г. Пермь |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А60-7834/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Бояршиновой О.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседаний Мамонтовой Д.И.,
с участием:
от ответчика, посредством веб-конференции- Запольских Е.В., паспорт, доверенность от 21.12.2021, диплом,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Серовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 октября 2021 года
по делу N А60-7834/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710)
к Администрации Серовского городского округа (ОГРН 1026601814095, ИНН 6632003896),
третьи лица: Козяев Александр Викторович, общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Добрый хлеб" (ОГРН 1086632001642, ИНН 6632029005), отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" (ОГРН 1086632000465, ИНН 6632027858),
о взыскании задолженности, неустойки по договору за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - истец, ООО "Компания "Рифей") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Серовского городского округа (далее - ответчик, Администрация Серовского городского округа) о взыскании задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО за период декабрь 2020 г. в сумме 14 224 руб. 52 коп., пени за просрочку оплаты за период с 11.02.2021 по 15.02.2021 в сумме 10 руб. 08 коп., пени в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга в размере 14 224 руб. 52 коп., начиная с 16.02.2021 и по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Козяев Александр Викторович (Козяев А.В.), общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Добрый хлеб" (далее - ООО "ТК "Добрый хлеб"), отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключался, региональным оператором не доказаны факт оказания услуг и объем вывезенных ТКО. Также апеллянт полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку ООА СГО "Комитет по управлению муниципальным имуществом" осуществляет от имени муниципального образования Серовского городского округа правомочия собственника муниципального имущества, вместе с тем, собственником ТКО является арендатор спорных помещений ООО "ТК "Добрый хлеб". Также заявитель жалобы ссылается на наличие договора между ООО "Компания "Рифей" и ООО "ТК "Добрый хлеб" на оказание услуг по обращению с ТКО, а также на договор аренды N 15 от 18.06.2008, заключенный между МО Серовский городской округ и ООО "Козяев и Компания", согласно которому обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО не возложена на арендодателя. Также указано, что суд обязан был привлечь на стороне третьих лиц Козяева А.В. и ООО "Добрый хлеб", что сделано не было. Кроме того, заявитель полагает, что региональным оператором применен неверный норматив для продовольственных магазинов, поскольку администрация данную деятельность не осуществляет. Просит решение отменить, прекратить производство по делу.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, по доводам, изложенным в жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Вопрос о приобщении к материалам дела приложенных к апелляционной жалобе документов суд апелляционной инстанции не рассматривает, поскольку ходатайство о приобщении представителем ответчика не заявлено. Кроме того, все приложенные документы имеются в материалах дела и необходимости в их повторном приобщении суд апелляционной инстанции не усматривает.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рифей" (региональный оператор) в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ "город Лесной", Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Согласно выпискам из ЕГРН муниципальное образование Серовский городской округ является собственником помещений по адресам:
1) Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, 5 (75.1кв.м.);
2) Свердловская обл., г. Серов, ул. Мира, 17 пом.2 (69.5кв.м.).
3) Свердловская обл., г. Серов, ул. Льва Толстого, д.13, пом.1 (191,6 кв.м.);
4) Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, 144 помещ. 0(3) (75,3 кв.м.).
Во исполнение положений ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), п. 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) региональным оператором составлен муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с ТКО N РФ03КО0417003768.
В соответствии с условиями типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор во исполнение условий типового договора надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства за декабрь 2020 года, что подтверждается универсальным передаточным документом (далее - УПД) от 31.12.2020 N N 20123100288/66/743, а также отчетами системы "Глонасс" "О прохождении контрольных зон".
В соответствии с указанным УПД региональным оператором выставлен счет от N 20123100288/66/743 от 31.12.2020 за оказание услуг по обращению с ТКО.
В связи с неоплатой оказанных услуг за декабрь 2020 года региональным оператором направлена в адрес потребителя претензия N И-ПД-РИФ- 2021- 0185 от 13.01.2021 с требованием погасить задолженность.
В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате оказанных услуг не исполнил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из доказанности факта оказания услуг на спорную сумму, наличия задолженности по их оплате в заявленном размере. При этом судом установлено, что Администрация Серовского городского округа является органом местного самоуправления, который от имени Серовского городского округа приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
В силу положений п. 1 ст.24.6 Закона N 89-ФЗ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации), если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
Довод жалобы о том, что сторонами договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключался, отклоняется в силу следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8.18 Правил обращения с ТКО установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
На основании вышеизложенного, отношения сторон в спорный период регулировались типовым договором.
Таким образом, между истцом и ответчиком заключен контракт N РФ03КО0417003768 от 01.01.2019 на условиях типового договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п.п. 5 и 7 Правил обращения с ТКО.
Довод жалобы о том, что осуществление от имени муниципального образования Серовского городского округа правомочий собственника муниципального имущества делегировано Отраслевому органу администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом" на основании п. 1 раздела II Положения об отраслевом органе администрации Серовского городского округа "Комитет по управлению муниципальным имуществом", утвержденного решением Думы Серовского городского округа от 22.02.2008 N 335, п. 1 ст. 2 решения Думы Серовского городского округа от 26.04.2013 N 123 "Об утверждении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Серовского городского округа", в связи с чем Администрация Серовского городского округа является ненадлежащим ответчиком, отклоняется на основании следующего.
Как установлено судом первой инстанции, муниципальное образование Серовский городской округ является собственником помещений по адресам:
1) Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, 5 (75.1кв.м.);
2) Свердловская обл., г. Серов, ул. Мира, 17 пом.2 (69.5кв.м.).
3) Свердловская обл., г. Серов, ул. Льва Толстого, д.13, пом.1 (191,6 кв.м.);
4) Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, 144 помещ. 0(3) (75,3 кв.м.).
В силу п. 2 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 19 Устава Серовского городского округа в структуру органов местного самоуправления Серовского городского округа входят: Дума Серовского городского округа, глава Серовского городского округа, администрация Серовского городского округа, контрольно-ревизионная комиссия Серовского городского округа. Указанный перечень является закрытым, отраслевые органы администрации органами местного самоуправления не являются.
Исходя из п. 1 ст. 27 Устава Серовского городского округа администрация Серовского городского округа - исполнительно-распорядительный орган городского округа, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Свердловской области.
Таким образом, администрация Серовского городского округа является органом местного самоуправления, который от имени Серовского городского округа приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступает в суде.
Вопреки доводам жалобы, Козяев А.В. и ООО "ТК "Добрый хлеб" привлечены к участию в деле определением суда от 13.04.2021 в порядке ст. 51 АПК РФ.
Что касается довод жалобы о том, что спорные помещения переданы по договору аренды Козяеву А.В., по договору субаренды - ООО "ТК "Добрый хлеб", в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с ТКО, лежит на арендаторе, при этом ответчик ссылается на наличие договора между ООО "Компания "Рифей" и ООО "ТК "Добрый хлеб" N РФ03КО04170035775 на оказание услуг по обращению с ТКО, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за вывоз мусора перед оказывающим их третьим лицом (региональным оператором).
Таким образом, обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО в отношении спорного нежилого помещения лежит на собственнике помещения. Именно собственник в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе в части оплаты за вывоз ТКО.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Между тем, ГК РФ не содержит норм о возложении обязанности по внесению платы за содержание и ремонт арендованного помещения на арендаторов.
В силу п. 2 ст. 616 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Данная правовая норма регулирует правоотношения между сторонами договора аренды и не является основанием возникновения у арендатора обязанности оплаты расходов на содержание арендованного имущества в пользу третьих лиц.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором нежилого помещения и региональным оператором, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРН ответчику на праве собственности принадлежат спорные нежилые помещения.
Договор N РФ03КО0417003575 между региональным оператором и ООО "ТК "Добрый хлеб" на спорный период (декабрь 2020) не заключен, поскольку от третьего лица в адрес регионального оператора заявок на заключение договора услуг по обращению с ТКО не поступало, добровольно третье лицо на себя обязательств по оплате услуг не принимало.
Учитывая изложенное, довод жалобы о том, что ООО "ТК "Добрый хлеб" является ненадлежащим ответчиком, отклоняется.
Довод жалобы о недоказанности истцом фактического объема оказанных услуг по обращению с ТКО отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пп. "а" п. 5 настоящих Правил. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании п. 8 указанных Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абз. 3 пп. "а" п. 5 настоящих Правил.
Исходя из п. 148 (30) указанных Правил следует, что применение учета объема твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, возможно лишь при раздельном накоплении сортированных отходов.
Таким образом, для произведения расчетов стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, т.е. по фактическим объемам, необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена договором.
Поскольку в декабре 2020 года у ответчика отсутствовали собственные контейнерные площадки и контейнеры, установленные в законном порядке, потребитель обязан был осуществлять накопление ТКО в ближайшие контейнерные площадки.
Таким образом, расчет объема и стоимости оказанных услуг произведен истцом с применением норматива накопления ТКО.
Согласно нормативам накопления ТКО норматив устанавливается исходя из категории объекта.
В соответствии с выписками из ЕГРН, выписке из ЕГРЮЛ на арендатора ООО "ТК "Добрый хлеб" спорные помещения переданы арендатору под производство и продажу пищевых-продовольственных товаров.
Исходя из категории объектов и деятельности по объектам, региональным оператором верно применен норматив для продовольственных магазинов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 октября 2021 года по делу N А60-7834/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
О.А.Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7834/2021
Истец: ООО "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ", ОСП ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАН АДМИНИСТРАЦИИ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: Администрация Серовског ГО "Комитет по управлению муниципальным имуществом", Козяев Александр Викторович, ООО "ТК "Добрый хлеб"