г. Чита |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А19-1871/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полезные напитки" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2021 года и на дополнительное решение от 17 ноября 2021 года по делу N А19-1871/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тибет-фито" (ОГРН 1197746278982, ИНН 9701132749) к обществу с ограниченной ответственностью "Полезные напитки" (ОГРН 1163850069932, ИНН 3810064061) о взыскании 712 686 руб. 47 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тибет-фито" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Полезные напитки" о взыскании 922 460 руб. неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса, 6 008 руб. 78 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2020 по 04.02.2021 с последующим начислением до момента фактического исполнения обязательства.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в виде неотработанного аванса в размере 708 074 руб. 17 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 612 руб. 30 коп. за период с 11.12.2020 по 04.02.2021, с последующим начислением до момента фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2021 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 21.10.2021, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 429 855 руб. 05 коп. неосновательного обогащения, 2 800 руб. 02 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 17.11.2021 с ответчика в пользу истца взысканы проценты по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму задолженности 429 855 руб. 05 коп., начиная с 05.02.2021 по день фактической оплаты долга.
Не согласившись с решением и дополнительным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Четвертый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда в части удовлетворения исковых требований ООО "Тибет-Фито" в размере 419 780,88 рублей основного долга и производного от него требования по процентам за пользование чужими денежными средствами отменить, принять по делу судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что суд частично удовлетворяя исковые требования о взыскании денежных средств оплаченных по дополнительным соглашениям N 2, N 4 и N 5, не оценил доводы ответчика и доказательства, представленные в материалы дела, поэтому выводы суда в данной части противоречат обстоятельствам дела и не соответствуют нормам материального права, подлежащим применению. Услуги, оказание которых предусмотрено условиями соглашения N 2, оказывались истцу уже на стадии заключения спорного договора и весь период его действия, были полностью выполнены и их результат был передан ООО "Тибет-фито", что подтверждается перепиской сторон в мессенджере WhatsApp по дизайну упаковки и компонентам, перепиской сторон в электронной почте по форме выпуска продукции, дизайну этикетки, составу компонентов, перепиской сторон в мессенджере WhatsApp по компонентам сборов, перепиской сторон в мессенджере WhatsApp по утверждению наименования травяных сборов и разработке логотипа, наличием согласованных сторонами этикеток сборов. ООО "Тибет-Фито" были оказаны услуги по консультированию, разработки технологии, подбору формы выпуска, наименования продукции. Ответчиком были оказаны услуги по консультированию истца в полном объеме. Возражений от истца относительно объема, полноты и верности таких консультаций в период действия договора и на момент его расторжения не поступало.
Услуги, выполнение которых предусмотрено условиями дополнительных соглашений N 4 и N 5 были практически полностью выполнены, за исключением последнего этапа - подачи документов на государственную регистрацию. Выполнение данного этапа было затруднено действиями/бездействием заказчика, который не произвел финальную оплату, перестал осуществлять взаимодействие с исполнителем, не подписал сформированный исполнителем пакет документов для государственной регистрации и отказался от получения этих документов при отправке курьером. Таким образом, услуги были оказаны ООО "Полезные напитки" в том объеме, в каком их выполнение зависело от исполнителя, и их результат был передан ООО "Тибет-фито", что подтверждается: перепиской сторон в мессенджере WhatsApp относительно микробиологических исследований сырья, предоставленного ООО Тибет-Фито, перепиской сторон в электронной почте за март 2020 года относительно выявления плесени в сырье, предоставленном ООО Тибет-Фито: в марте 2020 года по результатам лабораторных исследований было обнаружено, что давальческое сырье истца для производства БАД содержит плесень, поэтому не может быть использовано; перепиской сторон в электронной почте за апрель 2020 года; перепиской сторон в электронной почте за май 2020 года, в ходе которой обсуждалась потенциальная невозможность регистрации БАД Агар-8 в связи с наличием уже зарегистрированной БАД Агар Е406, необходимости переименования на Агар-8, обсуждение пищевой ценности и состава БАД, письмом ООО "Тибет-Фито" от 04.06.2020 о согласии с предложенной исполнителем технологией производства БАД, перепиской сторон в электронной почте за июль 2020 года, в ходе которой обсуждались инструкции на БАД, перепиской сторон в электронной почте за сентябрь 2020 года, в ходе которой обсуждались выявленные тяжелые металлы (ртуть) в образцах БАД Акар-8 и Рутта-6, необходимости проведения повторных анализов, перепиской сторон в электронной почте за ноябрь 2020 года, в ходе которой сообщалось о получении результатов повторных анализов, готовности пакета документов для экспертизы, необходимости оплаты финального счета за услуги исполнителя по регистрации БАД. Длительность выполнения перечисленных этапов работ по ДС N 4 и 5 была вызвана обстоятельствами, не зависящими от воли ответчика. ООО "Полезные напитки" полагает, что исполнителем были выполнены все этапы работ, которые от него зависели, поэтому общество вправе претендовать на полную оплату услуг в рамках дополнительных соглашений N 4 и 5, в связи с чем полагает, что у ООО "Тибет-Фито" имеется задолженность в размере 144 000 руб. Заявленный в требовании о возврате денежных средств от 07 декабря 2020 года отказ от исполнения с учетом выполнения исполнителем услуг на указанный момент, не может быть принят, поскольку содержит признаки злоупотребления правом, что противоречит ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. ООО "Полезные напитки" на момент получения такого письма уже выполнило практически все предусмотренные договором услуги, поэтому основания для взыскания денежных средств отсутствуют. Выполненные ООО "Полезные напитки" услуги по дополнительным соглашениям N2, 4 и 5 представляют для ООО "Тибет-Фито" потребительскую ценность, поскольку ООО "Тибет-Фито" пользуется в своей предпринимательской деятельности такими результатами. Также указывает, что в договоре отсутствуют положения о возможности начисления неустойки.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что стороны не настаивали на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, возражения в суд до начала судебного заседания не поступили, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заявителем апелляционной жалобы части.
Как следует из материалов дела, 23.01.2020 между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор на оказание услуг N 1, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, указанные в п. 1.2 договора, а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги.
Из пункта 1.2 договора следует, что исполнитель обязуется оказать услуги, согласно дополнительным соглашениям N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6.
Согласно п. 1.3 договора срок, в течение которого исполнитель обязан оказать услуги по договору, устанавливается: с момента поступления оплаты по данному договору на расчетный счет исполнителя до 31.12.2020.
В этот период исполнитель самостоятельно определяет временные интервалы для оказания конкретных услуг, указанных в соглашениях к настоящему договору, однако, при этом о времени оказания услуг уведомляет заказчика для того, чтобы последний мог принять их надлежащим образом. Исполнитель имеет право завершить оказание услуг досрочно.
Услуги считаются оказанными после подписания акта приема-сдачи услуг заказчиком или его уполномоченным представителем по оригиналу доверенности (п. 1.4 договора).
В процессе исполнения договора сторонами заключены дополнительные соглашения:
1) дополнительное соглашение N 1 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить перечень работ, согласованный с заказчиком, в рамках предоставления услуг по проведению регистрации декларации соответствия (на отдельное наименование) сырья для производства БАД к пище: "Бамбук (ствол)"; "Босвеллия (смола)". Стоимость работ по проведению регистрации декларации соответствия на отдельные наименования сырья составляет 30 000 руб. за каждое наименование из п. 1.
Общая стоимость работ данного соглашения составляет 60 000 руб., включает в себя: - консультирование и подготовка документов; - разработка нормативно-технической документации; - формирование комплекта документов для экспертизы; - подача образцов продукции в лабораторные центры, оплата испытаний; - взаимодействие с испытательными центрами; - подача документов на экспертизу, оплата экспертизы;- взаимодействие с экспертом при санитарно-гигиенической экспертизе; - получение протоколов испытаний; - регистрация деклараций соответствия; -передача всех документов заказчику.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения N 1 заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ, в виде предоплаты в размере 100% стоимости работ на расчетный счет исполнителя в течение 3-х дней после подписания договора оказания услуг N 1 и данного соглашения. Цена соглашения является ориентировочной. Окончательная цена определяется по окончании оказания услуг по данному этапу путем суммирования расходов, фактически понесенных при оказании услуг по данному соглашению.
2) дополнительное соглашение N 2 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить перечень работ, согласованный с заказчиком в рамках предоставления услуг по разработке технологии производства следующей продукции: 1.1. биологически активная добавка к пище, рецептура N 1 "Агар-8", капсулы N 0/1, 0.5 гр., упаковка N 60; 1.2 биологически активная добавка к пище, рецептура N 2 "Рутта-6", капсулы N 0/1, 0.5 гр., упаковка N 60; 1.3 "Бамбук (ствол)"; 1.4 "Босвеллия (смола)"; пункты с 1.5 по 1.10 травяные сборы N 1, N 2, N 4, N 5, N 7, N 10 (соответственно пунктам).
Общая стоимость работ 30 000 руб. (НДС не облагается), включает в себя следующие работы: консультирование; разработка технологии; разработка методов контроля сырья; разработка методов контроля готовой продукции; подбор формы выпуска продукции; подбор и проверка соответствия компонентов требованиям регистрации продукции; подбор наименования продукции в соответствии с нормативами.
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения N 2 заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ в виде предоплаты в размере 100 % стоимости работ на расчетный счет исполнителя в течение 3-х дней после подписания договора оказания услуг N 1 и данного соглашения. Работы по данному соглашению осуществляются после внесения полной оплаты (п. 4 соглашения).
3) дополнительное соглашение N 3, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить перечень работ, согласованный с заказчиком, в рамках предоставления услуг по разработке ТУ и получению декларации соответствия на следующую продукцию: травяные сборы (капсулы 0,5гр, N 60) согласно рецептурам N 1, N 2, N 5, N 7, N 10; травяной сбор (фильтр-пакет, 1 гр., N 21) согласно рецептуре N 4.
Стоимость работ за каждое наименование продукции (рецептура), указанное в п. 1 соглашения составляет 40 000 руб. (НДС не облагается). Общая стоимость работ по данному соглашению составляет 240 000 руб. и включает в себя следующие работы: - консультирование; - разработка ТУ и другой необходимой документации на продукцию; - разработка макета упаковки; - наработка образцов продукции для подачи в лабораторию Испытательных центров и оплата испытаний; - взаимодействие с экспертом при санитарно-гигиенической экспертизе; - оформление и получение протоколов испытаний; - подача документов на декларирование продукции, оплата экспертизы и государственной пошлины; - получение декларации соответствия на продукцию.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения N 3 заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ, в виде предоплаты в размере 100 % стоимости на расчетный счет исполнителя за каждый этап работы в следующем порядке: - оплата 30 % от общей стоимости соглашения вносится после подписания договора оказания услуг и данного соглашения в течение 3-х дней; - оплата 30 % от стоимости соглашения вносится перед подготовкой документов для подачи в лаборатории испытательных центров в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя; - 40 % от стоимости соглашения вносится перед подачей документов на регистрацию в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя. Цена соглашения является ориентировочной. Окончательная цена определяется по окончании оказания услуг по данному этапу путем суммирования расходов, фактически понесенных при оказании услуг по данному соглашению.
4) дополнительное соглашение N 4 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить перечень работ, согласованный с заказчиком, в рамках предоставления услуг по проведению государственной регистрации следующей продукции: биологически активная добавка к пище, рецептура N 1 "Агар-8".
Общая стоимость работ по данному соглашению 180 000 руб. (НДС не облагается) и включает в себя следующие работы: - консультирование; - разработка и согласование макета упаковки: этикетки, вторичной упаковки; - помощь при подготовке документов; - разработка необходимой документации; - формирование комплекта документов; - подача документов на экспертизу и оплата экспертизы; - подача образцов продукции в лаборатории испытательных центров и оплата испытаний; - взаимодействие с экспертом при санитарно-гигиенической экспертизе; - взаимодействие с лабораториями, проводящими анализ образцов; - оформление и получение протоколов испытаний; - оформление и получение экспертных заключений на продукцию; - подача документов на регистрацию, оплата экспертизы и государственной пошлины; - взаимодействие с отделом государственной регистрации; - получение свидетельства о государственной регистрации.
В соответствии с п. 4 дополнительного соглашения N 4 заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ, в виде предоплаты в размере 100 % стоимости на расчетный счет исполнителя за каждый этап работы в следующем порядке: - оплата 30% от общей стоимости соглашения вносится после подписания договора оказания услуг и данного соглашения в течение 3-х дней; - оплата 30 % от стоимости соглашения вносится перед подготовкой документов для подачи в лаборатории испытательных центров в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя; - 40 % от стоимости соглашения вносится перед подачей документов на регистрацию в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя. Цена соглашения является ориентировочной.
Окончательная цена определяется по окончании оказания услуг по данному этапу путем суммирования расходов, фактически понесенных при оказании услуг по данному соглашению.
5) дополнительное соглашение N 5 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить перечень работ, согласованный с заказчиком, в рамках предоставления услуг по проведению государственной регистрации следующей продукции: биологически активная добавка к пище, рецептура N 2 "Рутта-6" Общая стоимость работ по данному соглашению составляет 180 000 руб. (НДС не облагается) и включает в себя следующие работы: - консультирование; - разработка и согласование макета упаковки: этикетки, вторичной упаковки; - помощь при подготовке документов; - разработка необходимой документации; - формирование комплекта документов; - подача документов на экспертизу и оплата экспертизы; - подача образцов продукции в лаборатории испытательных центров и оплата испытаний; - взаимодействие с экспертом при санитарно-гигиенической экспертизе; - взаимодействие с лабораториями, проводящими анализ образцов; - оформление и получение протоколов испытаний; - оформление и получение экспертных заключений на продукцию; - подача документов на регистрацию, оплата экспертизы и государственной пошлины; - взаимодействие с отделом государственной регистрации; - получение свидетельства о государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 дополнительного соглашения N 5 заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ, в виде предоплаты в размере 100 % стоимости на расчетный счет исполнителя за каждый этап работы в следующем порядке: - оплата 30% от общей стоимости соглашения вносится после подписания договора оказания услуг и данного соглашения в течение 3-х дней; - оплата 30 % от стоимости соглашения вносится перед подготовкой документов для подачи в лаборатории испытательных центров в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя; - 40 % от стоимости соглашения вносится перед подачей документов на регистрацию в течение 3-х дней после отправки уведомления от исполнителя. Цена соглашения является ориентировочной. Окончательная цена определяется по окончании оказания услуг по данному этапу путем суммирования расходов, фактически понесенных при оказании услуг по данному соглашению.
6) дополнительное соглашение N 6 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель передает партии продукции в собственность заказчика, а заказчик принимает и оплачивает продукцию в количестве и по ценам, согласованным сторонами в ассортименте: биологически активная добавка к пище, рецептура N 1 "Агар-8", капсула N 0/1, 0.5 гр., 5000 упаковок (N 60). Производство и выпуск продукции включает в себя следующие работы: производство партии 5000 упаковок (N 60), капсулы N 0/1, 0.5 гр.; производств упаковки для продукции; разработка макета упаковки и согласование с заказчиком; упаковка продукции (нанесение на упаковку N серии, срока годности); упаковка в гофрокороб; нанесение на гофротару транспортной этикетки; контроль качества, в т. ч.: входной контроль, межоперационный контроль и контроль готовой продукции согласно нормативно-технической документации заказчика и технического задания. Общая стоимость работ 425 000 руб. (НДС не облагается). Цена 85 руб. за единицу продукции со склада в г. Иркутск указывается в товарной накладной и предоставляется на партию 5000 единиц продукции, указанной в п. 1.1. Заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ по производству указанных БАД в следующем порядке: - заказчик обязуется внести депозит в размере 50 % от общей стоимости работ по данному соглашению в качестве предоплаты за всю партию в течение 5-ти дней после выставления счета исполнителем; - оставшиеся 50 % стоимости продукции заказчик обязуется оплатить по готовности продукции перед ее отгрузкой заказчику в течение 5-ти дней после уведомления со стороны исполнителя. В случае отказа заказчика от оплаты продукции в полном объеме, депозит в размере 50 % от стоимости соглашения, уплаченный ранее, не подлежит возврату. Продукция производится после внесения 50% предоплаты, согласно условиям п. 2.2 соглашения.
7) дополнительное соглашение N 7 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель передает партии продукции в собственность заказчика, а заказчик принимает и оплачивает продукцию в количестве и по ценам, согласованным сторонами в ассортименте: биологически активная добавка к пище, рецептура N 2 "Рутта-6", капсулы N0/1, 0.5 гр., 5000 упаковок (N 60). Производство и выпуск продукции включает в себя следующие работы: производство партии 5000 упаковок (N 60), капсулы N 0/1, 0.5 гр.; производств упаковки для продукции; разработка макета упаковки и согласование с заказчиком; упаковка продукции (нанесение на упаковку N серии, срока годности); упаковка в гофрокороб; нанесение на гофротару транспортной этикетки; контроль качества, в т. ч.: входной контроль, межоперационный контроль и контроль готовой продукции согласно нормативно-технической документации заказчика и технического задания. Общая стоимость работ 425 000 руб. (НДС не облагается). Цена 85 руб. за единицу продукции со склада в г. Иркутск указывается в товарной накладной и предоставляется на партию 5000 единиц продукции, указанной в п. 1.1. Заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ по производству указанных БАД в следующем порядке: - заказчик обязуется внести депозит в размере 50 % от общей стоимости работ по данному соглашению в качестве предоплаты за всю партию в течение 5-ти дней после выставления счета исполнителем; - оставшиеся 50 % стоимости продукции заказчик обязуется оплатить по готовности продукции перед ее отгрузкой заказчику в течение 5-ти дней после уведомления со стороны исполнителя. В случае отказа заказчика от оплаты продукции в полном объеме, депозит в размере 50 % от стоимости соглашения, уплаченный ранее, не подлежит возврату. Продукция производится после внесения 50 % предоплаты, согласно условиям п. 2.2 соглашения.
8) дополнительное соглашение N 8 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель передает продукцию травяные сборы (капсулы 0.5 гр., N 60) согласно рецептурам N 1, N 2, N 5, N 7, N 10 в собственность заказчика, а заказчик принимает и оплачивает продукцию в количестве и по ценам, согласованным сторонами. Производство и выпуск продукции включает в себя следующие работы: производство продукции по 2000 упаковок каждого наименования-рецептуры, общее количество 10 000 упаковок, указанных в п. 1.1 соглашения; производство упаковки для продукции: банка ПЭТ, этикетка; разработка макета упаковки и согласование с заказчиком; упаковка продукции (нанесение на упаковку N серии, срока годности); упаковка в гофрокороб; нанесение на гофротару транспортной этикетки; контроль качества, в т. ч.: входной контроль, межоперационный контроль и контроль готовой продукции согласно нормативнотехнической документации заказчика и технического задания. Общая стоимость работ 850 000 руб. (НДС не облагается). Цена 85 руб. за единицу продукции со склада в г. Иркутск указывается в товарной накладной и предоставляется на партию 2000 единиц продукции, указанной в п. 1.1, общим количеством 10 000 банок с вложимостью 60 капсул. Заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ по производству указанных БАД в следующем порядке: - заказчик обязуется внести депозит в размере 50 % от общей стоимости работ по данному соглашению в качестве предоплаты за всю партию в течение 5-ти дней после выставления счета исполнителем; - оставшиеся 50 % стоимости продукции заказчик обязуется оплатить по готовности продукции перед ее отгрузкой заказчику в течение 5-ти дней после уведомления со стороны исполнителя.
В случае отказа заказчика от оплаты продукции в полном объеме, депозит в размере 50 % от стоимости соглашения, уплаченный ранее, не подлежит возврату. Продукция производится после внесения 50 % предоплаты, согласно условиям п. 2.2 соглашения.
9) дополнительное соглашение N 9 от 23.01.2020, в соответствии с которым исполнитель передает продукцию травяные сборы (фильтр-пакет, 1 гр., N 21) согласно рецептуре N 4 в собственность заказчика, а заказчик принимает и оплачивает продукцию в количестве и по ценам, согласованным сторонами. Производство и выпуск продукции включает в себя следующие работы: производство партии 2000 упаковок каждого наименования-рецептуры, указанного в п. 1.1 соглашения; производство упаковки для продукции; разработка макета упаковки и согласование с заказчиком; упаковка продукции (нанесение на упаковку N серии, срока годности); упаковка в гофрокороб; нанесение на гофротару транспортной этикетки; контроль качества, в т. ч.: входной контроль, межоперационный контроль и контроль готовой продукции согласно нормативно-технической документации заказчика и технического задания. Общая стоимость работ 110 000 руб. (НДС не облагается). Цена 55 руб. за единицу продукции со склада в г. Иркутск указывается в товарной накладной и предоставляется на партию 2000 единиц продукции, указанной в п. 1.1. Заказчик обязуется оплатить исполнителю услуги, связанные с проведением работ по производству указанных БАД в следующем порядке: - заказчик обязуется внести депозит в размере 50 % от общей стоимости работ по данному соглашению в качестве предоплаты за всю партию в течение 5-ти дней после выставления счета исполнителем; - оставшиеся 50% стоимости продукции заказчик обязуется оплатить по готовности продукции перед ее отгрузкой заказчику в течение 5-ти дней после уведомления со стороны исполнителя. В случае отказа заказчика от оплаты продукции в полном объеме, депозит в размере 50% от стоимости соглашения, уплаченный ранее, не подлежит возврату. Продукция производится после внесения 50% предоплаты, согласно условиям п. 2.2 соглашения.
Во исполнение условий договора с учетом дополнительных соглашений от 23.01.2020 N 1 - N 9, истец перечислил ответчику денежные средства в общем размере 922 460 руб., что подтверждается платежными поручениями: N 5 от 24.01.2020 на сумму 60 000 руб. - оплата услуг по ДС N 1; N 6 от 24.01.2020 на сумму 30 000 руб. - оплата услуг по ДС N2; N 7 от 24.01.2020 на сумму 72 000 руб. - предоплата услуг по ДС N3; N8 от 27.01.2020 на сумму 54 000 руб. - предоплата услуг по ДС N4; N 9 от 27.01.2020 на сумму 54 000 руб. - предоплата услуг по ДС N5; N 39 от 01.04.2020 на сумму 168 000 руб. - оплата услуг по ДС N3; N 40 от 13.04.2020 на сумму 54 000 руб. - предоплата услуг по ДС N4; N41 от 13.04.2020 на сумму 54 000 руб. - предоплата услуг по ДС N5; N44 от 29.04.2020 на сумму 140 000 руб. - дополнительна оплата услуг по ДС N4 и N5; N103 от 15.09.2020 на сумму 55 000 руб. - предоплата услуг по ДС N9; N108 от 29.09.2020 на сумму 9 360 руб. - предоплата услуг по ДС N9; N109 от 29.01.2020 на сумму 122 100 руб. - предоплата услуг по ДС N9; N107 от 01.10.2020 на сумму 50 000 руб. - предоплата услуг по ДС N4 и N5.
07.12.2020 истец направил ответчику требование о возврате в срок до 10.12.2020 денежных средств в размере 922 460 руб., а также в указанном требовании уведомил ответчика об отказе от исполнения своих обязательств по договору на оказание услуг N 1 от 23.01.2020.
Неисполнение ответчиком указанных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованиями о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения и неустойки.
Суд первой инстанции, установив, что истец в отсутствие доказательств ненадлежащего исполнения договора ответчиком, в одностороннем порядке отказался от исполнения договора, и при этом часть предусмотренных договорами услуг была выполнена, исковые требования удовлетворил частично.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Поскольку в настоящем случае заявленный заказчиком до окончания срока оказания услуг односторонний отказ от договора не мотивирован нарушениями договора, допущенными исполнителем, то заказчик обязан возместить исполнителю все расходы, которые тот понес при исполнении договора.
Как следует из материалов дела (платежных поручений) и не оспаривается сторонами, истец перечислил ответчику в качестве авансовых платежей денежные средства в общем размере 922 460 руб.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что по дополнительным соглашениям N 1, N 2, N 3, N 4, N 5 исполнителем понесены прямые расходы, вызванные выполнением работ для заказчика в общей сумме 427 615 руб. 95 коп.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с установленным судом первой инстанции объемом фактически оказанных услуг и понесенными расходами при их оказании.
Апелляционной суд, проверив доводы заявителя жалобы, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции верно оценил объем оказанных услуг, а так же правильно определил сумму фактических расходов, понесенных ответчиком при оказании услуг.
Заявитель жалобы указывает, что по договору N 2 услуги оказывались истцу уже на стадии заключения спорного договора и весь период его действия, были полностью выполнены (оказаны услуги по консультированию, разработке технологии, подбору формы выпуска, наименования продукции) и их результат был передан ООО "Тибет-фито". В подтверждение данного факта заявитель жалобы ссылается на переписку сторон в мессенджере WhatsApp и по электронной почте, представленную в материалы дела 28.04.2021.
Однако вопреки доводам заявителя жалобы переписка в мессенджерах и по электронной почте, не может служить надлежащим доказательством факта оказания услуг и их принятия заказчиком, поскольку условиями договора (п. 2.3.2) предусмотрено принятие оказанных услуг по акту приема-передачи.
Кроме того, из представленных в материалы дела распечаток не представляется возможным установить подлинность электронной переписки (указанные документы не заверены), достоверно установить ее стороны, также как и соотнести переписку с услугами по договору N 2.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку в данном случае отсутствует результат оказанных услуг, ответчиком не представлено доказательств того, какие конкретно консультативные услуги им оказывались, какие расходы были понесены при оказании услуг по дополнительному соглашению N 2 и в какой период, то требования по возврату денежных средств по дополнительному соглашению N 2 в размере 27 000 руб. (30 000 руб. минус 3 000 руб. признанных истцом) заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы по дополнительным соглашениям N 4 и N 5 о том, что все зависящие от исполнителя этапы работ были выполнены, также не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку заявитель жалобы в подтверждение своих доводов также ссылается лишь на переписку сторон в мессенджерах, которые не могут быть приняты судом в качестве доказательств исполнения договора. При этом заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства передачи заказчику окончательных (итоговых) вариантов ТИ, ТУ с полным комплектом протоколов испытаний продукции "Агар-8" и "Рутта-6", а также свидетельств о государственной регистрации БАД, являющиеся основной целью выполнения работ по дополнительным соглашениям N 4 и N 5.
Ссылка ответчика на понесенные им в ходе оказания услуг по дополнительным соглашениям N 4 и N 5 расходы в сумме 351 119,12 руб. правомерно отклонена судом первой инстанции.
Так судом первой инстанции верно установлено, что понесенные ответчиком после расторжения договора на оказание услуг N 1 от 23.01.2020 расходы в рамках исполнения договора субподряда N 1 от 07.01.2020, заключенного без согласия истца, не представляется возможным соотнести с расходами исполнителя при исполнении договора на оказание услуг N 1 от 23.01.2020.
Ссылки заявителя жалобы на значимость и потребительскую ценность услуг по дополнительным соглашениям N 2, N 4 и N 5 в связи с использованием истцом в своей предпринимательской деятельности всех 8 наименований продукции, являющейся предметом договора, что подтверждается по мнению заявителя жалобы сведениями с сайта истца, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку не могут достоверно свидетельствовать о том, что именно в результате услуг ответчика, а не иного лица (ООО "Витачай") у истца появилась возможность использования продукции.
Апелляционный суд также отклоняет доводы заявителя жалобы о незаконном взыскании с него неустойки со ссылкой на отсутствие в положениях договора и действующего законодательства условий на право ее начисления, как противоречащие положениям статей 1107 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2021 по делу N А19-1871/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1871/2021
Истец: Арбитражный суд иркутской области, ООО "ТИБЕТ-ФИТО"
Ответчик: ООО "Полезные напитки"
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1891/2022
27.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6706/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1871/2021
21.10.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1871/2021