г. Пермь |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А50-32034/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Григорьевой Н.П., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
при участии:
от истца - представители не явились;
от ответчика - Батова В.В., доверенность от 10.01.2022;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца,
общества с ограниченной ответственностью "Экспертпроектстрой",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 августа 2021 года
по делу N А50-32034/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экспертпроектстрой" (ОГРН 1123123008854, ИНН 3123300970)
к муниципальному казенному учреждению "Управление технического заказчика" (ОГРН 1045900095933, ИНН 5902293058)
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкспертПроектСтрой" (далее - ООО "ЭкспертПроектСтрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление технического заказчика" (далее - МКУ "УТЗ", ответчик) о признании недействительными односторонних отказов от исполнения муниципального контракта N 22 на выполнение работ по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинная, 15 от 04.06.2020 и муниципального контракта N 21 на выполнение работ по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. Гашкова, 20а от 10.06.2020.
Решением суда от 02.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что у ответчика отсутствовали основания для расторжения муниципальных контрактов. Ссылается, что условиями контрактов было предоставлено право на детализацию графика производства работ, в части изменения сроков выполнения этапов работ по контракту (п. 4.1.25). Отмечает, что фактически, до момента принятия ответчиком решений об одностороннем расторжении контрактов, работы ООО "ЭкспертПроектСтрой" были выполнены и сданы в тех объемах, которые были предусмотрены контрактами. Указывает, что между сторонами были подписаны дополнительные соглашения к контрактам об изменении доведенных лимитов по источникам финансирования работ, тем самым заказчик изменил существенные условиях контрактов, и нарушил законодательство Российской Федерации о контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, истец полагает, что ответчиком была нарушена процедура расторжения контрактов, предусмотренная законом о контрактной системе.
Ответчик направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 апелляционная жалоба истца принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 26.10.2021.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 производство по апелляционной жалобе приостановлено в связи с введением на территории Пермского края ограничительных мер по причине распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию.
Определением апелляционного суда от 23.11.2021 назначено судебное заседание на 19.01.2022 11:45 для решения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе и проведения в этом же заседании судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы истца, ООО "Экспертпроектстрой", на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2021 по делу N А50-32034/2020.
Протокольным определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 производство по апелляционной жалобе ООО "Экспертпроектстрой" возобновлено.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителей не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в качестве правового обоснования иска истец указал ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
В качестве фактических обстоятельств истец ссылается на то, что между ООО "Экспертпроектстрой" (подрядчик) и МКУ "УТЗ" (заказчик) заключены следующие муниципальные контракты:
1. муниципальный контракт N 22 на выполнение работ по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15 от 04.06.2020 (далее - контракт N 22), в соответствии с пунктом 1.1. которого Подрядчик обязуется на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15 (далее - Объект), в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), проектной и рабочей документацией (Приложение N 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение N 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3. контракта N 22 результатом выполненных работ по настоящему Контракту является законченный строительством Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального экологического надзора в случаях предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, готовый к вводу в эксплуатацию и в отношении которого подписан акт приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме N КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100.
В пункте 2.1. контракта N 22 стороны согласовали следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта, окончание выполнения работ: не более 793 (семьсот девяносто три) календарных дня с даты заключения Контракта.
При этом, сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Срок исполнения Контракта может быть изменен по основаниям, предусмотренным статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В пункте 2.2. контракта N 22 определено место выполнения работ: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Целинная, 15.
Согласно пункту 3.1. контракта N 22 цена контракта составляла 290 728 525 (Двести девяносто миллионов семьсот двадцать восемь тысяч пятьсот двадцать пять) рублей 81 копейка, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (Двадцать) процентов 48 454 754 рубля 30 копеек.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта N 22 в обязанности подрядчика входило: в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, в соответствии с проектной и рабочей документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ, требованиями настоящего Контракта и действующих на момент выполнения работ правовых и нормативных актов, строительных норм и правил, технических регламентов и сдать Заказчику результат выполненных работ; обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией; обеспечить поставку необходимых для строительства или реконструкции материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение (подпункт 4.1.1 контракта N 22); Оборудовать площадку в соответствие с нормами действующего законодательства РФ в области обустройства строительных площадок и Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы N 265 от 18.12.2018: установить ограждение строительной площадки высотой не менее 2 м, обеспечить надлежащее содержание ограждения; пешеходную зону ограждения оборудовать освещением в темное время суток; обеспечить строительную площадку биотуалетом, мойкой колес с отстойником и фильтрацией; обеспечить складирование строительных материалов; обеспечить ежедневную уборку строительной площадки и территории за ограждением не менее 5 м от строительного мусора; установить информационный стенд с указанием наименования Объекта и его адреса, указанием информации о Заказчике, о Подрядчике, с указанием руководителей Подрядчика, номеров контактных телефонов Подрядчика для связи, плановых сроках выполнения работ, изображением Объекта (паспорт Объекта) в соответствии с проектом организации строительства (далее - ПОС). Проект паспорта Объекта и схему пожарного проезда согласовать с Заказчиком (подпункт 4.1.3. контракта N22); обеспечить получение всех требуемых разрешений (в т. ч. разрешение на производство земляных работ) и согласований на производство работ от соответствующих уполномоченных органов от имени Заказчика на основании выданной Заказчиком доверенности согласно требованиям действующего законодательства (подпункт 4.1.5.1. контракта N22); обеспечить временное подключение к инженерным коммуникациям в соответствующих организациях, необходимых для выполнения работ по настоящему Контракту. Самостоятельно провести все согласования по временному подключению к инженерным сетям (подпункт 4.1.5.2. контракта N22); обеспечить выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, охране окружающей среды, сохранности зеленых насаждений во время проведения работ, требований безопасности труда (подпункт 4.1.5.4 контракта N22); обеспечить осуществление входного контроля с момента переданной для исполнения проектной и рабочей документации, при наличии замечаний к указанной документации направить их заказчику в течение 3 (Трех) рабочих дней (подпункт 4.1.5.6. контракта N22); обеспечить своевременное оформление исполнительной документации и актов освидетельствования скрытых работ с извещением Заказчика не менее чем за 3 (Три) рабочих дня о времени освидетельствования скрытых работ (подпункт 4.1.5.10 контракта N22); выполнить за счет собственных средств все работы по обустройству и надлежащему содержанию строительной площадки, монтажу временных строений и сооружений, устройству монтажных площадок, сооружению и подключению временных инженерных сетей (подпункт 4.1.6. контракта N22); Осуществлять уборку и надлежащее содержание территории Объекта в период проведения работ, а также после сдачи Объекта Заказчику в течение 5 (Пяти) рабочих дней или в иные, согласованные с Заказчиком сроки, вывезти за пределы строительной площадки, принадлежащие ему, временные сооружения, механизмы, материалы, оборудование и иное имущество, а также строительный мусор (подпункт 4.1.12 контракта N22); Привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 (Пятнадцати) процентов от цены настоящего Контракта. Данное условие не применяется, если сам Подрядчик является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией (подпункт 4.1.13 контракта N22); Подключить законченный строительством Объект по постоянной схеме к системам электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и иным системам (подпункт 4.1.18 контракта N22); Подрядчик обязан в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта определить конкретные виды и объемы работ из числа видов работ, предусмотренных Приложением N6 к Контракту, и направить в адрес Заказчика (подпункт 4.1.24 контракта); Подрядчик вправе в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта откорректировать сроки выполнения этапов работ путем внесения изменений в график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту) в рамках срока выполнения Контракта и представить Заказчику для согласования. Дополнительно представить в адрес Заказчика в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты подписания Контракта детализированный сетевой график выполнения строительно-монтажных работ на электронном носителе Microsoft Project и бумажном носителе для согласования и утверждения (подпункт 4.1.25 контракта N22); В соответствии с ч. 23 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Подрядчик обязан предоставить информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта. Информация должна содержать указание реквизитов договора субподряда, цены и предмета договора субподряда, контактные данные субподрядной организации (адреса, номера телефонов, сведения о руководителе) (подпункт 4.1.28 контракта N22); Подрядчик обязан обеспечить видеонаблюдение по периметру строительной площадки видеокамерами (разрешением не менее 1280x720 (HD), матрицей объектив не менее 2-4 мегапикселей, угол обзора не менее 80-110 градусов, скорость кадров не менее 20 к/с, скорость передачи не менее 512 кбит/с, режим ночной сьемки, возможность просматривать камеры с облачных хранилищ через клиент ХМЕуЕ или аналог для персонального компьютера) в количестве не менее 4 (Четырех) штук, с онлайн-трансляцией на весь период выполнения работ по Контракту. Онлайн-трансляция выполнения работ осуществляется на всей территории строительной площадки с обеспечением панорамного обзора (вид сверху поэтажно) Объекта (подпункт 4.1.31 контракта N22).
В соответствии с подпунктом 5.1.2. контракта в обязанности заказчика входило передать Подрядчику по акту приема-передачи в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта: строительную площадку для производства работ на Объекте; утвержденную проектную документацию; рабочую документацию со штампом "в производство работ"; копию разрешения на строительство Объекта; копию приказа о назначении уполномоченного представителя.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ к контракту N 22 работы по выносу наружных сетей водоснабжения, демонтажные работы, вывоз отходов ТБО должны были быть выполнены в течение 2 месяцев после заключения контракта, то есть до 03.08.2020. После выполнения указанных работ подрядчик обязан был приступить к выполнению общестроительных работ, работам устройству теплосети. К работам по устройству тепломеханической части ИТП подрядчик обязан был приступить с 04.09.2020. Работы по устройству наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, наружных сетей электроснабжения подрядчик обязан был выполнить в период сентября по ноябрь 2020 года.
30.06.2020 истец направил в адрес ответчика график строительно-монтажных работ с сопроводительным письмом N 622 от 29.06.2020 (т.7 л.д.122).
15.07.2020 подрядчик направил заказчику откорректированный график производства работ, что подтверждается письмом от 13.07.2020 N 701.
21.07.2020, 23.07.2020, 28.07.2020, 31 07.2020, 04.08.2020, 06.08.2020 составлены протоколы совещаний, согласно которым срок выполнения работ переносился в связи с тем, что они не были завершены подрядчиком.
04.08.2020 подписано дополнительное соглашение N 1 к контракту N 22, согласно которому контракт дополнен пунктом 7.19, регламентирующим порядок согласования расходования резерва средств на непредвиденные работы. Пункт 3.5. контракта изложен в новой редакции, на основании которой размеры средства на дополнительные затраты на производство строительно-монтажных работ в зимнее время, дополнительные затраты на временные здания и сооружения, учтены в стоимости конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ сметы контракта по нормативам, в соответствии с законодательством. Смета контракта принята в новой редакции, при этом общая стоимость работ не изменилась, определен размер непредвиденных затрат 2% - 4 750 466 руб. 11 коп.
05.08.2020 заказчик направил подрядчику письмо N 059-34/1-01-09-1-1606 о соблюдении сроков по объекту, что подготовительные работы должны быть завершены до начала строительно-монтажных работ, то есть до 04.08.2020. При этом подрядчиком не завершены демонтажные работы, не выполнено устройство временных дорог, не закончена расчистка территории от мусора, отсутствует освещение строительной площадки, отсутствует оснащение строительной площадки противопожарным инвентарем, не закреплены знаки геодезической разбивочной основы. Заказчик потребовал устранить нарушение сроков выполнения работ.
06.08.2020 подписано дополнительное соглашение N 2 к контракту N 22 в связи с изменением банковских реквизитов подрядчика.
13.08.2020 заключено дополнительное соглашение N 3 к контракту N 22 в связи с изменением юридического адреса, номера телефона подрядчика.
Согласно письму от 24.08.2020 N 059-34/1-01-09-1-1774 заказчик предложил подрядчику представить документы, подтверждающие устранение замечаний, указанных в письме от 17.08.2020 N 807.
31.08.2020 стороны подписали акт о приемке выполненных работ за август 2020 на сумму 3 499 278 руб. 82 коп., согласно которому подрядчик выполнил часть демонтажных работ.
25.08.2020 в письме N 850 и 27.08.2020 в письме N 860 истец сообщил ответчику, в том числе, о повреждении в пятне застройки кабеле 6 кВ, что не позволяет продолжить выполнение строительно-монтажных работ.
02.09.2020 в письме N 059-34/1-01-09-1-1861 заказчик уведомил подрядчика о том, что наличие охранной зоны кабеля 6 кВ в пятне застройки блока Б, до момента его выноса на основании подписанного Соглашения о компенсации, позволяет погрузить не менее 50% свай, при соблюдении требований нормативных документов. В связи с чем, приостановление выполнения работ не допустимо. Предоставление узла демонтажа колонн не оказывает влияния на выполнение оставшихся демонтажных работ (ребристые плиты покрытия, металлические фермы, прогоны), которые должны быть продолжены.
02.09.2020 заказчик выдал подрядчику предписание N 1 для устранения нарушений.
17.09.2020 на основании пункта 4.1.24 контракта N 22 подписано дополнительное соглашение N 5, которым определен перечень и объемы работ, подлежащих выполнению силами подрядчика без привлечения других лиц.
18.09.2020 заказчик уплатил подрядчику денежную сумму в размере 3 499 278 руб. 82 коп., что подтверждается платежным поручением N 312662.
18.09.2020 составлен акт осмотра строительной площадки, согласно которому работы не ведутся.
В письме от 21.09.2020 N 059-34/1-01-09-1-2051 заказчик указал подрядчику, что не начаты работы по наружным сетям водоснабжения, канализации и электроснабжения, не ведутся работы по устройству теплосети и тепломеханической части ИТП, не закончен вынос сетей водоснабжения, не закончены демонтажные работы и вывезен мусор, ориентировочное невыполнение составляет 14,5 млн. руб. Потребовал устранить нарушения, в том числе в части сроков выполнения работ, установленных графиком производства работ.
28.09.2020 стороны заключили дополнительное соглашение N 4 к контракту N 22, изложив пункты 9.2.2. и 9.7 контракта, касающиеся начисления неустойки за нарушение подрядчиком сроков исполнения обязательств, в новой редакции.
28.09.2020 стороны заключили дополнительное соглашение N 6 к контракту N 22, изложив пункт 3.2. контракта, в котором указаны объемы финансирования выполняемых работ в 2020 и в 2021 годах, в новой редакции.
Согласно письму от 28.09.2020 N 059-34/1-01-09-1-2097 заказчик сообщил о том, что документация, подтверждающая устранение подрядчиком замечаний, указанных в предписании N 1 от 02.09.2020, не направлена в адрес заказчика.
Подрядчик представил в материалы дела акт рабочей комиссии по фиксации объемов выполненных работ от 09.10.2020, который со стороны заказчика не подписан. Данный акт направлен в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 12.10.2020 N 1002.
19.10.2020 заказчик принял решение N 059-34/1-01-09-1-2137 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 22, указав, что подрядчиком неоднократно нарушались условия контракта, что подтверждается письмами, предписанием N 1, протоколами совещаний. Меры по устранению выявленных замечаний и допущенных нарушений Подрядчиком не приняты. Согласно акту обследования строительной площадки Объекта от 18.09.2020 года установлено, что работы не ведутся. Сроки выполнения работ по выносу наружных сетей водоснабжения, по демонтажным работам, по вывозу отходов ТБО нарушены. Подрядчик не приступил к выполнению общестроительных работ, работ по устройству наружного электроснабжения, теплосети, наружных сети водоснабжения, наружных сети канализации, тепломеханической части ИТП.
Информация о расторжении контракта размещена на интернет-сайте zakupki.gov.ru 06.11.2020.
16.11.2020 истец передал ответчику письмо от 13.11.2020 N 1086 с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
18.11.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю приняло решение N РНП-59-536 о включении сведений об истце в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия пришла к выводу о том, что подрядчиком нарушены условия контракта, не представлены доказательства совершения подрядчиком всех необходимых действий для исполнения условий контракта, подрядчик нарушает права заказчика относительно условий и срока выполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, нарушает обеспечение публичных интересов в правоотношениях. По мнению комиссии, действия подрядчика являются недобросовестными.
В письме от 19.11.2020 N 059-34/1-01-09-1-2582, ответчик сообщил истцу о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта N 22, о вступлении данного решения в законную силу с 06.11.2020, о прекращении обязательств по контракту.
2. муниципальный контракт N 21 на выполнение работ по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. Гашкова, 20а от 10.06.2020 (далее - контракт N 21), в соответствии с пунктом 1.1. которого Подрядчик обязуется на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. Гашкова, 20а (далее - Объект), в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), проектной и рабочей документацией (Приложение N 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение N 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В пункте 2.1. контракта N 21 стороны согласовали следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты заключения настоящего Контракта, окончание выполнения работ: не более 420 календарных дня с даты заключения Контракта.
При этом, сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Срок исполнения Контракта может быть изменен по основаниям, предусмотренным статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В пункте 2.2. контракта N 21 определено место выполнения работ: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Гашкова, 20а.
Согласно пункту 3.1. контракта N 21 цена контракта составляла 206 699 120 (Двести шесть миллионов шестьсот девяносто девять тысяч сто двадцать) рублей 00 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (Двадцать) процентов 34 412 441 рублей 54 копейки.
Остальные условия контракта N 21, аналогичны условиям контракта N 22.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ к контракту N 21 подрядчик обязан был выполнить работы по разбивке осей зданий и сооружений (вынос сетей в натуру) в течение месяца с момента заключения контракта, приступить к выполнению строительно-монтажных работ с 10.07.2020. Работы по наружным сетям канализации подрядчик обязан был выполнить в период с июня по ноябрь 2020 года. Приступить к выполнению работ по наружным сетям электроснабжения, канализации, теплоснабжения, наружному освещению подрядчик обязан был с 10.10.2020.
Стороны также подписали дополнительные соглашения N 1 - N 6 к контракту N 21 с условиями, аналогичными условиям в дополнительных соглашениях N 1 - N 6 к контракту N 22.
В июне 2020 года заказчик передал подрядчику строительную площадку.
30.06.2020 истец направил в адрес ответчика график строительно-монтажных работ с сопроводительным письмом N 623 от 29.06.2020 (т.7 л.д.118).
В протоколах оперативных совещаний, подписанных обеими сторонами, от 30.06.2020, от 02.07.2020, 07.07.2020, 14.07.2020, 21.07.2020, 23.07.2020, 28.07.2020, 31.07.2020, 04.08.2020, 06.08.2020, 13.08.2020 стороны указывали на подлежащие выполнению подготовительные работы, в том числе сроки их выполнения, на повторный перенос сроков выполнения работ в связи с их несоблюдением подрядчиком.
15.07.2020 подрядчик направил заказчику откорректированный график производства работ, что подтверждается письмом от 13.07.2020 N 701.
20.07.2020 заказчик направил подрядчику чертежи измененной рабочей документации.
05.08.2020 ответчик в письме N 05934/1-01-09-1-1604 сообщил, что подготовительные работы должны быть завершены до начала строительно-монтажных работ, то есть до 10.07.2020. При этом подрядчиком не выполнены работы по выносу сетей водоснабжения, не закончена расчистка территории от мусора, отсутствует освещение строительной площадки, не обеспечено оснащение строительной площадки противопожарным инвентарем, не закреплены знаки геодезической разбивочной основы, отсутствует видеонаблюдение. Строительно-монтажные работы не начаты. Потребовал устранить нарушение сроков выполнения работ.
В акте осмотра строительной площадки от 14.08.2020 указано на выполнение работ по погружению контрольных свай, вывоз порубочных остатков. Также указано, что отсутствует пункт мойки колес, видеонаблюдение.
18.08.2020, 26.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020, 08.09.2020, 10.09.2020, 15.09.2020, 17.09.2020 составлены акты осмотра строительной площадки, в соответствии с которыми работы на объекте не ведутся.
21.08.2020 в акте осмотра строительной площадки указано, что выполняются работы по динамическому испытанию свай, срезке плодородного слоя. Также указано на отсутствие системы видеонаблюдения, плана пожарной защиты объекта.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 31.08.2020 N 1 подрядчик выполнил работы по выносу осей в натуру на сумму 56 183 руб. 08 коп.
14.09.2020 заказчик уплатил подрядчику денежную сумму в размере 56 183 руб. 08 коп., что подтверждается платежным поручением N 305415.
18.09.2020 в письме N 05934/1-01-09-1-2030 заказчик потребовал выполнить работы по устройству системы видеонаблюдения по периметру строительной площадки.
Согласно письму от 21.09.2020 N 05934/1-01-09-1-2052 заказчик сообщил подрядчику о нарушении графика строительно-монтажных работ, требований охраны труда и техники безопасности, требований по организации строительного производства, требований пожарной безопасности, требований содержания строительной площадки и культуры производства на объекте. Строительно-монтажные работы не ведутся, ориентировочное невыполнение составляет 29,9 млн. руб. Потребовал устранить нарушения, в том числе в части сроков выполнения работ, установленных графиком производства работ.
В письме от 28.09.2020 N 05934/1-01-09-1-2101 заказчик потребовал представить исполнительную документацию на выполненные работы.
Подрядчик представил в материалы дела акт рабочей комиссии по фиксации объемов выполненных работ от 09.10.2020, который со стороны заказчика не подписан. Данный акт направлен в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 12.10.2020 N 1002.
19.10.2020 заказчик принял решение N 059-34/1-01-09-1-2134 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 21, указав на то, что подрядчиком неоднократно нарушались условия контракта. Заказчик ссылается на письма от 05.08.2020 N 05934/1-01-09-1-1604, от 18.09.2020 N 05934/1-01-09-1-2030, от 21.09.2020 N 05934/1-01-09-1-2052, от 28.09.2020 N 05934/1-01-09-1-2101, протокол оперативного совещания от 17.09.2020. Также заказчик указывает на то, что подрядчик к выполнению строительно-монтажных работ не приступил, рабочей комиссией установлено, что работы на объекте не ведутся, на строительной площадке отсутствует пункт мойки колес, видеонаблюдение, нет плана пожарной защиты объекта, не исполняются сроки протоколов оперативных совещаний. Меры по устранению выявленных замечаний и допущенных нарушений Подрядчиком не приняты.
Информация о расторжении контракта размещена на интернет-сайте zakupki.gov.ru 06.11.2020.
16.11.2020 истец передал ответчику письмо от 13.11.2020 N 1087 с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
18.11.2020 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю приняло решение N РНП-59-537 о включении сведений об истце в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия пришла к выводу о том, что не представлены доказательства совершения подрядчиком всех необходимых действий для исполнения условий контракта, подрядчик нарушает права заказчика относительно условий и срока выполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, нарушает обеспечение публичных интересов в правоотношениях. По мнению комиссии, действия подрядчика являются недобросовестными.
Стороны также сообщили следующую информацию об исполнении контрактов.
Истец представил в материалы дела письма от 23.07.2020 N 736, от 04.08.2020 N 782, от 04.08.2020 N 783, от 11.08.2020 N 792, от 11.08.2020 N 793 свидетельствующие о том, что уведомлял ответчика о привлечении к выполнению работ субподрядных организаций, которые являются субъектами малого предпринимательства.
03.08.2020 истец передал ответчику с сопроводительным письмом акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, исполнительную документацию по временным ограждениям и сооружениям, наружным сетям водопровода, по демонтажным работам.
09.10.2020 подрядчик направил заказчику с сопроводительным письмом от 08.10.2020 N 997 следующую документацию по контрактам: акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020, справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, счета на оплату, исполнительную документацию (по объекту ул. Целинная, 15: схему временной дороги, организация пункта мойки колес, устройство временного ограждения, снос зеленных насаждений, демонтажные работы, геодезическая разбивка основы для здания, в отношении объекта ул. Гашкова 20а: геодезическая разбивка основы для здания, схему временной дороги, организация пункта мойки колес, устройство временного ограждения, расположение пробных свай, наружные сети водоснабжения, снос зеленых насаждений).
20.10.2020 с сопроводительным письмом N 1020 подрядчик передал заказчику следующую документацию по контрактам: по объекту ул. Гашкова, 20а - акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020 (вынос осей в натуру, общестроительные работы на сумму 165 594 руб. 00 коп, наружные сети водопровода, испытание свай, устройство въездной группы), справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, по объекту ул. Целинная, 15 - акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020 (демонтажные работы на сумму 916 447 руб. 20 коп., общестроительные работы на сумму 1 461 246 руб. 00 коп., испытание свай, устройство въездной группы, вынос сетей в натуру), справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ. Также направлена исполнительная документация. Подрядчик предложил заказчику передать проекты соглашений о расторжении контрактов.
26.10.2020 в письме N 05934/1-01-09-1-2362 заказчик сообщил подрядчику о замечаниях к представленной исполнительной документации, об отсутствии справки о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 146 317 руб. 19 коп., предложил откорректировать представленную исполнительную документацию.
06.11.2020 истец направил в адрес ответчика исправленную исполнительную документацию в отношении объектов по ул. Целинная, 15 и Гашкова, 20а.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления N 800806530033104, решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов получены подрядчиком 26.10.2020.
При этом, истец сообщил, что согласно отчету отслеживания почтовых отправлений с сайта почты России решения об односторонних отказах доставлены истцу 28.10.2020. Подрядчик имел право устранить нарушения в течение 10 рабочих дней. В связи с чем, исправленная исполнительная документация направлена ответчику (06.11.2020) в пределах срока устранения нарушений.
15.02.2021 истец направил в адрес ответчика претензии N 109 и N 110 с требованием уплатить задолженность за выполненные по контрактам работы и штраф.
Сторонами представлена иная переписка, касающаяся исполнения условий контракта.
По мнению истца, ответчик допустил просрочку исполнения своих обязательств по контрактам в части неоплаты выполненных работ, несвоевременного предоставления исправленной проектной документации, уменьшения объема финансирования на 2020 года без увеличения сроков выполнения работ. Ответчик не вернул истцу некорректную исполнительную документацию.
Истец также указывает, что работы не были выполнены в срок в связи с недобросовестным поведением ответчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о признании решений ответчика от 19.10.2020 N 059-34/1-01-09-1-2134 и N059-34/1-01-09-1-2137 об одностороннем отказе от исполнения контрактов N21 и N22 недействительными.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что подрядчиком регулярно нарушались сроки выполнения работ, ввиду чего оспариваемый отказ закону соответствует.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п.2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
На основании п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу положений п. 1, 2 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
На основании п. 1, 2 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Пунктом 3 ст. 723 ГК РФ установлено, что в случаях, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (п. 2 ст. 450.1 ГК РФ).
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).
Пунктом 14 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По условиям заключенного сторонами муниципального контракта N 22 от 04.06.2020 подрядчик принял на себя обязательство на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15 (далее Объект), в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), проектной и рабочей документацией (Приложение N 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение N 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим контрактом.
В соответствии с п. 2.1 контракта срок исполнения Контракта составляет 793 дня, то есть до 06.08.2022.
В соответствии с п. 2.1 контракта сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.
По условиям заключенного сторонами муниципального контракта N 21 от 10.06.2020 подрядчик принял на себя обязательство на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы но строительству плавательного бассейна по адресу: ул. Гашкова, 20а, (далее - Объект), в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), проектной и рабочей документацией (Приложение N 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение N 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, в срок не более 420 (четырехсот двадцати) календарных дней с даты заключения Контракта, то есть до 04.08.2021.
Согласно п. 2.1 контракта сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по контракту определяются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью контракта.
Вместе с тем из представленных в материалы дела документов следует, что подрядчиком регулярно нарушались сроки выполнения работ. Заказчик направлял в адрес подрядчика требования об устранении нарушений.
Работы, в том числе демонтажные работы по объекту - Целинная, 15, выполнялись с нарушением согласованных сроков. Из пояснений заказчика и представленного акта от 31.08.2020 N 1 следует, что демонтажные работы выполнены частично.
Доказательства начала выполнения работ по наружным сетям электроснабжения, канализации, теплоснабжения по объекту Гашкова, 20 не представлены.
По объекту ул. Гашкова, 20 подрядчик обязан был приступить к выполнению общестроительных работ с 10.07.2020. При этом, согласно представленным в материалы дела письмам, подрядчик приступил к выполнению данных работ в сентябре 2020 года.
Акты освидетельствования скрытых работ, содержащиеся в составе исполнительной документации, заказчиком не подписаны.
Из представленных в материалы дела проколов совещаний по объектам, подписанных обеими сторонами следует, что неоднократно переносились сроки выполнения работ по причине их невыполнения подрядчиком.
Доказательства того, что работы выполнялись в соответствии с подписанными сторонами графиками производства работ, в материалах дела отсутствуют.
Истец в апелляционной жалобе ссылается, что условиями контрактов было предоставлено право на детализацию графика производства работ, в части изменения сроков выполнения этапов работ по контракту (п. 4.1.25).
В соответствии с п. 4.1.25 контрактов подрядчик вправе в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания контрактов откорректировать сроки выполнения этапов работ путем внесения изменений в график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту) в рамках срока выполнения контракта и представить заказчику для согласования.
Дополнительно представить в адрес заказчика в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты подписания контрактов детализированный сетевой график выполнения строительно-монтажных работ на электронном носителе Microsoft Project и бумажном носителе для согласования и утверждения.
Согласно п. 15.2 контрактов все изменения и дополнения оформляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В ходе исполнения обязательств по контрактам ООО "Экспертпроектстрой" были представлены детализированные сетевые графики выполнения строительно-монтажных работ по контрактам. При этом как указывает ответчик, им при сопоставлении сроков по детализированным сетевым графикам с графиками выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3) к контрактам, было выявлено несоответствия по окончательному сроку выполнения строительно-монтажных работ по контрактам. В связи с чем, представленные ООО "Экспертпроектстрой" детализированные сетевые графики были аннулированы.
В связи с чем, дополнительные соглашения об утверждении новых графиков выполнения строительно-монтажных работ по контрактам между сторонами не заключались и не подписывались.
Более того, детализированные графики выполнения отдельных этапов работ по контрактам N 21, 22 подписаны со стороны ответчика - главным инженером Журавлевым С.В. При этом истец не представил доказательств того, что новые графики подписаны уполномоченным лицом со стороны заказчика, что Журавлев С.В. уполномочен на внесение изменений в существенные условия контрактов. Ответчик в свою очередь пояснил, что подпись Журавлева С.В. свидетельствует только о том, что графики были им приняты для дальнейшей передачи на рассмотрение уполномоченного лица, по результатам такого рассмотрения графики не были согласованы, о чем подрядчик незамедлительно поставлен в известность. То есть по утверждению ответчика, не опровергнутого истцом документально, графики были подписаны неуполномоченным лицом заказчика, заказчик согласие на изменение сроков выполнения работ не направлял в адрес подрядчика, дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения этапов работ по контрактам не заключались.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Экспертпроектстрой" обязано было выполнить работы по контрактам, в соответствии с графиками выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющиеся неотъемлемой частью контрактов. Данное обязательство исполнено не было, что является существенным нарушением условий контрактов, при наличии которого у заказчика возникает право на односторонний отказ от исполнения контрактов.
Доводы истца о том, что фактически, до момента принятия ответчиком решений об одностороннем расторжении контрактов, работы ООО "Экспертпроектстрой" были выполнены и сданы в тех объемах, которые были предусмотрены контрактами, отклоняются, поскольку надлежащих доказательств тому не представлено (ст. 65 АПК РФ), материалы дела не содержат.
Довод истца о том, что на сроки выполнения работ повлияли заключенные сторонами дополнительные соглашения к контрактам, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, упомянутые дополнительные соглашения не касались изменения сроков выполнения работ. В данном случае, на основании решения Пермской городской Думы от 24.03.2020 N 63 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2019 N 303 "О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", решения Пермской городской Думы от 25.08.2020 N 136 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2019 N 303 "О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года" были внесены изменения расходной части бюджета, вносимые в связи с межотраслевым перераспределением, в святи с чем 28.09.2020 между МКУ "УТЗ" и ООО "Экспертпроектстрой" было заключено дополнительное соглашение N 6 об изменении сумм доведенных лимитов по источникам финансирования по годам.
Таким образом, при заключении дополнительного соглашения N 6 от 28.09.2020 цена контракта по муниципальному контракту N 22 от 04.06.2020 на выполнение работ по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15, осталась твердой в сумме 290 728 525 руб. 81 коп.
На основании Постановления администрации г. Перми от 17.07.2020 N 626 "О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие физической культуры и спорта юрода Перми", утвержденную постановлением администрации г. Перми от 19.10.2018 N 780", решения Пермской городской Думы от 25.08.2020 N 136 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 17.12.2019 N 303 "О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" были внесены изменения расходной части бюджета, вносимые в связи с межотраслевым перераспределением, в связи с чем, 13.08.2020 между МКУ "УТЗ" и ООО "Экспертпроектстрой" было заключено дополнительное соглашение N 3 об изменении доведенных лимитов по источникам финансирования, а именно: при заключении дополнительного соглашения N 3 от 13.08.2020 цена по муниципальному контракту N 21 от 10.06.2020 на выполнение работ по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. Гашкова, 20а осталась твердой в сумме 206 699 120 руб. 00 коп.
Таким образом, дополнительные соглашения N 3, N 6 к контрактам не изменили существенные условия контрактов, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд со стороны МКУ "УТЗ" не допущено.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что условиями контрактов авансирование не предусмотрено, работы подлежат оплате только после их приемки заказчиком. Доказательств того, что работы были выполнены и приняты заказчиком, но не оплачены именно ввиду отсутствия необходимых денежных средств, что повлекло за собой невозможность продолжения исполнения контрактов со стороны подрядчика, в материалы настоящего дела не представлено.
Ссылка апеллянта на то, что ответчиком была нарушена процедура расторжения контрактов, предусмотренная законом о контрактной системе, не нашла своего подтверждения материалами дела.
С учетом изложенного ответчик был вправе принять оспариваемые решения об отказе от исполнения государственных контрактов.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 августа 2021 года по делу N А50-32034/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-32034/2020
Истец: ООО "ЭКСПЕРТПРОЕКТСТРОЙ"
Ответчик: МКУ "УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАКАЗЧИКА"