г. Самара |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А65-14367/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.01.2022 в помещении суда апелляционную жалобу акционерного общества "Сафьян" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2021 по делу N А65-14367/2021 (судья Гилялов И.Т.), возбужденному по исковому заявлению акционерного общества "Сафьян" (ИНН 1656015299, ОГРН 1021603063283), г.Казань, к главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (ИНН 1660075068, ОГРН 1041630231741), г.Казань, третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ИНН 1655043430, ОГРН 1021602851753), г.Казань,
об оспаривании предписания,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сафьян" (далее - АО "Сафьян", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 01.04.2021 N 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Решением от 19.10.2021 по делу N А65-14367/2021 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
АО "Сафьян" в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 07.02.2020 N 1 административный орган провел плановую выездную проверку по вопросу соблюдения АО "Сафьян" обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Административным органом установлено, что в безвозмездном пользовании АО "Сафьян" имеется защитное сооружение гражданской обороны N 01173-16, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Энгельса, 7.
По результатам проверки административный орган составил акт проверки от 28.02.2020 N 1 и выдал АО "Сафьян" предписание от 28.02.2020 N 1 об устранении в срок до 01.02.2021 нарушений требований абз.2 ч.1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), абз.6 п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804; далее - Правила N 804), абз.4 пп.16.4 п.16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв.Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687; далее - Положение N 687), п.2, 3 раздела 1, п.6, 7, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв.Приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543; далее - Положение N 543), п.1.3, 1.4, 1.5, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.10, 3.2.11, 3.6, 4.1, 5.1, 5.2, абз.5 п.6.1.1.1, 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, а также Приложения N 18 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв.Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583; далее - Правила N 583), п.2.8.7, 2.8.8 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (утв.Приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285; далее - Правила N 285):
1) персонал организации, работающий на территориях в пределах границ зон возможного радиационного, химического заражения, не обеспечен средствами индивидуальной защиты органов дыхания из расчета на 105% их общей численности и медицинскими средствами индивидуальной защиты из расчета на 30% их общей численности;
2) за защитным сооружением ГО не назначено ответственное лицо, в обязанности которого входит организация его правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
3) не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО мирного времени и особого периода (военное время, чрезвычайная ситуация);
4) не проводится ежегодная и комплексная оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (в наличии акты оценки содержания и использования защитного сооружения ГО);
5) в защитном сооружении ГО не проводятся техническое обслуживание и ремонт технических систем и строительных конструкций;
6) не соблюдены правила эксплуатации защитного сооружения ГО; не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противоправных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования; не соблюдается температура в помещениях в зимнее и летнее время в соответствии с требованиями проектной документации;
7) система вентиляции в не исправном состоянии и требует ремонта (наличие коррозии), либо замены (вентиляционные трубы сгнили, со сквозной коррозии), либо замены (вентиляционные трубы сгнили, со сквозной коррозией);
8) отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО): паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения;
9) для проведения мероприятий по подготовке ЗС ГО не определен перечень нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, согласно рекомендательным нормам МЧС России;
10) не имеется обозначение защитного сооружения (обозначение инвентарного номера, принадлежности сооружения и места хранения ключей на входной двери, маркировок внутреннего оборудования) и маршрутов движения укрываемых к ним (указатели);
11) складское помещение (место хранение) не оснащено оборудованием, инвентарем и инструментом, согласно установленных норм МЧС России;
12) складское помещение (место хранения) не оборудовано стеллажами, шкафами поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты.
На основании распоряжения от 15.03.2021 N 2 административный орган провел внеплановую выездную проверку по вопросу исполнения АО "Сафьян" ранее выданного предписания от 28.02.2020 N 1.
В ходе проверки административный орган выявил факт неисполнения АО "Сафьян" в установленный срок п.2-12 предписания от 28.02.2020 N 1 (акт проверки от 30.03.2021 N 2), в связи с чем выдал обществу предписание от 01.04.2021 N 2 об устранении в срок до 01.02.2022 нарушений п.1.3, 1.4, 1.5, 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.10, 3.2.11, 3.6, 4.1, 5.1, 5.2, абз.5 п.6.1.1.1, 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, а также Приложения N 18 Правил N 583, п.2.8.7, 2.8.8 Правил N 285:
1) за защитным сооружением ГО не назначено ответственное лицо, в обязанности которого входит организация его правильного учета, содержания помещений, обеспечения сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
2) не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО мирного времени и особого периода (военное время, чрезвычайная ситуация);
3) не проводится ежегодная и комплексная оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны (в наличии акты оценки содержания и использования защитного сооружения ГО);
4) в защитном сооружении ГО не проводятся техническое обслуживание и ремонт технических систем и строительных конструкций;
5) не соблюдены правила эксплуатации защитного сооружения ГО; не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противоправных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования; не соблюдается температура в помещениях в зимнее и летнее время в соответствии с требованиями проектной документации;
6) система вентиляции в не исправном состоянии и требует ремонта (наличие коррозии), либо замены (вентиляционные трубы сгнили, со сквозной коррозии), либо замены (вентиляционные трубы сгнили, со сквозной коррозией);
7) отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения;
8) для проведения мероприятий по подготовке ЗС ГО не определен перечень нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества, согласно рекомендательным нормам МЧС России;
9) не имеется обозначение защитного сооружения (обозначение инвентарного номера, принадлежности сооружения и места хранения ключей на входной двери, маркировок внутреннего оборудования) и маршрутов движения укрываемых к ним (указатели);
10) складское помещение (место хранение) не оснащено оборудованием, инвентарем и инструментом, согласно установленных норм МЧС России;
11) складское помещение (место хранения) не оборудовано стеллажами, шкафами поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты.
Не согласившись с предписанием административного органа, АО "Сафьян" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Закон N 28-ФЗ определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В соответствии со ст.1 Закон N 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.6 Закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв.Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868; далее - Положение N 868) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В силу пп.4 п.8 Положения N 868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет методическое руководство за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацию радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
ГУ МЧС России по Республике Татарстан является территориальным органом МЧС России, специально уполномоченным решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2.1 Правил N 583 учет защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Таким образом, ГУ МЧС России по Республике Татарстан уполномочено совершать действия по проверке выполнения требований в области гражданской обороны, в том числе использования и содержания защитных сооружений гражданской обороны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок N 1309), в силу п.2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. При этом, под убежищем понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Согласно п.10 Порядка N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
П.13 Порядка N 1309 предусмотрено, что в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв.Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575; далее - Порядок N 575) содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
П.5 и 6 Порядка N 575 установлено, что инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
П.1.3 Правил N 583 установлено, что в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (п.1.4 и 1.5 Правил N 583).
В соответствии с п.3.2.1 и 3.2.2 Правил N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
Согласно п.3.2.3, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.11 Правил N 583 пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение.
Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации.
Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В п.3.2.10 Правил N 583 содержатся требования к окрашиванию элементов защитных сооружений, защитных устройств и помещений для укрываемых.
П.3.6 Правил N 583 содержит требования к составу документации защитного сооружения.
Периодичность оценок технического состояния защитных сооружений гражданской обороны регламентирована в п.4.1 Правил N 583. Оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.
Исходя из п.4.1.1 и 4.1.3 Правил N 583, ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО - один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО.
П.5.1 и 5.2 Правил N 583 содержат требования к техническому обслуживанию и ремонту технических систем, а также планово-предупредительному ремонту строительных конструкций, в частности, периодичности, срокам их проведения, составу работ, видам ремонта строительных конструкций и защитных устройств.
Согласно 6.1.1 Правил N 583 мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают, в частности, установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО) согласно рекомендуемому перечню, приведенному в приложении N 18.
В соответствии с п.6.2.1 Правил N 583 все ЗС ГО подлежат обозначению, которое осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО.
Маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований о светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения (п.6.2.3 Правил N 583).
Исходя из п.6.2.4 и 6.2.5 Правил N 583, для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно в организациях (органах управления жилищным хозяйством) должны быть подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним.
На территории организаций работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним выполняются заблаговременно, в жилой зоне - в ходе приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Правила N 285 определяют требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), а также порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля. Исполнение требования данных Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны.
В п.2.8 Правил N 285 содержатся требования к специализированным складским помещениям (местам хранения), в частности: при хранении средств радиационной и химической защиты в специализированных складских помещениях они должны быть оснащены оборудованием, инвентарем и инструментом, примерный перечень которых приведен в приложении N 2 к Правилам. Опись оборудования утверждается ответственным за хранение (п.2.8.7); специализированные складские помещения (места хранения) должны оборудоваться стеллажами, шкафами, поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты (п.2.8.8).
Доказательств соблюдения вышеуказанных обязательных требований в области гражданской обороны АО "Сафьян" по настоящему делу не представило.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Кировскому судебному району г.Казани от 27.04.2021 по делу N 5-5-238/2021 АО "Сафьян" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение требований п.2-12 предписания от 28.02.2020 N 1 (соответствуют п.1-11 оспариваемого по настоящему делу предписания от 01.04.2021 N 2).
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Кировскому судебному району г.Казани от 20.03.2020 по делу N 5-4-199/2020 АО "Сафьян" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении требований по эксплуатации, а также по содержанию и использованию защитного сооружения гражданской обороны, перечисленных в п.2-12 предписания от 28.02.2020 N 1 (соответствуют п.1-11 предписания от 01.04.2021 N 2).
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
Обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам, он должен указать соответствующие мотивы.
В обоснование заявленных требований АО "Сафьян", со ссылкой на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.04.2015 по делу N А65-30815/2014, указало на то, что защитное сооружение гражданской обороны N 01173-16, расположенное по адресу: Республика Татарстан, ул.Энгельса, 7, им не используется.
Суд первой инстанции этот довод общества правомерно отклонил.
Факт использования обществом указанного объекта подтверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29.05.2002 N 650-р, договором безвозмездного пользования государственным имуществом от 30.05.2002 N 009-110, актом приема-передачи имущества, инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны от 17.01.2014 N 16/01173.
Вступившим в законную силу решением от 01.04.2015 по делу N А65-30815/2014 Арбитражный суда Республики Татарстан обязал АО "Сафьян" привести нежилое помещение - склад N 20 (объект гражданской обороны - убежище), расположенное по адресу: г.Казань, ул.Энгельса, д.7, в исправное состояние и возвратить его Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в освобожденном виде по акту приема-передачи.
Между тем допустимых и достаточных доказательств того, что данное судебное решение обществом исполнено, защитное сооружение гражданской обороны приведено в исправное состояние и передано Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по акту приема-передачи, по настоящему делу не представлено.
Также АО "Сафьян" не представило доказательств того, что указанный объект фактически выбыл из его ведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае АО "Сафьян" обязано соблюдать требования действующего законодательства в области гражданской обороны.
П.1 ч.1 ст.17 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на хозяйствующего субъекта может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у административного органа имелись правовые и фактические основания для выдачи предписания.
Оспариваемое по настоящему делу предписание адресовано надлежащему лицу, является законным и реально исполнимым.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал АО "Сафьян" в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что АО "Сафьян" относится к субъектам среднего предпринимательства, в отношении которых в 2020 году действовал мораторий на плановые проверки, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как в рассматриваемом случае административным органом проводилась внеплановая выездная проверка по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 28.02.2020 N 1.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Сафьян".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 17.11.2021 N 2697 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 октября 2021 года по делу N А65-14367/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Сафьян" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14367/2021
Истец: ООО "Сафьян", г.Казань
Ответчик: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан , г.Казань, ГУ ОНД и ПР по г.Казани МЧС России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РТ
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, 11 ААС РФ