г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А56-48986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирнова Я.Г.
судей Попова Н.М., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Лобынцева А.А. по доверенности от 16.08.2021,
от ответчика: Кириллов А.А. по доверенности от 29.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42087/2021) Жилищно-строительного кооператива N 395 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2021 по делу N А56-48986/2021, принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищно-строительному кооперативу N 395
о передаче документов
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец, Предприятие) обратилосб в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу N 395 (ответчик, ЖСК N 395) об обязании представить, а в случае отсутствия - изготовить и передать, одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому: Санкт-Петербург, ул. Руставели, дом N 4, лит. А:
1.1. дата рождения собственников и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме по квартирам N : 3, 43;
1.2. место рождения собственников и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме по квартирам N : 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,16,18,19,20, 22,23,24,25,29,30,31,33,34,35,36,37,39,41,43,45;
1.3. реквизиты документа, удостоверяющего личность собственников и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме по квартирам N : 1,2,3,4,5, 7,8,9,10,11,12, 14, 18, 19, 20, 22,23,24,25, 29, 33,34,35,36,37, 39, 41,43;
1.4. контактный телефон (при наличии) собственников и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме по квартирам N : 13, 18, 19, 40. В случае удовлетворения судом исковых требований Истца полностью или частично обязать Ответчика представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, просил зыскать с Ответчика неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда (в случае удовлетворения судом исковых требований Истца полностью или частично), и взыскивать 1 000 рублей за каждый день непредоставления истребуемых сведений до момента исполнения Ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2021 требования удовлетворены в части обязания передать информацию, в случае неисполнения решения суда в установленный срок суд решил взыскать с ответчика в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 100 рублей неустойки за каждый день непредставления истребуемых сведений до момента фактического исполнения. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что истцом не доказан факт реального нарушения прав и законных интересов истца непредоставлением информации; кроме того, суд необоснованно отклонил довод об отсутствии у ответчика информации о месте рождения и паспортных данных лиц, заявленных в требовании, а также о невозможности получения данной информации.
Функция по регистрации граждан передана по договору N 5/384 от 22.11.2012 ГУЖА Калининского района, которая на запрос о предоставлении информации ответила отказом.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение оставить без изменения, указывая на то, что, осуществляя деятельность по управлению МКД, Кооператив обязан обладать истребуемыми сведениями; кроме того, обязанность по предоставлению такой информации в РСО вменена законом, разъяснения по порядку применения пункта 6 Правил N 354 даны в Письме Департамента развития ЖКХ от 14.10.2020.
В судебном заседании вышеизложенные доводы поддержаны сторонами.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
В зоне теплоснабжения Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Истец, Предприятие) расположен многоквартирный дом (далее - МКД) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Руставели, дом N 4, лит. А, находящийся в управлении ЖСК-395(далее - Ответчик).
Истцом в адрес Ответчика было направлено письмо от 19.04.2021 N 58-13/19052 с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354.
Ссылаясь на то, что запрашиваемые сведения Ответчиком Истцу не были переданы в полном объеме, полагая, что непредставление сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил N 354, препятствует качественному оказанию истцом коммунальных услуг населению, надлежащему расчету их стоимости, а также препятствует реализации права истца на истребование задолженности населения в судебном порядке, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (далее - прямой договор).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием собственников помещений МКД принято решение о переходе на Прямые договоры с Предприятием.
Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.
Прямые договоры заключены посредством совершения конклюдентных действий (пункт 6 статьи 157.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия прямого договора предусмотрены пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При заключении договора управления многоквартирным домом управляющая организация получает от физических лиц их персональные данные - фамилию, имя, отчество, адрес, данные о площади помещения, находящегося в собственности у лица. Поскольку на управляющую организацию возложены функции по приему первичных документов для регистрационного учета, ведению и хранению регистрационных документов, она также получает сведения о составе семьи, проживающей в помещении, паспортные данные.
Пунктом 6 Правил N 354), предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в МКД, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В целях реализации указанного правового механизма Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым, восемнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет РСО, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных.
В соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в МКД.
Помимо этого, согласно подпунктам "б" и "ж" пункта 4 Правил N 416 осуществление деятельности по управлению МКД предполагает: осуществление сбора, обновления и хранения информации о нанимателях помещений в МКД, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в МКД, включая ведение актуальных списков в электронном виде; организацию и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе, начисление обязательных платежей и взносов, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД, осуществление расчетов с РСО.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Жилищным законодательством установлен комплекс организационных и правовых средств, обеспечивающих управляющей организации возможность получения от собственника (нанимателя) необходимой информации, к числу которых относятся, в том числе: правила заключения договора о предоставлении коммунальных услуг (подпункты "в", "г" пункт 19 Правил N 354), предполагающие предоставление информации о количестве проживающих в жилом помещении граждан; обязанность потребителя по информированию исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354); возможность подачи собственником или постоянно проживающим потребителем заявления о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями (пункт 57(1) Правил N 354); право исполнителя на установление количества граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составление акта об установлении количества таких граждан (подпункт е(1) пункта 32, пункт 56(1) Правил N 354).
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации РСО в случаях и порядке, предусмотренных законом. К таким случаям относится, в частности, принятие собственниками МКД предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о заключении от своего имени с РСО договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
Из материалов настоящего дела следует, что собственники помещений в спорном МКД перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом с 01.12.2019 (пятый вопрос протокол N 1 Общего собрания собственников в МКД от 31.05.2019), то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий РСО по получению от товарищества собственников жилья сведений, предусмотренных частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
При этом РСО имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
С учетом изложенного, в удовлетворении иска следовало отказать.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области также принято без учета вышеизложенного положения статьи 20.2 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В соответствии с данной нормой права, до 01.01.2022 приостановлено действие пункта 3 части второй статьи 124, пункта 4 части первой статьи 127, пункта 3 части второй статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2006, N 1, ст. 8; 2009, N 14, ст. 1578; 2014, N 26, ст. 3367; 2018, N 49, ст. 7523; 2019, N 30, ст. 4099) в части положений об обязательности предоставления (указания) одного из идентификаторов гражданина-должника (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства) в отношении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг (энергоресурсов) гражданам, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
По смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства (пункт 23 указанного постановления Пленума).
Следовательно, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе исходя из пояснений ответчика, о том, что регистрационный учет ведет ГУЖА Калининского района, которая отказала в предоставлении сведений на запрос, можно сделать вывод об объективной невозможности исполнения обязательства по передаче сведений, бремя доказывания которой возлагается на управляющую организацию.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца подлежат распределению судебные расходы по госпошлине по иску и за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2021 по делу N А56-48986/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Общества Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу Жилищно-строительного кооператива N 395 в возмещение расходов на оплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы 3 000,00 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48986/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Жилищно-строительный кооператив N395