г. Москва |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А41-26685/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 года по делу N А41-26685/21, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур о признании незаконным акта плановой комплексной проверки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации (далее - ФГБУ здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - ТФОМС города Байконур, заинтересованное лицо) о признании незаконным акта плановой комплексной проверки ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 15.12.2020 в части сумм нецелевого использования в размере 21.841 руб. 25 коп. и 91.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 108-110 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом ТФОМС города Байконур от 10.11.2020 г. N 73 проведена проверка ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России использования средств обязательного медицинского страхования за 2019 год.
В ходе проверки территориальным фондом за указанный период выявлены факты нецелевого использования медицинской организацией средств ОМС в размере 212747,33 руб.
Указанные средства ОМС были необоснованно направлены на оплату расходов, не входящих в структуру тарифа на оплату медицинских услуг в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур на 2019 год.
По результатам проверки составлен акт о выявлении фактов нецелевого использования средств ОМС - Акт плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России от 15.12.2020 г. (далее - Акт проверки).
В дальнейшем медицинской организацией поданы возражения (исх. N 01-15/7456 от 21.12.2020 г.), которые частично приняты территориальным фондом.
В адрес страхователя направлено требование N 02/01/1196 от 25.12.2020 года о необходимости, в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требований, перечислить на расчетный счет территориального фонда средства, использованные не по целевому назначению в размере 112965,26 руб., а также штраф в размере - 11296,53 руб.
Не согласившись частично с актом проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно статье 219 ТК РФ работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
На основании статьи 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно - профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Пунктом 2 данного постановления предусмотрена возможность замены бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45-н). Этим же приказом утверждены нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока.
Бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, приведенным в приложении N 3, и уровни которых превышают установленные нормативы (пункт 2); норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4).
Исходя из буквального смысла названных положений, право на выдачу молока возникает у сотрудника, отработавшего в непрерывном режиме не менее 0,5 рабочей смены.
В соответствии со статьей 350 ТК РФ для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.
При рабочем дне 7,48 часов в день (39 часов в неделю) работник, работавший 0,25% рабочего дня ежедневно не будет иметь права на получение молока, при этом, если смены будут установлены в ином графике, например - один день в неделю полная смена 7,48 часа или через день по половине смены по 3,54 часа, возникнет право на получение молока.
Заявитель в заявлении по настоящему делу указывает, что работник на ставке 0,25% работал у него 1,95 часа в день.
Из изложенного следует, что при непрерывности вредного воздействия всего 1,95 часа в день, то есть 0,25% рабочей смены, права на получение молока у заявителя не возникает, в связи с чем затраты на его приобретение не подлежат возмещению за счет средств ОМС.
При проведении проверки также установлено нецелевое расходование средств ОМС при осуществлении расходов медицинской организации в части работ, услуг по содержанию имущества.
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг АО "212 УНР" по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической системы пожарно-охранной сигнализации, проведена проверка работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно Акту 5/4, акту 4/4 оказанная услуга произведена на объектах Здравпункта второго уровня и Противотуберкулезного диспансера, которые не принимают участие в системе обязательного медицинского страхования.
Согласно акту сдачи-приемки от 31.12.2018 г., основание - контракт N 229 от 28.04.2018 г., общая сумма акта составляет 700 000,0 руб., платежным поручением N 126 от 04.02.2019 г. указанная сумма оплачена в полном объеме. Сумма оказанных услуг в перечисленных структурных подразделениях, деятельность которых не может быть обеспечена за счет средств ОМС, составляет 91 000,0 руб.
Согласно п. 5.2 Устава ФГБУ здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации источниками формирования ресурсов, кроме средств ОМС, являются: средства федерального бюджета, субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, средства от приносящей доход деятельности и иные источники.
Основываясь на п. 5.2 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Байконур в 2019 году, содержание структурных подразделений, не включенных в Программу ОМС, должно быть обеспечено за счет бюджетных ассигнований, то есть, медицинской организацией произведена оплата из средств ОМС расходов, подлежащих оплате из средств Федерального бюджета (ФМБА России) либо за счет платных услуг.
Таким образом, ФГБУ здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1" Федерального медико-биологического агентства Российской Федерации допустил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в размере 91.000 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2021 года по делу N А41-26685/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26685/2021
Истец: ФГБУЗ ЦМСЧ N1 ФМБА России
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР