г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А56-24002/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель Исанин Р.В. - по доверенности от 15.10.2021;
от ответчика: представитель Иванова Д.В. - по доверенности от 11.01.2022;
от 3-х лиц: 1,2,3 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35302/2021) Администрации муниципального образования муниципального округа Светлановское на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 по делу N А56-24002/2021 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН: 1027810310274, ИНН: 7830001028);
к Администрации муниципального образования муниципального округа Светлановское (адрес: 194223, г. Санкт-Петербург, пр-кт Тореза, 35, 2, ОГРН: 1037804028239);
3-и лица: 1) Комитет по энергетике и инженерному обеспечению; 2) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 3) Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга
об устранении нарушений права хозяйственного ведения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования муниципального округа Светлановское (далее - ответчик, Администрация) с требованием об обязании устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловых сетей ГУП "ТЭК СПб" (Тепловая сеть 1 к.н. 78:36:0000000:4771, Тепловая сеть 2 к.н. 78:36:0000000:4768) путем запрета осуществлять в границах охранной зоны Тепловой сети 1 и 2 деятельность по обустройству детских площадок, расположенных в сквере на Дрезденской ул., д. 12, близ домов 11 и 13 по Гданьской улице (Объект 1) и в сквере во дворе д. 22 по пр. Энгельса (Объект 2), осуществить демонтаж детских игровых площадок и игрового оборудования из охранной зоны Тепловой сети 1 и 2 на Участках 1 и 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - третьи лица).
Решением суда от 02.09.2021 требования Предприятия удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда от 02.09.2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что истцом не доказано допущение ответчиком фактического нарушения права истца или создание реальной угрозы такого нарушения. По мнению подателя жалобы, требования заявлены Предприятием, исходя из формального признака, - мест расположения участков 1 и 2. Кроме того, по мнению подателя жалобы, факт нахождения спорных детских площадок в соответствующей охранной зоне Предприятием не доказан.
К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Предприятие просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца позицию подателя жалобы не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятию на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 22.04.2020 N 666-рз переданы объекты недвижимости:
1) тепловая сеть протяженностью 16695 м с кадастровым номером 78:36:0000000:4771 (далее - тепловая сеть 1), тепловая сеть протяженностью 327 м с кадастровым номером 78:36:0000000:4768 (далее - тепловая сеть 2), проходящие, в том числе через сквер на Дрезденской ул., д. 12, близ домов 11 и 13 по Гданьской улице, и сквер во дворе д. 22 по пр. Энгельса.
Право хозяйственного ведения истца на тепловую сеть 1 и тепловую сеть 2 зарегистрировано в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 06.05.2020 и 08.05.2020 соответственно.
Тепловая сеть 1 является внутриквартальной и проходит, в том числе в границах земельного участка, расположенного близ домов 11 и 13 по Гданьской улице, в сквере б/н на Дрезденской ул., д. 12 (ЗНОП МЗ N 36-13-8) (далее - участок 1).
Тепловая сеть 2 является внутриквартальной и проходит, в том числе в границах сквера б/н во дворе д. 22 по пр. Энгельса (ЗНОП МЗ N 36-13-21) (далее - участок 2).
30.10.2020 при проведении сотрудниками Предприятия обследования участков названных тепловых сетей установлен факт нарушения охранной зоны тепловой сети 1, в границах которой на участке 1 расположена детская площадка (далее - объект 1), а также нарушение охранной зоны тепловой сети 2 путем размещения деткой площадки (далее - объект 2).
По факту выявленных нарушений Администрации выданы предписания от 28.01.2019, 18.02.2019 об устранении нарушений режима охранных зон тепловых сетей 1 и 2 с приложением схемы размещения объектов (детских площадок), в которой указано на расположение детской площадки в границах охранной зоны тепловых сетей, дополнительно произведена фотофиксация нарушений.
Ссылаясь на выявленные нарушения охранных зон тепловых сетей 1 и 2 на участках 1 и 2, Предприятие направило в адрес Администрации претензию от 19.11.2020 N 07-14/56662 с требованием об устранении нарушения режима охранных зон сетей и о выносе/демонтаже установленных объектов, находящихся в охранных зонах тепловых сетей 1, 2.
Поскольку указанные требования не были исполнены Администрацией в добровольном порядке, Предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, признал требования Предприятия подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Таким образом, избранный истцом способ защиты нарушенного права путем предъявления негаторного иска предполагает доказывание одновременно ряда условий: наличие права собственности или иного вещного права у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
В силу разъяснений, данных в пункте 47 Постановления N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
В данном случае Предприятие заявило требование об обязании ответчика устранить препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловых сетей Предприятия путем запрета осуществлять в границах охранных зон Тепловых сетей 1 и 2 деятельности по обустройству детских площадок, а также осуществить демонтаж детских игровых площадок и игрового оборудования из охранных зон тепловых сетей 1 и 2 на участках 1 и 2.
Так, согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197).
Как следует из содержания пунктов 1-3 Правил N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В силу пункта 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается устраивать игровые площадки.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении, а также пунктом 17 Правил N197 установлены обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения.
Из содержания пункта 17 Правил N 197 следует, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Согласно пункту 6.1.8 Правил N 197 в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.
При этом указанный пункт Правил N 197 содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, размещение игровых площадок в местах охранных зон тепловых сетей не допускается ввиду прямого запрета пункта 5 Правил N 197.
В рассматриваемом случае вопреки позиции подателя жалобы факт размещения спорной детской площадки в границах охранной зоны тепловой сети подтверждается материалами дела, в том числе актами осмотра территории, схемами прохождения сети и взаимного расположения сети и детской площадки, составленными с участием представителя ответчика, а также фотоматериалами.
Доводы подателя жалобы о том, что истцом не представлены в материалы доказательства, непосредственно доказывающие, что спорное имущество создает угрозу и нарушает права последнего, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные, поскольку, как указано выше, охранные зоны тепловых сетей, равно как и запрет на размещение в них игровых площадок, устанавливаются нормативно, а потому нахождение в них детских площадок само по себе является нарушением права хозяйственного ведения истца и свидетельствует о наличии препятствий для доступа к тепловым сетям Предприятия для их эксплуатации и обслуживания, угрожает безопасности, нарушает права и законные интересы истца, препятствует нормальной и безопасной эксплуатации тепловых сетей, приводит к увеличению (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на тепловых сетях.
С учетом приведенного суд первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не только нарушает право истца на беспрепятственный доступ к тепловым сетям, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущественное положение неопределенного круга лиц, но и препятствует проведению ремонтных работ в отношении объекта теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав истца при причинении ущерба третьим лицам, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно и правомерно.
При вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нормы материального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение суда от 02.09.2021 следует оставить без изменения, а жалобу Администрации - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.09.2021 по делу N А56-24002/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Ю. С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24002/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СВЕТЛАНОВСКОЕ
Третье лицо: А56-43604/2020, Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению