г. Владивосток |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А51-12972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей",
апелляционное производство N 05АП-8671/2021
на решение от 19.11.2021
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-12972/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (ИНН 2504000684, ОГРН 1022501899177)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408)
о признании недействительными пунктов 4, 6, 9, 10, 11 предписания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 28.04.2021,
при участии:
от МУПВ "ВПЭС": Борисова Е.А. по доверенности N 5/115-юр от 20.12.2021, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 18502);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю: не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (далее - заявитель, предприятие, МУПВ "ВПЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее - ответчик, Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю) о признании недействительными пунктов 4, 6, 9, 10, 11 предписания от 28.04.2021 N 560 об устранении выявленных нарушений, как не соответствующие Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МУПВ "ВПЭС" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение от 19.11.2021 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" вступил в силу с 01.04.2021, то есть в период проведения Роспотребнадзором проверки. Соответственно, по мнению апеллянта, у него отсутствовала обязанность по выполнению предусмотренных указанным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 N 29н норм. Кроме того, пункт 10 оспариваемого предписания противоречит обстоятельствам, указанным в акте проверки N 560 от 28.04.2021, поскольку выводы о наличии персонала, обслуживающего водопроводные сети и подверженного риску заражения гепатитом А, сделаны органом надзора, в отсутствие документального подтверждения указанных обстоятельств. Оспариваемый пункт 11 предписания вынесен при отсутствии конкретных фактических обстоятельств, связанных с установлением фактов аварийных ситуаций при проведении проверки, органом надзора не установлено, что также следует из содержания акта проверки.
Через канцелярию суда от Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. Управление по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Определение Пятого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.12.2021 и размещено в информационной системе "Картотека арбитражных дел" по адресу: http://kad.arbitr.ru в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель апеллянта не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя Управления, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебном заседании представитель МУПВ "ВПЭС" доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее:
На основании распоряжения (приказа) от 26.03.2021 N 560 уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" с целью выполнение Плана мероприятий по надзору на 2021 год, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю 30.10.2020, в отношении МУПВ "ВПЭС" в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 проведена плановая, выездная проверка в рамках федерального государственного контроля (надзора) организации и проведение плановой проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношений в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, реестровый номер N 313122070.
По итогам проверки оформлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 28.04.2021 N 560, в котором зафиксированы результаты проверки и выявленные нарушения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответственность за исполнение которых при осуществлении предпринимательской деятельности возложена на МУПВ "ВПЭС" и которому выдано предписание от 28.04.2021 N 560, устанавливающее обязанность в срок до 11.04.2022 устранить выявленные нарушения, перечисленные в пунктах 1-12.
Полагая, что указанное предписание в части пунктов 4, 6, 9, 10, 11 не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, МУПВ "ВПЭС" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Плановая проверка может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ, не чаще, чем один раз в три года (часть 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 294-ФЗ, выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание такому юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая в соответствии с пунктом 4 Положения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании пункта 5.1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (пункт 5.1.1).
В силу пункта 6.5 Положения Федеральная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Таким образом, осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора.
Как следует из распоряжения (приказа) Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 26.03.2021 N 560 проверка в отношении МУПВ "ВПЭС" проводится в рамках федерального государственного контроля (надзора) организации и проведение плановой проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношений в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, реестровый номер N 313122070.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ, под федеральным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностных лиц, осуществляющих государственно-эпидемиологический надзор.
С учетом изложенного, исходя из цели вынесения отделом спорных предписаний, названные акты выданы, в том числе, в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
На основании пункта 4 статьи 44 Закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Как указано в пункте 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
Следовательно, оспариваемые МУПВ "ВПЭС" пункты 4, 6, 9, 10, 11 предписания, выданы в пределах полномочий, установленных статьей 50 Закона N 52-ФЗ и части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, а при его принятии не было нарушено право предприятия на защиту.
В частности, из материалов дела усматривается, что предписанием от 28.04.2021 N 560 на предприятие возложены обязанности устранить в срок до 11.04.2022, в том числе следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:
Пункт 4: откорректировать программу производственного контроля, Списки лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, работающих с вредными производственными факторами в соответствии с требованиями СП 2.2.3670-20, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, с учетом результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля и замечаний, указанных в акте проверки от 28.04.2021.
Пункт 6: организовать проведение предварительного и периодического медицинского осмотра сотрудников, работающих с вредными производственными факторами, после корректировки Списков лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, с учетом замечаний, указанных в акте проверки от 28.04.2021 и в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н. Предоставить документы по организации и проведению предварительного и периодического осмотра сотрудников в 2021-2022 (Списки лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, медицинские заключения по результатам предварительного медицинского осмотра сотрудников принятых на работу, заключительные акты).
Пункт 9: Организовать прохождение медицинского осмотра согласно приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 N 29н (пункт 24) для работников предприятия, обслуживающих водопроводные сети, а именно: слесаря, обслуживающие тепловые сети; слесаря - ремонтники; слесаря по обслуживанию тепловых сетей.
Пункт 10: организовать прохождение вакцинации против гепатита А лицами, подверженными профессиональному риску заражения, а именно работниками, обслуживающими водопроводные сооружения, оборудование и сети (слесаря, обслуживающие тепловые сети; слесаря ремонтники; слесаря по обслуживанию тепловых сетей) согласно требований пункта VI СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А", Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N2).
Пункт 11: Организовать проведение обязательного лабораторного контроля качества и безопасности горячей воды после устранения аварийных ситуаций согласно пункта 82 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу пункта 1.1 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (далее - СП 2.2.3670- 20), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40, настоящие Санитарные правила устанавливают требования к обеспечению безопасных для человека условий труда. При этом объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места хозяйствующего субъекта (пункт 2.3 СП 2.2.3670-20).
Источниками информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, служат результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля, документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности (пункт 2.1 СП 2.2.3670-20).
Производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды. Лабораторные исследования и испытания организуются хозяйствующим субъектом и проводятся испытательной лабораторией (центром), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством РФ (пункт 2.4 СП 2.2.3670-20).
В соответствии с пунктом 2.5 СП 2.2.3670-20 хозяйствующий субъект устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая включает: перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (пункт 2.5.1); перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований (пункт 2.5.2).
Информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами (перечень технологических процессов при которых используются канцерогенные вещества (с указанием их наименования); количество лиц, непосредственно контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин) с указанием профессий), должна быть указана в программе производственного контроля (пункт 4.35 СП 2.2.3670-20).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 34, статьи 29 Закона N 52- ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (абзац 1).
В силу абзаца 12 части 2 статьи 212 ТК РФ обязанность по организации проведения за счет собственных средств предварительных и периодических медицинских осмотров возложена на работодателя. Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (статья 214 ТК РФ).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок N 302н), действующий в редакции до 30.03.2021.
Согласно подпункту 2 пункта 3 Порядка N 302н проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение N 3), обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в том числе в целях выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов.
С 1 апреля 2021 года вступили в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 988н/1420н) и приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (далее - Приказ N 29н), разработанные взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Таким образом, учитывая, что с 01.04.2021 действует новый перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержденный Приказами Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020, в соответствии с частью 4 статьи 213 ТК РФ, проводить предварительные и периодические медосмотры необходимо: - при работах из разделов I - V перечня - если превышены предельно допустимые концентрации и уровни факторов на рабочем месте с подклассом условий труда 3.1 и выше; - при работах из раздела VI перечня (например, подземных) - независимо от класса условий. Без учета класса медосмотры обязательны и при воздействии на работника некоторых химических веществ, в том числе аллергенов, канцерогенов. Также направлять к врачу нужно тех, кто занят на работах, указанных в приложении к Порядку проведения медосмотров N 29н.
При этом работодателю необходимо разработать и утвердить список лиц, поступающих на работу, которые подлежат предварительным осмотрам (пункт 9 Порядка N 29н).
В списке отражается следующая информация согласно пункту 10 Порядка N 29н:
1) профессии (должности) работников согласно штатному расписанию;
2) вредные производственные факторы, работы в соответствии с Приложением к Порядку проведения медосмотров, а также вредные производственные факторы, установленные в результате спецоценки условий труда.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что как на основании требований приказа Минздрава России N 302н, так и на основании требований приказа Минздрава России N 29н, действующего с 01.04.2021 предприятие обязано формировать указанные списки лиц и перечни факторов и работ, наличие которых установлено по результатам проведенной специальной оценки условий труда работников, с учетом всех факторов производственного контроля МУПВ "ВПЭС".
Вместе с тем, судом установлено, что в рамках рассматриваемой по делу плановой выездной проверки, Роспотребнадзору представлена программа производственного контроля, утвержденная руководителем предприятия в январе 2021, при анализе которой установлено, что она не соответствует требованиям пунктов 2.2, 2.5.2, 4.35 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
Так в акте проверки от 28.04.2021 N 560 отражено, что программу необходимо актуализировать с учетом санитарных норм и правил, утративших силу и вступивших в силу в 2021 году, а также программу необходимо откорректировать с учетом данных по результатам специальной оценки условий труда, замечаний указанных в акте, в том числе о том, что на р/м электромонтера по ремонту и монтажу КЛ не учтены химические вещества, обладающие в т.ч. канцерогенным действием - формальдегид (ПО, А, К), винилхлорид(1 К); на р/м электрослесаря по ремонту оборудования распределительных устройств и р/м слесаря КИПиА не учтен фактор производственной среды "свинец", при проведении паяльных работ ПОС (свинец обладает канцерогенным действием); на р/м электросварщика ручной сварки/электрогазосварщика/слесаря по обслуживанию теплового пункта/слесаря по ремонту оборудования ТС/слесаря по обслуживанию 1 С/слесарь-ремонтник не учтены химические вещества, входящие в состав сварочного аэрозоля: дихромтриоксид, углерода оксид, никель, кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца.
В акте проверки зафиксировано, что в программе производственного контроля не указана информация о наличии факторов производственной среды, обладающих канцерогенным действием, количество лиц, непосредственно контактирующих с данными веществами (всего и отдельно женщин с указанием профессий).
Также установлено, что производственный лабораторно-инструментальный контроль факторов производственной среды (микроклимат, освещенность, коэффициент пульсации, ЭМИ, аэроионный состав) на рабочих местах в офисных помещениях, в том числе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ в 2020-2021 гг. не проводился (в т.ч. и при проведении специальной оценки условий труда). Данные рабочие места и параметры производственной среды учтены в программе производственного контроля, утвержденной руководителем предприятия.
Установление данных обстоятельств явилось основанием для выводов, что в 2020-2021 гг. производственный лабораторно-инструментальный контроль факторов производственной среды организован не в полном объеме, что не отвечает требованиям пунктов 2.4, 2.7 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", статей 11, 25, 32 Закона N 52-ФЗ.
Также установлено, что МУПВ "ВПЭС" не организовано прохождение медицинского осмотра, согласно приложению к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (пункт 24) для работников предприятия, обслуживающих водопроводные сети, а именно: слесаря, обслуживающие тепловые сети; слесаря - ремонтники; слесаря по обслуживанию тепловых сетей.
Установление в ходе проверки данных обстоятельств явилось основанием для выдачи предприятию предписания от 28.04.2021 N 560, в котором в пунктах 4, 6, 9 указывалось на необходимость устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства соответствии с требованиями СП 2.2.3670-20 и Порядка N 29н, положения которого действовали с 01.04.2021 и, следовательно, подлежали исполнению на момент проверки.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что требования приказа Минздрава России N 302н и требования приказа Минздрава России N 29н являются фактически идентичными, следовательно, предприятие и ранее, до 01.04.2021, было обязано формировать указанные списки лиц и перечни с учетом всех факторов производственного контроля.
До вступления в силу положений Порядка N 29н действовал ранее изданный приказ Минздрава России от 12.04.2011 N 302н, во исполнение которого МУПВ "ВПЭС" утверждались соответствующие перечни контингентов лиц, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам, с указанием вредных факторов, а также вида работ в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ, наличие которых установлено по результатам проведенной специальной оценки условий труда работников предприятия и данная информация предоставлялась в Роспотребнадзор в ходе контрольных (надзорных) мероприятий.
Предприятие, не оспаривая установленные ответчиком обстоятельства выявленных вышеуказанных нарушений, ссылается на то обстоятельство, что проверка проводилась в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 и требования предписания направлены на устранение выявленных нарушений Порядка N 29н, который вступил в силу только с 01.04.2021, то есть с даты, когда была начата плановая выездная проверка и полагает, что фактически предприятие не могло нарушить требования действующего законодательства в части соблюдения требований указанного приказа Минздрава России N 29н.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что возлагаемые уполномоченным органом контроля на заявителя обязанности, изложенные в пунктах 4, 6, 9 предписания, являются законными, обоснованными, доступными и исполнимыми, с учетом указанных в акте проверки от 28.04.2021 N 560 замечаний о выявленных нарушениях и в соответствии с требованиями Порядка N 29н, подлежащими исполнению с 01.04.2021.
Также коллегия отмечает, что предприятие могло принять во внимание разъяснения, данные в Письмах от 04.03.2021 N 15-2/ООГ-581, от 10.03.2021 N 15-2/ООГ-654 Минтруда России в марте 2021 в связи с проведением с 01.04.2021 обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с Порядком N 29н и началом действия положений совместного приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.
С учетом изложенного, выявив в ходе проверки в деятельности предприятия нарушения действующего законодательства, последнему Роспотребнадзором законно и обоснованно указано в пунктах 4, 6, 9 предписания на их устранение в установленный срок, поскольку заявитель обязан соблюдать требования Закона N 52-ФЗ и иные санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Также в ходе проверки было установлено, что на предприятии отсутствует вакцинация против гепатита А у лиц, подверженных профессиональному риску заражения, у работников, обслуживающих водопроводные сооружения, оборудование и сети (слесаря, обслуживающие тепловые сети; слесаря-ремонтники; слесаря по обслуживанию тепловых сетей), что является нарушением требований пункта VI СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А", Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2).
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" проведение профилактических прививок и вакцинация являются обязательными для определенной категории граждан (статья 9).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.12.2010 N 190 утверждены СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита A" (вместе с "СП 3.1.2825-10. Профилактика вирусного гепатита A. Санитарно-эпидемиологические правила"), зарегистрированы в Минюсте РФ 10.02.2011 N 19787.
Согласно пункта 1.1 СП 3.1.2825-10 настоящие санитарно-эпидемиологические правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболеваний вирусным гепатитом A, соблюдение которых является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 2.2).
В порядке пункта 6.2 СП 3.1.2825-10 "Профилактика вирусного гепатита А" вакцинацию населения против гепатита А (ОГА) проводят в соответствии с действующим календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, региональными календарями профилактических прививок и инструкциями по применению препаратов, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Данный документ утратил силу с 01.09.2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (вместе с СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500).
Таким образом, на момент проверки и вынесения оспариваемого предписания в апреле 2021, данный документ действовал и подлежал соблюдению предприятием в силу его пункта 2.2.
Суд соглашается с выводами Роспотребнадзора, что указанные работники, в чьи обязанности входит обслуживание и наладка оборудования тепловых пунктов (ТВ) и узлов систем теплоснабжения, входят в категорию лиц, подлежащих обязательной вакцинации против вирусного гепатита А, согласно приказа Минздрава России N 125н.
Кроме того в ходе проверки представленных документов Роспотребнадзором установлено, что после устранения аварийных ситуаций МУПВ "ВПЭС" не проводится обязательный лабораторный контроль качества и безопасности горячей воды, что является нарушением пункта 82 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Частью 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В части 2 названной статьи указано, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 Закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21" утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В силу пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Согласно пункта 82 СанПиН 2.1.3684-21 при вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм права и специфики хозяйственной деятельности, предприятие обязано проводить обязательный лабораторный контроль качества и безопасности, в том числе горячей воды после устранения аварийных ситуаций, тем не менее, надзорному органу в ходе проверки документы по организации и проведению такого производственного контроля, в том числе в виде результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений за 2020- 2021 г.г., не представлены.
В связи с чем, пунктом 11 предписания на предприятие законно и обоснованно возложена обязанность организовать проведение обязательного лабораторного контроля качества и безопасности горячей воды после устранения аварийных ситуаций, согласно пункта 82 СанПиН 2.1.3684-21.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования пунктов 4, 6, 9, 10, 11 предписания об устранении выявленных нарушений от 28.04.2021 N 560 с установленным сроком его исполнения, которым на общество возлагалась обязанность совершить действия по устранению выявленных в ходе проверки нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, зафиксированных в акте проверки от 28.04.2021 N 560, являются законными.
При таких обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции сделал правильный вывод о соответствии оспариваемых пунктов 4, 6, 9, 10, 11 предписания Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 28.04.2021 N 560 закону, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Анализ оспариваемого предписания показывает, что данный ненормативный правовой акт по своей форме и содержанию соответствует действующему законодательству, содержит все необходимые реквизиты (в том числе перечень выявленных нарушений и срок их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены), которые ясны, доступны для понимания и не влекут двоякого толкования.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения обязательных требований, на которые указано в спариваемой части предписания от 28.04.2021 N 560, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении спора суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные отношения, и в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1.500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Как установлено абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
По правилам подпункта 12 пункта 1 названной статьи при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 названного Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что при подаче в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционной жалобы по настоящему делу апеллянтом было уплачено 3.000 руб. государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением N 7244 от 16.12.2021.
Соответственно заявителем при подаче апелляционной жалобы излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1.500 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.11.2021 по делу N А51-12972/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию города Владивостока "Владивостокское предприятие электрических сетей" (ИНН 2504000684, ОГРН 1022501899177) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 7244 от 16.12.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12972/2021
Истец: МУП ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА "ВЛАДИВОСТОКСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ