26 января 2022 г. |
Дело N А83-21200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 января 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-21200/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосия Республики Крым о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения в сумме 94 381,18 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года по делу N А83-21046/2020 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) выделены в отдельные производства требования.
В рамках данного дела рассматриваются требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" к Муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосия Республики Крым о взыскании задолженности за оказанные услуги теплоснабжения жилой квартиры, расположенной по адресу Республика Крым, город Феодосия, улица Гарнаева, дом 83, квартира N 508, общей площадью 14,30 кв. м, а также соответствующих судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены: Муниципальное унитарное предприятия Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 4", Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 исковые требования удовлетворены.
Взыскана с Администрации города Феодосия Республики Крым в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" сумма задолженности в размере 5930,66 руб. Разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что документ, подтверждающий регистрацию права собственности на спорную квартиру, за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым, в материалы дела не представлен. Кроме того, единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт бездоговорного потребления лицом тепловой энергии и расчет ее объема, является акт бездоговорного потребления, который истцом в отношении ответчика не составлялся.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 16 час. 15 мин., 19.01.2022.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Администрации города Феодосия Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 19.01.2022 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств, надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, с учетом заявленного ходатайтсва апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии. В отопительные периоды с апреля 2019 года по август 2020 года предприятием осуществлялась теплоснабжение квартиры N 508 общей площадью 14,30 кв. м, расположенной по адресу: г. Феодосия, ул. Гарнаева, д.83, находящейся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно представленному реестру, в перечень муниципального имущества входит, в том числе жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Гарнаева, д. 83, кв. 508, г. Феодосия, Республика Крым.
Ввиду отсутствия договоров теплоснабжения, заключенных в отношении спорного помещения, Предприятие, как единая теплоснабжающая организация на территории города Феодосии, приступила к поставке тепловой энергии в указанное жилое помещение на основании подпункта "б" пункта 17 Правил доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Оплата за услуги теплоснабжения в период с апреля 2019 года по август 2020 года в спорном помещении не производилась.
Предприятие обратилось к Администрации с претензией от 09.09.2020 N 2520 об оплате задолженности, которая оставлена ответчиком без ответа (т.1, л.д.23-24).
Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения по вышеуказанному жилому помещению за период 2019-2020 годы составила 5930,66 руб. и не погашена ответчиком.
Поскольку требование об уплате задолженности оставлено без исполнения, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги, при этом указанная обязанность собственника помещения возникает у него с момента возникновения права собственности на помещение.
Пунктом 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (подпункт "б" пункта 17 Правил N 354).
С учетом приведенных норм и конкретных обстоятельств настоящего дела (при отсутствии договора теплоснабжения между истцом и управляющими организациями, при отсутствии доказательств нахождения спорных домов в спорный период в управлении какой-либо управляющей организации) отношения по оплате поставленного ресурса в силу статей 539 и 540 ГК РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и владельцем жилых помещений в многоквартирном доме, и ресурсоснабжающая организация вправе получить плату за поставленную тепловую энергию непосредственно с ответчика как с собственника помещений.
Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Наличие системы централизованного отопления предусмотрено первоначальными проектами данных многоквартирных домов, поэтому предоставление услуги по отоплению является обязательным условием содержания такого дома.
В соответствии со статьей 36 Устава городского округа Феодосия к полномочиям Администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом, и организация в границах городского округа Феодосия электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения городского округа Феодосия топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицом, которое по поручению собственника осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, выступает непосредственно ответчик. Администрация, действуя как орган, уполномоченный на управление имуществом города Феодосии, является органом, осуществляющим оплату потребленного коммунального ресурса в жилых помещениях муниципального жилого фонда.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с нормами части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом услуг теплоснабжения подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут. Доказательства оказания услуг по теплоснабжению в объемах меньших, чем указаны истцом, ответчик не имеет, суду не представил.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец оказал услуги теплоснабжения, задолженность по оплате которых составила 5930,66 руб. и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Ответчик доказательства передачи имущества в найм до указанной истцом даты не представил, факт оказания услуг в объеме, заявленном истцом, не опроверг.
Изложенное свидетельствует о наличии оснований для взыскания задолженности за оказанные истцом услуги теплоснабжения.
При данных обстоятельствах, с учетом отсутствия допустимых доказательств в опровержение доводов истца, равно как и доказательств добровольной оплаты, требования истца о взыскании с ответчика 5930,66 руб. задолженности по оплате услуг теплоснабжения являются обоснованными по праву, по размеру и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что передача спорных нежилых помещений в муниципальную собственность не проведена, коллегия судей отклоняет ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу положений части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В указанных случаях государственная регистрация права собственности муниципального образования на недвижимость носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Квартира N 508 в доме 83 по ул. Гарнаева в городе Феодосии в период, за который осуществляется взыскание, находилась в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия, что также подтверждается данными Реестра свободного муниципального имущества, и не опровергнуто ответчиком.
В силу изложенного, вышеуказанное жилое помещение признается принадлежащим городскому округу Феодосия Республики Крым на праве муниципальной собственности.
Пунктом 1.6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", утвержденного решением 17 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23.03.2015 N 301 установлено, что право собственности в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым.
Спорная квартира не была заселена другими нанимателями на протяжении длительного времени, оплата за полученную тепловую энергию в период с 2019 года по 2020 год не производилась, в результате у Администрации возникла задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" централизованно по присоединенной сети в квартиру N 508 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Феодосия, ул. Гарнаева, д. 83.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что истцом не заключался договор по теплоснабжению указанной в иске квартиры.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Ресурсоснабжающая организация коммунальных услуг в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещением, отслеживать периоды их пользования. Поэтому в отсутствии договора между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 20.02.2017 по делу N А37-1715/2015).
Изложенное выше свидетельствует о правомерности заявленных истцом к ответчику требований.
Довод Администрации об отсутствии составленного акта на бездоговорное потребление тепловой энергии не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку истец в исковом заявлении предъявил требования о взыскании задолженности за фактически потребленную как коммунальный ресурс тепловую энергию, а не убытки в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии. Расчет истца свидетельствует о применении им установленных для населения цен и нормативов и не опровергнут ответчиком.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-21200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21200/2020
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N 4", МУП "ЖЭК-4"