г. Вологда |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А05-1187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 октября 2023 года по делу N А05-1187/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - ПАО "ТГК-2") обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский" (ОГРН 1052901210042, ИНН 2901143061; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119, помещение 8; далее - ООО "Октябрьский") о взыскании 1 262,20 руб. долга за теплоэнергию за октябрь 2022 года, 357,66 руб. неустойки за период с 16.11.2022 по 02.10.2023, неустойки с 03.10.2023 по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
ПАО "ТГК-2" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору ресурсоснабжения от 15.09.2020 N 6138 ПАО "ТГК-2" (теплоснабжающая организация) обязалось отпускать горячую воду и теплоноситель на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (далее - коммунальный ресурс на ОДН) до точек поставки, а ООО "Октябрьский" (исполнитель) обязалось оплачивать отпущенные коммунальные ресурсы на ОДН.
Ориентировочные (договорные) объёмы коммунальных ресурсов согласованы в приложении N 1 к договору, перечень точек поставки - в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 4.5 договора оплата коммунальных ресурсов на ОДН производится до 15-го числа месяца, следующего за расчётным.
ПАО "ТГК-2" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ООО "Октябрьский" долга по оплате теплоэнергии за октябрь 2022 года.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного иска, руководствуясь статьями 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034),
Суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о необоснованности произведённых истцом расчётов.
Так, истец предъявляет к оплате объёмы горячей воды (ГВС) на ОДН, определённые по общедомовому прибору учёта (ОДПУ) за период с 23.09.2023 (дата передачи предыдущих показаний) по 09.10.2023 (до даты выхода из строя ОДПУ), что составляет 69,26 куб.м.
Из данного объёма (69,26) истец вычитает объём индивидуального потребления ГВС за период расчёта по показаниям ОДПУ (49,999991). Так, индивидуальное потребление за октябрь 2022 года составило 172,222191 куб.м. Принимая во внимание, что объём за октябрь 2022 года по ОДПУ определён по 09.10.2023, то объём индивидуального потребления определён истцом за 9 календарных дней пропорционально общему количеству дней расчётного периода (31 день), а именно: 172,222191 / 31 х 9 = 49,999991 куб.м.
Также согласно представленным истцом сведениям об индивидуальном потреблении за октябрь 2022 года потребителям произведены перерасчёты текущего периода в объёме 104,996217 куб.м. В связи с непередачей показаний индивидуальных приборов учёта (ИПУ ГВС) за период с июля по сентябрь 2022 года потребителям выставлено 46,617485 куб.м, определённых расчётным способом (по среднемесячному объёму или по нормативу). Объём перерасчётов в текущем периоде 46,617485 куб.м перераспределён с индивидуального потребления на ГВС на ОДН.
Таким образом, всего истцом предъявлен ко взысканию с ответчика объём ГВС на ОДН компонент на холодную воду 65,877494 куб.м (69,26 - 49,999991 + 46,617485) стоимостью 2 852,50 руб., а с учётом корректировки на отрицательный объём ОДН ГВС (2 257,72) заявлено требование о взыскании в части компонента на холодную воду 594,78 руб. (2 852,50 - 2257,72).
Объём по ГВС на ОДН компонент на теплоэнергию определён истцом исходя из норматива на подогрев 0,0609 Гкал/куб.м и составляет 4,01194 Гкал (65,877494 х 0,0609) стоимостью 7 903,49 руб., а с учётом корректировки на отрицательный объём ОДН ГВС (6 256,14) заявлено требование о взыскании в части компонента на тепловую энергию 1 647,35 руб. (7 903,49 - 6 256,14).
Всего за период работы прибора учёта (с 23.09.2022 по 09.10.2022) истцом начислено ГВС на ОДН 2 242,13 руб. (594,78 + 1 647,35).
Данные произведённые истцом расчёты являются необоснованными.
Поскольку в рассматриваемом случае горячая вода поставлялась для нужд многоквартирного жилого дома, то к отношениям сторон подлежат применению нормы ЖК РФ, Правил N 124 и Правил N 354.
По общему правилу названных Правил размер платы за коммунальные ресурсы устанавливается прежде всего исходя из фактических объёмов потребления, определённых с использованием показаний приборов учёта и только при отсутствии приборов учёта допускается определение размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 21(1) Правил N 124 объём коммунального ресурса, может определяться следующим образом:
а) объём коммунального ресурса в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учёта, определяется на основании показаний этого прибора учёта по формуле, которая предусматривает вычитание из объёма по показаниям ОДПУ объёмов индивидуального потребления;
б) в случае выхода из строя, утраты ОДПУ или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев) за расчётный период (расчётный месяц) объём определяется исходя из среднемесячного объёма;
в) объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный ДДПУ, либо после выхода из строя ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ОДПУ или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ определяется исходя из нормативов.
Таким образом, при выходе из строя ОДПУ объём потреблённого ресурса определяется одним из расчётных способов: исходя из среднемесячного объёма потребления либо исходя из нормативов потребления. При этом возможность определения объёма потреблённого ресурса таким способом до выхода из строя ОДПУ подпунктами "б", "в" пункта 21(1) Правил N 124 не предусмотрена.
Таким образом, в случае выхода из строя прибора учёта, расчётный способ подлежит применению с даты, когда прибор учёта стал неисправен.
При этом законодательство не содержит запрета на применение в одном расчётном периоде двух способов расчёта (в случае, когда момент, начиная с которого или по окончании которого, подлежит применению расчётный способ, не совпадает с моментом начала или окончания расчётного периода).
Норма абзаца 9 подпункта "в" пункта 21 Правил N 121 не исключает возможность определения объёма исходя из норматива потребления за часть расчётного периода - со дня, когда прибор учёта вышел из строя (если период его работы составил менее трёх месяцев) либо по истечении трёх месяцев со дня, когда прибор учёта вышел из строя (если период его работы составил не менее трёх месяцев).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 59(1) и 59(2) Правил N 354, согласно которым плата за коммунальную услугу на ОДН за расчётный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям ОДПУ за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объёма потребления), а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен прибор учёта либо истёк срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям ОДПУ, но не более 3 расчётных периодов подряд.
Если период работы ОДПУ составил менее 3 месяцев плата за коммунальную услугу на ОДН за расчётный период с учетом положений пункта 44 настоящих Правил определяется исходя из нормативов.
Таким образом, Правила N 354 предусматривают применение расчётного способа с начала расчётного периода лишь в случае, когда невозможно установить точную дату, когда вышел из строя или был утрачен прибор учёта.
Осуществление коммерческого учёта теплоэнергии допускается расчётным путём в случае отсутствия, неисправности приборов учёта или нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учёта (часть 3 статьи 19 Закона "О теплоснабжении", пункт 31 Правил N 1034).
При выявлении нарушений в работе узла учёта количество теплоэнергии определяется расчётным методом с момента выхода из строя прибора учёта.
Законодательством установлен приоритет приборного способа учёта ресурса.
Приведёнными нормами Правил N 121 и Правил N 354 устанавливается "льготный" период для восстановления потребителем учёта в случае выхода из строя прибора учёта, срок которого не может быть более 3 месяцев с момента выхода прибора учёта из строя. Иное истолкование указанных норм ставит в неравное положение потребителей, у которых прибор учёта вышел из строя в конце расчетного периода, уменьшая для них срок восстановления учёта.
Следовательно, для потребителей подлежат применению единые правила определения даты начала применения расчётного способа - со дня выходя из строя или утраты прибора учёта либо истечения срока его эксплуатации.
На основании изложенного является обоснованным применение истцом при определении объёма ГВС на ОДН сведений ОДПУ за период с 23.09.2022 по 09.10.2022, то есть до даты возникновения неисправности ОДПУ. Следовательно, за указанный период объём ГВС на ОДН подлежит определению на основании подпункта "а" пункта 21 Правил N 121.
Определённый за период с 23.09.2022 по 09.10.2022 объём ГВС на ОДН на основании ОДПУ составляет 69,26 куб.м.
Судом правомерно отклонены доводы ответчика о необоснованном включении в расчётный период за октябрь 2022 года данных прибора учёта за период с 23 по 30 сентября 2022 года.
Согласно подпункту "д" пункта 18 Правил N 129 показания приборов учёта исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации не позднее 26-го числа расчётного месяца.
Согласно пункту 1.2 приложения N 4 к рассматриваемому договору исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации не позднее 28-го числа расчётного месяца сведения о показаниях ОДПУ по состоянию на 28-е число расчётного месяца.
Из ведомостей учёта параметров теплоснабжения за сентябрь и октябрь 2022 года следует, что в качестве конечных учитывались показания по состоянию на 23-е число расчётного месяца.
Согласно подпункту "д" пункта 31(1) Правил N 354 управляющая организация обязана ежемесячно снимать показания ОДПУ в период с 23 -го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации.
При этом согласно пункту 37 Правил N 354 объём коммунального ресурса, определённый по показаниям приборов учёта, снятым в установленные подпунктом "е" пункта 31 и подпунктом "д" пункта 31(1) настоящих Правил сроки, в том числе за дни календарного месяца, предшествующего расчётному периоду, считается потреблённым в соответствующем расчётом периоде независимо от наличия возможности снятия такими приборами учёта посуточных показаний.
Таким образом, расчёты за объём коммунального ресурса ведутся не за календарный период (то есть с 1-го по последнее число месяца), а за расчётный период, то есть за период между снятиями показаний прибора учёта.
Исчисление размера платы за коммунальные услуги на основании показаний ОДПУ, снятых в установленные Правилами N 354 сроки, является стоимостным выражением расчётного периода, равного календарному месяцу, которое не может расцениваться как изменение этого периода.
Аналогичные выводы изложены в решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2014 N АКПИ14-458.
В рассматриваемом случае, поскольку при определении объёма общедомового потребления за сентябрь 2022 года использовались конечные показания ОДПУ по состоянию на 23.09.2022 на 01.00 час, то объём показаний ОДПУ за период с 23.09.2022 по 30.09.2022 обоснованно учтён истцом при определении объёма общедомового потребления за октябрь 2022 года.
Как указано выше, за период с 23.09.2022 по 09.10.2022 объём ГВС на ОДН подлежит определению на основании подпункта "а" пункта 21 Правил N 121. Вместе с тем, поскольку возможность определения индивидуального потребления посуточно отсутствует, то является обоснованным учёт индивидуального потребления исходя из периода работы ОДПУ. Однако являются обоснованными также доводы ответчика о том, что фактически учитываемый истцом объём показаний ОДПУ определён не за 9 дней, а за 17 дней его исправной работы (с 23.09.2022 по 09.10.2022).
Принимая во внимание фактическое количество дней расчётного периода "октябрь 2022 года" (31 день), сопоставимым будет являться объём индивидуального потребления в размере 94,444427 куб.м (172,222191 / 31 х 17).
При определении объёма ГВС на ОДН истцом также учитывается объём перерасчётов в текущем периоде. Всего в октябре 2022 года объём перерасчётов потребителя по ГВС по ИПУ составил 104,996217 куб.м (к уменьшению индивидуального потребления). Объёмы перерасчётов в текущем периоде по ГВС учены истцом в размере 46,617485 куб.м (объём, который был выставлен данным потребителям в МКД за июль-сентябрь 2022 года по среднемесячному объему или по нормативу и скорректирован к уменьшению в октябре 2022 года в связи с передачей показаний ИПУ ГВС). Данный объём, уменьшая индивидуальное потребление за октябрь 2022 года, принят к увеличению объёма ГВС на ОДН.
Однако передача потребителями показаний индивидуальных приборов учёта с нарушением установленного срока влияет на корректность расчёта объёма энергоресурса на ОДН.
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях ИПУ и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учёта находится в исправном состоянии, но имеются расхождения между показаниями этого прибора учёта и объёмом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчёте размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчётный период, то исполнитель обязан произвести перерасчёт размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчётный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачёту при оплате будущих расчётных периодов.
Перерасчёт размера платы должен быть произведён исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учёта.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объём (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потреблённым потребителем в течение того расчётного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Из нормы данного пункта 61 Правил N 354 следует, что объём коммунальные услуги, определённый по разнице показаний индивидуальных приборов учёта, как положительный, так и отрицательный, должен считаться потреблённым в течение того расчётного периода, в котором действительные показания индивидуальных приборов учёта были установлены. Исключений из данного правила не предусмотрено.
Порядок перерасчёта предусматривает выявление в расчётном периоде, в котором делается перерасчёт, разницы в объёмах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчётные периоды.
Корректировка начислений по индивидуальному потреблению влечёт корректировку объёма на ОДН.
Вместе с тем, согласно абзацу третьему пункта 61 Правил N 354 в отсутствие доказательств обратного, объём коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потреблённым в течение того расчётного периода, в котором установлены фактические показания ИПУ.
Из формулы, приведённой в подпункте "а" пункта 21(1) Правил N 124, также следует, что перерасчёты потребителей влияют на объём ОДН, подлежащий оплате управляющей компанией в тот же период.
Доказательства того, что определённый по среднемесячному объёму и по нормативу объём индивидуального потребления за июль, август, сентябрь 2022 года, соответствует фактическому потреблению за эти периоды, нет.
В связи с изложенным, объём перерасчётов по ГВС в связи с передачей показаний ИПУ в соответствии с пунктом 61 Правил N 354 в размере выявленной разницы в показаниях, составивший 104,996217 куб.м, подлежит отнесению к индивидуальному потреблению октября 2022 года.
Принимая во внимание фактическое количество дней расчётного периода "октябрь 2022 года" (31 день), а также количество дней, за которые учтены показания ОДПУ (17 дней), сопоставимым будет являться объём в размере 57,57857 куб.м (104,996217 / 31 х 17).
Данный объём (57,57857 куб.м), увеличивающий размер ГВС на ОДН, больше, чем учитываемый истцом в расчётах (46,617485 куб.м). Вместе с тем, для определения ГВС на ОДН следует учитывать все величины в сопоставимых размерах.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно произведён расчёт объёма и стоимости ГВС на ОДН исходя следующих данных:
- из показаний ОДПУ за период с 23.09.2022 по 09.10.2022 в размере 69,26 куб.м;
- объёма индивидуального потребления, приходящегося на 17 дней работы ОДПУ, в размере 94,444427 куб.м;
- объёма перерасчётов, подлежащих учёту в индивидуальном потреблении октября 2022 года, в части, которая приходится на период, когда объёмы общедомового потребления определены на основании ОДПУ в размере 57,57857 куб.м.
Такой объём в части компонента на холодную воду составляет 32,394143 куб.м (69,26 - 94,444427 + 57,57857), стоимостью 1 402,67 руб. (32,394143 х 43,30); в части компонента на теплоноситель объём составит 1,972803 Гкал (32,394143 х 0,0609), стоимостью 3 886,42 руб. (1,972803 х 1 970).
Данный расчёт соответствует законодательству, обеспечивает сопоставимость измеренных объёмов потребления, поскольку используются сравнимые математические значения для целей расчёта ГВС на ОДН в части объёма общедомового потребления относительно объёма индивидуального потребления, включая перерасчёты, что обеспечивает наиболее точный и достоверный расчёт платы за коммунальные ресурсы на ОДН.
Согласно подпункту "а пункта 21 Правил N 121 в случае, если величина Употр превышает величину Уодпу или равна ей, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0. При этом величина, на которую Употр превышает Уодпу, уменьшает объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчётным периодом расчётном периоде (следующих расчётных периодах). При этом объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем расчётном периоде (следующих расчётных периодах), определяемый в соответствии с настоящим подпунктом или подпунктом "б" настоящего пункта, уменьшается на величину, на которую Употр превышает Уодпу в текущем периоде.
В рассматриваемом случае при определении стоимости коммунального ресурса за октябрь 2022 года истец учитывает отрицательную величину ОДН за предыдущий расчётный период в размере 2 257,72 руб. по компоненту на холодную воду и 6 256,14 руб. по компоненту на тепловую энергию.
Таким образом, стоимость определённого исходя из сопоставимых объёмов индивидуального потребления и перерасчётов объёма ГВС за расчётный период "октябрь 2022 года", приходящийся на период работы ОДПУ с 23.09.2022 по 09.10.2022, не превышает отрицательное значение ГВС на ОДН за прошлые периоды (июль - сентябрь 2022 года), в связи с чем подлежит уменьшению до 0.
Согласно представленному истцом расчёту, объём ГВС на ОДН за период с 10 по 31 октября, рассчитанный по среднему, составляет 0 куб.м. В связи с тем, что фактически истцом не предъявляются к ответчику требования о взыскании какого-либо объёма за период после 09.10.2022.
На основании изложенного объём коммунального ресурса на ОДН не превысил отрицательную величину прошлых периодов, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 октября 2023 года по делу N А05-1187/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1187/2023
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: ООО "Октябрьский"