мнению апеллянта, не соответствует порядку проведения перерасчета размера платы в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества, установленному Правилами предоставления коммунальных услуг.
Так, истец при проведении корректировки исковых требований при расчете за расчетный период принимал час, а не день, что не соответствует положениям Правила предоставления коммунальных услуг.
В отзыве на жалобу истец возражения апеллянта опровергает, считая решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2021 года производство по рассмотрению апелляционной жалобы ответчика приостановлено с учетом принятых Указов Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года", Губернатора Пермского края от 22.10.2021 N 147 "Об установлении на территории Пермского края нерабочих дней с 25 по 29 октября 2021".
Определением суда от 22.11.2021 на 11.01.2022 назначено судебное заседание по апелляционной жалобе ответчика для решения вопроса о возобновлении производства по делу, проведения в этом же заседании судебного разбирательства.
В судебном заседании 11.01.2022 представитель истца пояснил, что против возобновления производства по делу и проведения судебного разбирательства в этом же судебном заседании не возражает.
В соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
Поскольку в настоящее время обстоятельства, явившиеся причиной для приостановления производства по делу, устранены, суд возобновляет рассмотрение апелляционной жалобы и переходит к ее рассмотрению в настоящем судебном заседании.
Представитель истца в судебном заседании высказался против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчиком представлены возражения на отзыв истца, явка представителя в судебное заседание не обеспечена.
Неявка представителей указанного лица, извещенного надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, было установлено судом, МУП ЖКХ "Теплосеть", является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии, поставку холодного и горячего водоснабжения, предоставляет услуги по водоотведению для абонентов (граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на территории Свердловской области.
Между МУП ЖКХ "Теплосеть" и ООО "УК Тура-инжиниринг" заключены договоры теплоснабжения N ТС2-237/19, N ТС1-238/19, N ТС3- 239/19, N ТС6-242/19, N ТС4-240/19, по условиям которых истец, выступая по договорам "Ресурсоснабжающей организацией", принял на себя обязательство поставлять ответчику теплоноситель и тепловую энергию в целях содержания общего имущества, а ответчик, выступая в договорах "Потребителем", обязался оплатить оказанные коммунальные услуги в соответствии с условиями договоров.
В период с декабря 2019 по февраль 2020 года истец оказал абоненту услуги по поставке коммунальных ресурсов, в количестве, определенном расчетным способом согласно договору N ТС2-237/19, N ТС1-238/19, N ТС3-239/19, N ТС6-242/19, N ТС4-240/19, всего на сумму 307 733,79 руб., в том числе:
- по договору N ТС2-237/19 в периоде декабрь 2019 - февраль 2020 теплоноситель и тепловую энергию, всего на сумму 66 846,43 руб.,
- по договору N ТС1-238/19 в периоде декабрь 2019 - февраль 2020 теплоноситель и тепловую энергию, всего на сумму 90 637,78 руб.,
- по договору N ТС3-239/19 в периоде декабрь 2019 - февраль 2020 теплоноситель и тепловую энергию, всего на сумму 94 641,88 руб.,
- по договору N ТС6-242/19 в периоде декабрь 2019 - февраль 2020 теплоноситель и тепловую энергию, всего на сумму 27 426,55 руб.,
- по договору N ТС4-240/19 в периоде декабрь 2019 - февраль 2020 теплоноситель и тепловую энергию, всего на сумму 28 181,15 руб.
По окончании указанных периодов ресурсоснабжающая организация направила в адрес ответчика счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, однако, оплата полученных ресурсов ответчиком произведена не была, в том числе, несмотря на соответствующее требование, содержащееся в претензии истца.
Изложенные обстоятельства, наличие долга по оплате принятых ресурсов, явились истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки истцом ответчику в спорный период коммунального ресурса; доказанности просрочки его оплаты; правомерности требования о взыскании неустойки за просрочку оплаты поставленных ресурсов, правильности расчета ее размера.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами; к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Возражая против заявленных истцом требований, ответчик, не оспаривая факт оказания услуг теплоснабжения, ссылается на ненадлежащее качество поставленного ресурса и находит неверным примененный истцом порядок расчета снижения размера оплаты за некачественный ресурс, поставленный в многоквартирные дома, управляемые ответчиком.
Согласно п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно удовлетворять требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Из содержания приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги, как горячее водоснабжение, является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.
В приложении к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00:00 до 05:00) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5:00 до 00:00) не более чем на 3 градуса. При этом перерасчет производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела 9 Правил N 354.
За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно п. 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в дневное время составляет не более чем на 3 градуса.
Пунктом 1.2 данного нормативного акта определено, что указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу п. 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам N 354, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 допускается применение п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354 к случаям, связанным с изменением размера платы за коммунальную услугу при ненадлежащем качестве этой услуги.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима.
Таким образом, исходя из анализа указанных нормативных положений, для расчета стоимости некачественного коммунального ресурса необходимы почасовые показания температуры горячей воды в точке водоразбора.
При этом помимо указанных сведений необходимо располагать стоимостью качественной коммунальной услуги ГВС за 1 сутки, так как перерасчет производиться с учетом снижения платы на 0,1% от оплаты за сутки.
В соответствии с п. 5 приложения N 1 к Правилам N 354 возможность снижения платы за поставку некачественного ресурса поставлена в зависимость от понижения температуры ниже предельно допустимых отклонений (допустимые отклонения температуры горячей воды составляют: в ночные часы - 55 градусов и выше, в дневные - 57 градусов и выше).
Плата за некачественную поставку снижается на 0,1% в сутки за каждый час отклонения температуры в точке водоразбора на 3 градуса от предельно допустимых значений, то есть в ночные часы - при температуре 52 градуса и ниже, в дневные - 54 градуса и ниже.
Поскольку в соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам 354 расчет стоимости ресурса в часы, когда его температура была ниже 40°С производится по тарифу за холодную воду, а не снижается на 0,1% за каждые 3°С, часы предоставления коммунального ресурса ниже 40°С не учитываются при расчете снижения платы при температуре подаваемого ресурса ниже 60°С, но выше 40°С. Стоимость ресурса в часы, когда его температура была ниже 40°С определяется отдельно и суммируется с суммой снижения платы при температуре подаваемого ресурса ниже 60°С, но выше 40°С.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведения размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Исходя из положений данной нормы размер платы за месяц, в котором поставлялись услуги ненадлежащего качества, определяется как разность между платой за коммунальную услугу в расчетном периоде и платой, исчисленной суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Таким образом, в силу пункта 101 Правил N 354 расчетным периодом при расчете снижения размера платы в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества является день.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.05.2020 по делу N АКПИ20-84, пункт 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусматривает условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" при предоставлении данной коммунальной услуги ненадлежащего качества, отличные от порядка, предусмотренного пунктом 101 Правил, и учитывающие особенности нарушения требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги.
При этом, порядок изменения размера платы применяется с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 по делу N АКПИ13-394 пункт 101 Правил N 354, являясь отсылочной нормой, применяется в случаях, предусмотренных Приложением N 1 к Правилам, и не отменяет условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, закрепленных специальной нормой оспариваемого пункта.
Таким образом, из первого абзаца пункта 101 Правил N 354 следует, что при предоставлении некачественной услуги размер платы за нее уменьшается в порядке, определенном Приложением N 1 к Правилам N 354.
Абзац второй пункта 101 Правил N 354 определяет, каким образом определяется стоимость некачественного ресурса, которая в последующем и подлежит уменьшению в порядке, определенном Приложением N 1 к Правилам N 354.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для вывода о большем снижении размера платы, чем добровольно осуществлено истцом, при уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, в данном конкретном случае не имеется.
Истцом в процессе рассмотрения настоящего дела, с учетом заявленных ответчиком возражений, были скорректированы объем и стоимость тепловой энергии и теплоносителя, поставленных ответчику за указанный период, сумма долга ответчика перед истцом за спорный период по расчету истца составила 301 604 руб. 55 коп.
Основания для принятия контррасчета ответчика у суда первой инстанции отсутствовали, к документам в обоснование доводов о некачественной поставке потребленного ресурса (температура горячей воды) суд обоснованно отнесся критически, исходя из того, что в качестве доказательства заблаговременного уведомления истца о некачественности потребленного ресурса (температура горячей воды), поскольку ни к одному письму ответчика в адрес истца (за спорный период) не приложены почасовые показания приборов учета, а в письмах ответчика от 10.01.2020 и от 27.01.2020 вообще отсутствуют какие-либо приложения;
- из 20-ти актов проверки узлов учета (ОДПУ) 13 актов (в МКД по ул. Путейцев, д. 11, по ул. Ленина, д. 29, по ул. Спорта, д. 27, по ул. Привокзальная, д. 2б, по ул. Ленина, д. 47, по ул. Ленина, д. 38а, по ул. Ленина, д. 55, по ул. Ленина, д. 53, по ул. Ленина, д. 38в, по ул. Ленина, д. 51, ул. Ленина, д. 38д, по ул. Чапаева, д. 6, ул. Декабристов, д. 54) содержат данные о приборах учета, которые не опломбированы, что является нарушением п.п. 69, 70 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", а значит, весь комплекс приборов учета не может считаться пригодным для целей учета, так как вмешательство в работу неопломбированного прибора может повлечь за собой искажение результатов измерений других приборов.
Из материалов дела видно, что в адрес истца только 26.04.2021 в порядке, предусмотренном разделом IX Правил N 354, а также согласно п.п. 4.3.3., 5.6. и 5.7. договоров направлен Анализ почасовых данных, свидетельствующих об отклонении температуры ГВС на общедомовые нужды, а не ведомости с почасовыми данными ОДПУ.
При этом ответчик согласно п. 6.1. каждого из договоров обязан был обеспечить истцу беспрепятственный доступ к приборам учета с целью контроля качества поданной (полученной горячей воды), однако, УК заявив только в апреле 2021 года о некачестве температуры за предъявленный период, отказала истцу в снятии архивных данных, мотивируя это тем, что глубина часовых архивных данных составляет от 45-ти до 60-ти суток (письмо-отказ от 02.04.2021 N 316).
Следует особо отметить, что зоной ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать надлежащее состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, являются сети ГВС, расположенные за внешней границей стены многоквартирного дома (место установки ОДНУ), следовательно, истец не несет ответственности за технологические потери и циркуляционные процессы внутри жилых домов и внутри квартир, обслуживаемых ответчиком, как управляющей организацией.
Поэтому акты обследования квартир, представленные в материалы настоящего дела в качестве доказательств своевременного извещения истца о нарушении температурного режима, не отвечают правилам относимости доказательств (ст. 67 АПК РФ).
В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения используются среднечасовые и среднесуточные (т.е. обязательно должны быть как среднечасовые, так и среднесуточные) значения параметров теплоносителя, которые определяются на основании показаний приборов, регистрирующих эти параметры (см. п.п. 95, 97, 101 и 103 постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Согласно п.п. 4.3.3., 5.6 и 5.7 спорных договоров, в рамках фактически сложившихся отношений, по которым заявлены исковые требования, ответчик, как обязанная сторона по обеспечению учета горячей воды снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, вносит показания приборов учета в журнал учета потребления горячей воды и передает указанные сведения истцу не позднее 25-го числа расчетного периода по согласованной форме (обязательные для заполнения столбцы: дата и время работы - часы), которые должны быть подписаны уполномоченным лицом и иметь оттиск печати, оформление сведений о показаниях приборов учета горячей воды уполномоченным представителем апеллянта допускается исключительно при наличии оригинала доверенности, содержащей право поверенного на подписание сведений о показаниях приборов учета горячей воды у УК.
Однако, данный порядок снятия и предоставления показаний приборов за спорный период со стороны ответчика нарушен, ответчиком в адрес истца представлен "Анализ предоставления горячей воды ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими продолжительность, на основе часовых показаний по ставки ресурса".
Более того, данный анализ никем не подписан, т.е. по сути, ответчиком представлены аналитические данные за спорный период (т.е. без предоставления первоисточника - ведомостей ОДПУ), а не почасовые данные ОПДУ, как того требуют положения Правил N 354 для целений составления расчета снижения размера платы, следовательно, в данном случае, по мнению апелляционного суда, отсутствует само основание для вывода о возможности проведения корректировки платы за горячую воду ненадлежащего качества и снижения размера такой платы, по мотиву непредставления в материалы дела первичных доказательств - а именно, почасовых ведомостей учета параметров теплопотребления, поскольку расчет снижения размера платы подлежит составлению на основании почасовых данных приборов учета.
Следовательно, апелляционный суд полагает, что ответчиком не доказаны надлежащими доказательствами основания для снижения размера платы (статья 65 АПК РФ).
Вопреки доводам жалобы следует отметить, что добровольное проведение снижения размера платы истцом на основании представленного ответчиком Анализа, не влечет вывод о признании данного доказательства надлежащим.
Также во всех актах обследования жилых помещений, представленных апеллянтом, указан только один час забора пробы горячей воды. При этом, учитывая, что в силу конструктивных особенностей трубопроводов и МКД в г. Туринске температура ГВС находится в прямой зависимости от циркуляции теплового носителя (водоразбора), соответственно на репрезентативность измерений существенным образом влияет время отбора проб: в вечерние и утренние часы водоразбор (циркуляция = температура) значительно увеличивается, а в дневные и ночные часы, наоборот, снижается, однако, все заборы проб апеллянтом производились в часы, когда абсолютное большинство жителей (потребителей) находилось на работе, значит, водоразбор был низким и значения, указанные в актах обследования не могут быть релевантными.
Таким образом, доказательства, свидетельствующие, по мнению ответчика, о соблюдении последним порядка уведомления о некачественности потребленного ресурса (температура горячей воды), не отвечают критериям относимости и допустимости доказательств, предусмотренных в статьях 67 и 68 АПК РФ.
Учитывая, что само по себе несогласие ответчика с расчетом истца, не является основанием для признания верным расчета УК (ввиду непредставления последним необходимых первичных данных для составления расчета снижения размера платы), а также принимая во внимание, что истец, пользуясь предусмотренным ст. 49 АПК РФ правом на уменьшение и частичный отказ от исковых требований, добровольно принял решение учесть за спорный период аналитические данные температуры на ОДПУ, исковые требования с учетом ходатайства истца об их уменьшении до суммы в размере 301 604 руб. 55 коп. судом первой инстанции были удовлетворены обоснованно.
Доводы ответчика о необходимости руководствоваться Правилами организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, регулирующими отношения в сфере теплоснабжения только между ресурсоснабжающими, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями (п. 1 Правил N 808), отклонены, поскольку Правила N 808 не устанавливают порядка расчетов и поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а ответчик по настоящему спору не является ни ресурсоснабжающей, ни теплоснабжающей и ни теплосетевой организацией, равно как ответчик относительно заявленных исковых требований не является исполнителем коммунальных услуг, т.к. не приобретает у истца горячую воду как коммунальный ресурс для населения (собственников МКД), а приобретает данную горячую воду только для целей содержания общедомового имущества.
Истец в письменных возражениях особо обратил внимание суда на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А60-8096/2020, а ответчик продолжает требовать от истца, чтобы температура горячей воды на вводе в каждый МКД превышала 81°С; чтобы в расчетах использовался коэффициент тепловых потерь; чтобы в расчетах использовался такой новый параметр качества горячей воды как перепад давления; чтобы установленный Правилами N 354 (п. 7 разд. II Приложения N 1) минимальный диапазон нормативного давления горячей воды для ответчика был повышен в 10 раз.
В материалы указанного дела были представлены доказательства того, что в каждом МКД разводящие трубопроводы ГВС вообще не имеют никакой теплоизоляции, что существенно влияет на теплоотдачу и является нарушением п. 9.5.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, согласно которым тепловая изоляция должна быть толщиной не менее 10 мм. Также в абсолютном большинстве МКД со стороны ответчика не установлены терморегуляторы, что является нарушением п. 9.5.1 Правил N 115, в соответствии с которыми установка автоматического регулятора является обязательной, т.к. отсутствие регуляторов температуры на обратных трубопроводах приводит к увеличению циркуляции у ближайших от источника потребителей и отсутствии (уменьшению) циркуляции у последующих потребителей. Судами сделаны выводы о том, что коэффициент тепловых потерь не может быть применим как коэффициент прямой зависимости в отношении температуры горячей воды, равно как не может самостоятельно участвовать в расчетах без остальных показателей, установленных в п. 24 (1) постановления Правительства РФ N 306 от 23.05.2006; зоной ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (Жилищный кодекс РФ, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении", п.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491) являются сети инженерно-технического обеспечения, расположенные за внешней границей стены многоквартирного дома, т.е. сети внутри МКД; доводы ООО "УК Тура-инжиниринг" об увеличении нормативного значения температуры горячей воды в местах водоразбора являются необоснованными, так как последняя не вправе перераспределять ответственность за потери во внутридомовых инженерных системах горячего водоснабжения на РСО.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
У ответчика отсутствуют основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку ответчик обязательства по оплате тепловых ресурсов, поставленных в спорный период истцом, не исполнил надлежащим образом, доказательства обратного не представил (ст. 65 АПК РФ), исковые требования удовлетворены в полном объеме в силу ст. ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ обоснованно.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит. Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 3000 руб. по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2021 года по делу N А60-29719/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
В.Ю. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29719/2020
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЕПЛОСЕТЬ
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТУРА-ИНЖИНИРИНГ"