город Томск |
|
24 января 2022 г. |
Дело N А45-18602/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" (N 07АП-11832/2021) на решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18602/2021 (судья Хорошилов А.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" (ИНН: 5407980546, 630009, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, д. 16, оф. 610) к Мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный пр-т, 34) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство от 10.06.2021 N 11/1/11.1-04/02004,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Мочалов А. В. по дов. от 18.10.2021, диплом,
От заинтересованного лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" (далее - заявитель, общество, ООО СЗ "Владиславский") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, мэрия) о признании незаконным решения от 10.06.2021 N 11/1/11.1-04/02004 об отказе в выдаче разрешения на строительство (далее - оспариваемое решение).
Решением от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что материалами дела не подтверждаются доводы заинтересованного лица о том, что предоставленные ООО СЗ "Владиславский" документы (проектная документация) для строительства "Многоквартирного среднеэтажного жилого дома" не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленных градостроительным планом; законодатель указывает, что основным документом при получении разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, является градостроительный план земельного участка; суд не принял во внимание, что на дату выдачи градостроительного плана земельного участка N РФ-54-2-03-0-00-2021-0190 информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства основана на Решении Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 54:35:063605:99 отнесен к территориальной зоне "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1)", в пределах которой установлена "подзона застройки жилыми домами смешанной этажности средней плотности застройки (Ж-1.4)", для которого среднеэтажная жилая застройка является основным видом разрешенного использования.
Мэрия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя мэрия.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно материалам дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:35:063605:99 площадью 3 102 кв.м., расположенный по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Связистов.
08.06.2021 общество обратилось в управление архитектурно-строительной инспекции мэрии с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный среднеэтажный жилой дом" (далее - объект) по ул. Связистов в Ленинском районе города Новосибирска (с количеством надземных этажей - 8).
В результате рассмотрения заявления было вынесено оспариваемое решение, в соответствии с которым в выдаче разрешения на строительство было отказано со ссылкой на нормы части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ввиду несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно: согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами Станиславского, Титова и Связистов и перспективной городской магистралью, в Ленинском районе, утвержденного постановлением мэрии от 22.06.2015 N 2406, земельный участок с кадастровым номером 54:35:063605:99 расположен зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), в которой, согласно пункту 2.2 указанного Проекта, не допускается строительство "многоквартирных среднеэтажных домов".
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно пришел к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов принимают муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления (мэрия города Новосибирска) в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления (мэрия города Новосибирска) отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить соответствие проектной документации: правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты; проекту планировки территории и проекту межевания территории; допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:063605:99 расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства с наименованием "Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)", в которой согласно пункта 2.2 Проекта планировки территории не допускается строительство многоквартирных среднеэтажных домов (с количеством надземных этажей менее - 9).
Отклоняя доводы заявителя о том, что Проект планировки территории не соответствует (противоречит) Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 (далее - Правила землепользования), а также Генеральному плану города Новосибирска, утвержденному решением Совета депутатов г.Новосибирска от 26.12.2007 N824 и, в связи с этим, он не должен применяться, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Функциональные зоны, территориальные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства имеют различный правовой режим и устанавливаются разными документами территориального планирования и градостроительного зонирования, а именно:
1) функциональные зоны - Генеральным планом (пункт 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ);
2) территориальные зоны - правилами землепользования и застройки (пункт 2 части 2, части 4 статьи 30 ГрК РФ);
3) зоны планируемого размещения объектов капитального строительства -проектом планировки территории (подпункт "в" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Земельный участок с кадастровым номером 54:35:063605:99 находится в границах: функциональной зоны с наименованием "Жилая зона" (индекс зоны 100) в соответствии с Генеральным планом; территориальной зоны с наименованием "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж1)", а именно в границах подзоны с наименованием "Подзона застройки жилыми домами смешанной этажности средней плотности застройки (Ж-1.4)" в соответствии с Правилами застройки; зоны планируемого размещения объектов капитального строительства с наименованием "Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)" в соответствии с Проектом планировки территории.
В функциональной зоне с наименованием "Жилая зона" (индекс зоны 100) предполагается размещение объектов малоэтажной, среднеэтажной и многоэтажной (высотной) жилой застройки, для которых установлена предельная максимальная этажность - до 30 этажей (пункт 1 таблицы 9 Положения о территориальном планировании города Новосибирска являющегося приложением 1 к Генеральному плану города Новосибирска).
В территориальной подзоне с наименованием "Подзона застройки жилыми домами смешанной этажности средней плотности застройки (Ж-1.4)" разрешается размещение многоквартирных среднеэтажных домов с количеством надземных этажей от 5 до 8 (включительно) и (или) многоквартирных многоэтажных домов с количеством надземных этажей от 9 до 30 (включительно) (часть 1, часть 2.4 статьи 37 Правил застройки).
В зоне планируемого размещения объектов капитального строительства с наименованием "Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)" предусмотрено размещение "многоэтажной жилой застройки", то есть многоквартирных домов с количеством надземных этажей от 9, что установлено в пункте 2.2 Проекта планировки территории.
Требования к количеству надземных этажей: по Генеральному плану от 0 до 30, по Правилам застройки от 5 до 30, по Проекту планировки территории от 9 до 30.
Правила застройки подготовлены с учетом функциональной зоны с наименованием "Жилая зона" (индекс зоны 100) Генерального плана и не противоречат ему, а уточняют (конкретизируют) требования применительно к территории в границах соответствующей территориальной зоны (подзоны). Проект планировки территории, в свою очередь, подготовлен с учетом функциональной зоны "Жилая зона" (индекс зоны 100) Генерального плана и территориальной подзоны (Ж-1.4) Правил застройки и не противоречит им, а уточняет (конкретизирует) требования применительно к территории в границах соответствующей зоны планируемого размещения объектов капитального строительства.
Как верно отметил суд первой инстанции, строительство многоэтажного многоквартирного жилого дома (9 и более этажей) на участке с кадастровым номером 54:35:063605:99, площадью 3102 кв.м, не представляется возможным в связи с тем, что установленный Правилами землепользования и застройки города Новосибирска предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" - 0,35 га (3500 кв.м).
Судом также установлено, что в мэрию города Новосибирска жителями многоквартирных домов N 131 и N 147 по ул. Связистов и иных близлежащих домов были направлены многочисленные жалобы на планируемое строительство на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063605:99 восьмиэтажного многоквартирного дома. В связи с чем, при подготовке изменений в Правила землепользования предложения жителей по смене территориальной зоны в границах участка (с Ж-1.4 на ОД-4) в целях исключения жилищного строительства были учтены и одобрены, что подтверждается заключением от 10.06.2021 о результатах общественных обсуждений по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 N1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска". 30.06.2021 решением Совета депутатов г. Новосибирска от 30.06.2021 N159 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, согласно которым в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:063605:99 территориальная зона "Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1.4)" была изменена на зону "Зона специализированной малоэтажной общественной застройки (ОД-4.1)", в которой не допускается (запрещено) строительство любых многоквартирных жилых домов.
С учетом того, что планируемый заявителем к строительству объект не соответствует требованиям Проекта планировки территории, согласно которого размещение среднеэтажного многоквартирного дома (5-8 этажей) не допускается, основания для вынесения оспариваемого решения у мэрии имелись.
Доводы жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-18602/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Владиславский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18602/2021
Истец: ООО Специализированный застройщик "Владиславский"
Ответчик: МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Мэрия города Новосибирска в лице управления архитектурно-строительной инспекции, Седьмой арбитражный апелляционный суд