город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2022 г. |
дело N А53-34255/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от Региональной службы ГСН РО: Кундрюкова Ю.В. по доверенности от 10.01.2022 N 38/9,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных
материалов-14"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.11.2021 по делу N А53-34255/2021
по заявлению Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов-14" (ИНН 6168081770, ОГРН 1026104368047)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области (далее - региональная служба ГСН РО, административный орган) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Комбинат строительных материалов - 14" (далее - общество, ООО "КСМ-14") к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2021 ООО "КСМ-14" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в
размере 50 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КСМ-14" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество признает и не оспаривает факт совершения вменяемого административного правонарушения. ООО "КСМ-14" является субъектом малого предпринимательства. Вменяемое административное правонарушение является малозначительным, не причинило вреда, отсутствует имущественный ущерб. Общество считает, что имеются основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
От ООО "КСМ-14" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта проверки от 12.11.2021 N 01.002.2632-13.
В судебном заседании представитель региональной службы ГСН РО не возражал против удовлетворения ходатайства, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ и приобщил дополнительные доказательства к материалам дела, как доказательства непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, должностным лицом региональной службы ГСН РО 16.06.2021 проведена проверка строительства объекта: "многоквартирный жилой дом со встроенными офисными помещениями и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой", расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Миллеровская, 100/21.
В результате проверки административным органом выявлены нарушения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и проектной документации.
По результатам проверки ООО "КСМ - 14" выдано предписание от 16.06.2021 N 01.002.2632-4 об устранении нарушений при строительстве объекта в срок до 13.08.2021.
Должностным лицом региональной службы ГСН РО с 30.08.2021 по 10.09.2021 проведена повторная проверка, в результате которой установлено, что предписание 26.03.2021 N 01.002.2632-4 не исполнено, а именно:
1. Отсутствует исполнительная документация на выполненные работы в полном объеме, в том числе:
- комплект рабочей документации со штампом "в производство работ",
- акты освидетельствования ответственных конструкций с отм. +9,520 по отм. +22,050,
- акты освидетельствования скрытых работ по устройству кровли жилого дома,
- документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве строительно-монтажных работ, а именно: декларация о соответствии бетонной системы, сертификат на примененный при устройстве лестниц швеллер 20П,
- документы о контроле качества сварных соединений, С-19РМ с отм. +9,520 по отм. +15,520,
- визуально-измерительный контроль (ВИК) сварных швов косоуров лестниц,
- протоколы по определению фактической прочности при сжатии бетона в проектном возрасте монолитных конструкций с отм. +12,520 по отм. +22,050,
- испытательные геодезические съемки конструкций с отм. +9,520 по отм. +22,050,
- результаты лабораторных испытаний плотности грунта обратной засыпки,
- результаты испытаний раствора кирпичной кладки с отм. +9,520 по отм. +22,050,
- результаты мониторинга технического состояния зданий и сооружений окружающей застройки, предусмотренного проектной документацией 143-2017-ПОС (раздел 21), (нарушены нормативные акты: статья 53 Градостроительного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, п. 9 проектной документации шифр 143-2017-ПОС, проектная документация шифр 143-2017-ПОС раздел 21, РД 11-02-2006, РД 11-05-2007, п. 3.23 СП 70.13330.2012, п. 4.23, п. 8.2.1 СП 78.13330.2019).
2. Исполнительная документация оформлена в нарушение требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, а именно:
- в актах приемки скрытых работ не отражены реквизиты документов, подтверждающих соответствие работ предъявленным к ним требованиям, а именно: протоколы по определению фактической прочности при сжатии бетона, результаты испытаний раствора кирпичной кладки, документы о контроле качества сварных соединений,
- отсутствуют подписи представителя лица, осуществляющего подготовку проектной документации,
- отсутствуют ссылки на листы проектной документации, в соответствии с которым выполнены работы, подлежащие освидетельствованию,
- отсутствует идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства (нарушены нормативные акты: статья 53 Градостроительного кодекса РФ, Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденное постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, п. 9 проектной документации шифр 143-2017-ПОС, п. 8.3 РД 11-05-2007, ч. 5 РД-11-02-2006);
3. Порядок ведения общего журнала работ (ОЖР N 1) не соответствует требованиям РД-11-05-2007. Не внесены сведения в разделы N 1 "Список инженерно-технического персонала лица, осуществляющего строительство", N 2 "Переень специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ", N 4 "Сведения о строительном контроле технического заказчика", N 5 "Сведения о строительном контроле лица, осуществляющего строительство", N 6 "Перечень исполнительной документации при строительстве" (нарушены нормативные акты: статья 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, п. 9 проектной документации шифр 143-2017-ПОС, п. 3.5 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции", РД 11-05-2007, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N 7);
4. Визуальным осмотром кирпичной кладки внутренних и наружных стен с отм. +9,520 по отм. +22,050 установлено:
- толщина вертикальных и горизонтальных швов отдельных участков кирпичной кладки превышают предельно допустимые значения, согласно таб. 9.8. СП 70.13330.2012,
- отдельные швы кирпичной кладки внутренних стен не заполнены раствором,
- на кирпичной кладке наружных стен и ветканалов обнаружены высолы (нарушены нормативные акты: статья 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, проектная документация шифр 143-2017-АР, п. 9.1.4, п. 9.2.4, таб. 9.8. СП 70.13330.2012);
5. В нарушение требований проектной документации по антикоррозийной защите строительных конструкций не выполнена:
- антикоррозийная защита стальных металлических конструкций лакокрасочным покрытием 1 группы,
- монтажных сварных швов соединений стальных конструкций лакокрасочным покрытием 3 группы,
- кладочных монтажных соединительных элементов методом горячего цинкования (нарушены нормативные акты: статья 53 Градостроительного кодекса РФ, п. 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, проектной документации шифр 143-2017-КР, л. 9-10 текстовой части).
По результатам проверки региональной службой ГСН РО составлен акт от 10.09.2021 N 01.002.2632-11.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом региональной службой ГСН РО в отношении ООО "КСМ-14" составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2021 N 211240 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения заявления о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации документальным подтверждением устранения недостатков могут служить только акты об устранении выявленных недостатков, оформленные надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что ООО "КСМ-14" не выполнено предписание региональной службы ГСН РО об устранении нарушений при строительстве.
Согласно ст. 53 Градостроительного кодекса РФ ООО "КСМ-14", как лицо, осуществляющее строительство, обязано вести строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Вместе с тем, административным органом выявлено, что у общества отсутствует исполнительная документация на выполненные работы в полном объеме, исполнительная документация оформлена в нарушение требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, порядок ведения общего журнала работ (ОЖР N 1) не соответствует требованиям РД-11-05-2007. Кроме того, в нарушение требований проектной документации обществом не выполнена антикоррозийная защита стальных металлических конструкций лакокрасочным покрытием 1 группы, монтажных сварных швов соединений стальных конструкций лакокрасочным покрытием 3 группы, кладочных монтажных соединительных элементов методом горячего цинкования; толщина вертикальных и горизонтальных швов отдельных участков кирпичной кладки превышают предельно допустимые значения, отдельные швы кирпичной кладки внутренних стен не заполнены раствором, на кирпичной кладке наружных стен и ветканалов обнаружены высолы.
В нарушение ч. 6 ст. 52 ГрК РФ общество не представило акты об устранении выявленных недостатков, оформленные надлежащим образом.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: предписанием, протоколом об административном правонарушении, отзывом на заявление о привлечении к административной ответственности, другими материалами административного дела.
В апелляционной жалобе общество признает и не оспаривает факт совершения вменяемого административного правонарушения.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 13.08.2021.
Назначенное судом первой инстанции административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о возможности применения административного наказания в виде предупреждения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере государственного регулирования и надзора в области строительства капитальных объектов.
В данном случае, характер выявленных нарушений (не устраненных в порядке исполнения предписания к установленному сроку), создающих угрозу жизни и здоровья людей, исключает возможность замены назначенного судом административного наказания на предупреждение.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом важности охраняемых отношений, обеспечивающих безопасность производимых строительных работ для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, и с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
При этом апелляционный суд учитывает, что у общества имелся достаточный период времени для исполнения требований предписания.
В материалы дела не представлено доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2021 по делу N А53-34255/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34255/2021
Истец: Региональная служба государственного строительного надзора РО, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области
Ответчик: ООО "КОМБИНАТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ-14"