город Воронеж |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А64-7415/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 Тамбовской области: Шляпникова В.А., представителя по доверенности от 02.11.2021 N 02-06/27, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ, Губаревой О.Н., представителя по доверенности от 10.01.2022, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ,
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомолец": Закомолдина А.В., представителя по доверенности 06.09.2021 сроком на 3 года, удостоверение адвоката,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2021 по делу N А64-7415/2021 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомолец" (ОГРН 1026800886188 ИНН 6820000707) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494 ИНН 6829079500) о признании недействительным решения N 495 от 14.04.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Комсомолец" (далее - заявитель, налогоплательщик, СПК "Комсомолец", кооператив) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области (далее - МИФНС России N 4 по Тамбовской области, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.04.2021 N 495 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2021 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решения Инспекции признано недействительным.
Дополнительным решением от 22.10.2021 суд взыскал с МИФНС России N 4 по Тамбовской области в пользу СПК "Комсомолец" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 4 по Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, налоговый орган полагает, что предусмотренное п. 3 ст. 346.1 НК РФ для организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождение от уплаты налога на имущество организаций применяется лишь в отношении того имущества, которое непосредственно используется в процессе производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции. При этом указанная налоговая льгота не распространяется на административные здания, офисные помещения, иные объекты, непосредственно не участвующие при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.
Исходя из представленных налогоплательщиком сведений, спорное здание с января 2018 г. по 15.11.2018 г. использовалось непосредственно как административное (для размещения сотрудников кооператива) и как склад для хранения запасных частей для сельскохозяйственной техники (одна комната), то есть не участвовало в процессе производства, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Кроме того, применительно к доводам кооператива о том, что выделенные из указанного здания с 15.11.2018 помещения с кадастровыми номерами 68:20:1201003:1663 (склад-мастерская для хранения запасных частей для сельскохозяйственной техники и проведения мелкого ремонта узлов, механизмов и агрегатов сельскохозяйственной техники) и 68:20:1201003:1664 (склад-пункт выдачи реализованной сельскохозяйственной продукции и помещение для размещения сотрудников кооператива) использовались налогоплательщиком непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции и ее реализации, налоговый орган полагает, что фактическое хранение реализуемого объема продукции не могло осуществляться в комнате административного здания, к тому же большинство представленных кооперативом договоров поставки заключены до ноября 2018 г. (когда спорное помещение использовалось лишь как склад для запасных частей и размещения сотрудников). Кроме того, инспекция полагает, что управленческая, бухгалтерская, кадровая, диспетчерская, ремонтная и прочая осуществляемая в спорном помещении работа относится к процессу обеспечения производства, а не к основному производственному процессу.
Также Инспекция в апелляционной жалобе приводит довод о том, что спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799, исходя из чего, все помещения в указанном здании подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, подтверждают правомерность доначисления заявителю налога на имущество организаций за 2018 год в размере 63 385 руб.
В представленном в материалы дела отзыве и дополнительных пояснениях налогоплательщик возражает против доводов апелляционной жалобы, указывая, что спорные помещения использовались кооперативом как для обеспечения производства и реализации сельскохозяйственной продукции (для размещения сотрудников), так и непосредственно для этого (под склад для хранения запасных частей для сельскохозяйственной техники, мастерскую для проведения мелкого ремонта узлов, механизмов и агрегатов сельскохозяйственной техники, склад-пункт выдачи реализованной сельскохозяйственной продукции), что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и позволяет применять освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении данного имущества.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МИФНС России N 4 по Тамбовской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель СПК "Комсомолец" возражал против доводов апелляционной жалобы по основания, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее (с учетом дополнений), заслушав пояснения явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.10.2020 СПК "Комсомолец" представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2018 год, в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена 16 617 руб., налог исчислен налогоплательщиком исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества.
По итогам камеральной налоговой проверки указанной уточненной налоговой декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки N 700 от 12.02.2021 и вынесено решение N 495 от 14.04.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым СПК "Комсомолец" предложено уплатить сумму налога на имущество организаций в размере 63 385 руб.,а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налога послужил вывод Инспекции о том, что принадлежащие налогоплательщику объекты недвижимости (нежилые помещения) с кадастровым номером 68:20:1201003:1432 (площадь помещения - 1169,90 кв.м.) до 13.11.2018 и с 14.11.2018 выделенные из него помещения с кадастровыми номерами 68:20:1201003:1663 и 68:20:1201003:1664, расположенные в административном здании, не используются налогоплательщиком непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, в связи с чем, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная п. 3 ст. 346.1 НК РФ в отношении указанных помещений не применяется.
Не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа, заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области N 05-10/2/32 от 21.06.2021 оспариваемое решение налоговой инспекции оставлено без изменения, а жалоба кооператива - без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от N 495 от 14.04.2021 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, СПК "Комсомолец" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В силу пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Таким образом, приведенной формулировкой законодатель уточнил закрепленное ранее положение относительно освобождения от уплаты налога на имущество в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Исходя из буквального содержания данной нормы, налог на имущество не уплачивается в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Согласно данным ЕГРЮЛ, основным видом деятельности СПК "Комсомолец" является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Заявитель применяет единый сельскохозяйственный налог, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН, до 14.11.2018 года кооперативу на праве собственности принадлежало и находилось на его балансе нежилое помещение с кадастровым номером 68:20:1201003:1432 общей площадью 1169,9 кв.м., расположенное по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Комсомолец, ул. Центральная, д. 64а.
В комнате N 5 указанного помещения был организован склад для хранения запасных частей для сельскохозяйственной техники, что подтверждается протоколом заседания правления СПК "Комсомолец" N 78 от 10.11.2017 г.
Остальная часть помещения использовалась для размещения сотрудников кооператива, которые участвовали в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (заключали договоры на реализацию продукции, вели учет продукции, материалов и т.д.), а также в обеспечении ее производства.
С 14.11.2018 кооперативу на праве собственности принадлежат и находятся на его балансе нежилое помещение с кадастровым номером 68:20:1201003:1663 и нежилое помещение с кадастровым номером 68:20:1201003:1664, расположенные по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Комсомолец, ул. Центральная, д. 64а., образованные в результате раздела вышеназванного помещения.
Согласно протоколу заседания правления СПК "Комсомолец" N 82 от 15.11.2018, кооператив использует вышеуказанные помещения с 15.11.2018 следующим образом: в комнате N 1 площадью 63 кв.м. и комнате N 7 площадью 36,2 кв.м. нежилого помещения с кадастровым номером 68:20:1201003:1663 организован склад-мастерская для хранения запасных частей для сельскохозяйственной техники и проведения мелкого ремонта узлов, механизмов и агрегатов сельскохозяйственной техники. В комнате N 3 площадью 22,3 кв.м. нежилого помещения с кадастровым номером 68:20:1201003:1664 организован склад-пункт выдачи реализованной сельскохозяйственной продукции. Оставшиеся части указанных нежилых помещений используются для размещения сотрудников кооператива, которые участвуют в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (заключают договоры на реализацию продукции, ведут учет продукции, материалов и т.д.), а также в обеспечении ее производства.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащие кооперативу помещения используются как непосредственно для производства и реализации продукции (под склад-мастерскую и склад-пункт выдачи реализованной продукции), так и для обеспечения указанной деятельности (для размещения сотрудников), посчитав обоснованным применение налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 3 ст. 346.1 НК РФ.
Соглашаясь с данным выводом, апелляционный суд также учитывает следующее.
При толковании данной нормы, с учетом ее смысла применительно к внесенным Федеральным законом N 335-ФЗ изменениям, с учетом систематического толкования с положениями ст. 346.2 НК РФ применительно к признанию организации плательщиком ЕСХН, а также с учетом основных начал законодательства о налогах и сборах (п.7 ст. 3 НК РФ), апелляционный суд приходит к выводу о том, что критерием для освобождения от налогообложения имущества выступает использование данного имущества не в любой предпринимательской деятельности, а именно в деятельности, относящейся к производству сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также оказанию услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями, которая должна являться для плательщика ЕСХН преобладающей (не менее 70%).
При этом пункт 3 статьи 346.1 НК РФ не содержит дополнительных указаний и конкретизирующих признаков, требующих, чтобы такое использование носило непосредственный характер, то есть, чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель в каждом конкретном объекте непосредственно производил, непосредственно перерабатывал и непосредственно реализовывал сельскохозяйственную продукцию.
Из справки СПК "Комсомолец" об удельном весе дохода от реализации продукции за 2018 год, представленной налоговым органом в материалы дела, следует, что доход от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 18 051 тыс.руб., что соответствует 93,3% от всего дохода организации.
Как верно указал суд области, наличие у организации соответствующих административно-хозяйственных ресурсов, персонала, занятого в сфере управления и обеспечения деятельности организации, помещений для их размещения и функционирования, является необходимым для осуществления основного вида деятельности.
При этом доказательств того, что спорное здание не использовалось кооперативом при осуществлении сельскохозяйственной деятельности по производству и реализации сельскохозяйственной продукции (с учетом того, что иной деятельности заявитель фактически не осуществлял) либо использовалось им в иных видах деятельности, налоговым органом не представлено.
Кроме того, перечисление указанных помещений в Перечне, отраженном в Приказе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 N 799 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" свидетельствует лишь о порядке определения налоговой базы указанных объектов и не исключает возможность применения в отношении помещений налоговой льготы по налогу на имущество организаций по мотиву их фактического использования при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для доначисления кооперативу налога на имущество организации за 2018 год, в связи с чем требования налогоплательщика обоснованно удовлетворены.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства настоящего дела исследованы и оценены судом области полностью и всесторонне, возражения налогового органа приняты судом во внимание, им дана надлежащая правовая оценка.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2021 по делу N А64-7415/2021 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.10.2021 по делу N А64-7415/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7415/2021
Истец: Сельскохозяйственный "Комсомолец"
Ответчик: ФНС России МРИ N 4 по Тамбовской области
Третье лицо: "Советник" адвокат Закомолдин А.В., 19 Арбитражный апелляционный суд