г. Москва |
|
21 января 2022 г. |
Дело N А40-115458/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Администрации Некрасовского муниципального района
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2021 по делу N А40-115458/21
по заявлению Администрации Некрасовского муниципального района
(ИНН 7621003800, ОГРН 1027601598617)
к Центральному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Старова И.А. по дов. от 11.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация Некрасовского муниципального района обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным предписание Центрального Управления Федеральной Службы по Экологическому, Технологическому и Атомному Надзору N 5.1-0960вп-П0013-2021 от 02.03.2021 г.
Решением суда от 06.10.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представил письменный отзыв.
Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие, которое удовлетворено. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Центральным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление) на основании распоряжения от 20.02.2021 N РП-210-960-0 в отношении Администрации Некрасовского муниципального района была проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 06.10.2020 N 5.1.-2624пл-П/0051-2020.
По результатам проведенной проверки выдано предписание N 5.1.-0960вп-П0013-2021 от 02.03.2021 (далее постановление) об устранении выявленных нарушений со сроком устранения 1 июня 2021 года по всем 14 пунктам выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствуется следующим.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация Некрасовского района является собственником гидротехнических сооружений:
- платины на реке Ухтанка в селе Вятское Некрасовского муниципального района Ярославской области;
- платины на реке Княгиня у села Левашово Некрасовского муниципального района Ярославской области.
По результатам внеплановой выездной проверки проведенной в период с 26.02.2021 по 02.03.2021 на основании распоряжения Управления от 20.02.2021 N РП-210-960-О "О проведении внеплановой выездной проверки Администрации
Некрасовского муниципального района Ярославской области" с целью контроля исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 06.10.2020 N 5.1-2624пл-П/0051-2020, срок исполнения которого истек 05.01.2021, составлен акт проверки от 02.03.2021 N 5.1-0960вп-А/0013-2021 (далее - Акт проверки от 02.03.2021). Выявленные нарушения обязательных требований по безопасной эксплуатации ГТС отражены в Акте проверки от 02.03.2021 (10 нарушений по гидротехническому сооружению - платин на реке Княгиня; 4 нарушения по гидротехническому сооружению - платина на реке Ухтанка).
С актом проверки ознакомлен глава администрации Некрасовского района Коратаев А.Н. 02.03.2021.
02.03.2021 года должностным лицом Управления в адрес Заявителя было выдано предписание N 5.1-0960вп-П/0013-2021 (далее - Предписание от 19.02.2021), которое содержало требование об устранении 14 нарушений, срок устранения 01.06.2021.
26.05.2021 в Управление поступило ходатайство администрации Некрасовского района от 19.05.2021 исх. N Исх.12.01-1124/21 (вх. N210/23994) о продлении срока исполнения предписания.
Письмом от 04.06.2021 исх. N 210-16876 Управление отказало в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона N 117-ФЗ, среди общих требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений указано на необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения должностные лица органа муниципального контроля,
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, государственного контроля (надзора), органа проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Срок исполнения предписания не является пресекательным и может быть продлен по мотивированному и документально обоснованному ходатайству заинтересованного лица, либо самим органом при наличии к тому оснований, а в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно
Доводы Заявителя о неисполнимости предписания в установленный срок вследствие особенностей осуществления хозяйственной деятельности не может быть признан обоснованным.
Обязанность соблюдать обязательные требования в сфере безопасности гидротехнических сооружений возлагается действующим законодательством на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию вне зависимости от указанных Заявителем обстоятельств.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о недостаточности срока для исполнения предписания.
Также Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и (или) основного оборудования до устранения нарушений, указанных в предписании.
Кроме того, срок исполнения предписания не является пресекательным и может быть продлен, установленный предписанием срок не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Так, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 26.02.2021 по 02.03.2021 на основании распоряжения Управления от 20.02.2021 N РП-210-960-О "О проведении внеплановой выездной проверки администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области" с целью контроля исполнения Заявителем ранее выданного предписания (от 06.10.2020 N 5.1-2624пл-П/0051-2020) по неисполненым пунктам установлены новые сроки исполнения.
Выявленные в ходе проверки Заявителя, нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере безопасности гидротехнических сооружений являются законными и обоснованными.
Доводам Заявителя о нарушении требований пункта 2.3, 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 113-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) являются несостоятельными.
Согласно п. 2.3 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Доводы Заявителя о неисполнимости предписания в установленный срок вследствие особенностей осуществления хозяйственной деятельности не может быть признан обоснованным.
Обязанность соблюдать обязательные требования в сфере безопасности гидротехнических сооружений возлагается действующим законодательством на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию вне зависимости от указанных Заявителем обстоятельств.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о недостаточности срока для исполнения предписания.
Также Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и (или) основного оборудования до устранения нарушений, указанных в предписании.
Срок исполнения предписания не является пресекательным и может быть продлен, установленный предписанием срок не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Так, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в период с 26.02.2021 по 02.03.2021 на основании распоряжения Управления от 20.02.2021 N РП-210-960-О "О проведении внеплановой выездной проверки администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области" с целью контроля исполнения Заявителем ранее выданного предписания (от 06.10.2020 N 5.1-2624пл-П/0051-2020) по неисполненым пунктам установлены новые сроки исполнения.
Выявленные в ходе проверки Заявителя, нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере безопасности гидротехнических сооружений являются законными и обоснованными.
По доводам Заявителя о нарушении требований пункта 2.3, 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 113-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Согласно п. 2.3 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Администрация Некрасовского района является собственником гидротехнических сооружений:
- платины на реке Ухтанка в селе Вятское Некрасовского муниципального района Ярославской области;
- платины на реке Княгиня у села Левашово Некрасовского муниципального района Ярославской области.
Указанные гидротехнические сооружения статьей 3 Федерального закона N 117-ФЗ определены как гидротехнические сооружения, на которые распространяются положения данного закона.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 255) в случае, если сведения о гидротехническом сооружении не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений и (или) не обновлены в Российском регистре гидротехнических сооружений с присвоением гидротехническому сооружению соответствующего класса, плановые проверки в отношении такого гидротехнического сооружения проводятся с периодичностью не чаще, чем один раз в течение одного года.
Проверка Администрации проведена на основании распоряжения Управления от 20.02.2021 N РП-210-960-О в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" 10001451838.
Проверка Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области включена в план проведения проверок, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС "Единый реестр проверок", размещенный телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, утвержден приказом Генпрокуратуры России от 21.04.2014 N 222 (далее - Порядок).
Так в соответствии с указанным Порядком:
Органы прокуратуры в срок до 10 сентября рассматривают проекты планов на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора).
При установлении прокурорами несоответствия представленных органами контроля (надзора) конкретных пунктов проектов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляется соответствующий орган контроля до 10 сентября года, предшествующего году проведения проверок (п. 5).
Формирование плана производится органами прокуратуры в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения проверок, путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), представляющих такие планы, и их сведения в пределах субъекта Российской Федерации (п. 8).
План подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 9).
Следовательно, проведение проверки Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области согласовано с прокуратурой соответствующего субъекта.
Ссылка Заявителя на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.08.2020 по делу N А82-565/2020 по заявлению Администрации к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2019 N 3.2-Пс/0209-2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 9.2 КоАП РФ, отклоняется.
Как видно из решения суда по делу N А82-565/2020, основанием для признания незаконным постановления послужили процессуальные нарушения со стороны административного органа, что следует из текста судебного акта: "В протоколе по делу об административном правонарушении, а также в постановлении по делу об административном правонарушении административным органом не указано, в чем конкретно выразилось административное правонарушение Администрации, зафиксирован только факт отсутствия соответствующей регистрации объектов в специальном реестре.".
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что Заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2021 по делу N А40-115458/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115458/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕКРАСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73010/2021
12.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-27385/2021
06.10.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-115458/2021
30.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29132/2021