г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А56-68174/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39349/2021) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-68174/2021 (судья Целищева Н.Е.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: 191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А,, ОГРН: 1077847192609);
к Обществу с ограниченной ответственностью "АЛЕКС" (адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Димитрова, д. 4, офис 8, ОГРН: 1034700871985)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Алекс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 1 063 029 руб. 85 коп. задолженности в доход федерального бюджета и 212 605 руб. 97 коп. задолженности в доход областного бюджета по договору аренды от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р.
Решением суда от 03.11.2021 с Общества в пользу Комитета взыскано 1 063 029 руб. 85 коп. задолженности по арендной плате в федеральный бюджет, в остальной части в иске отказано, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 21 463 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Не согласившись с принятым решением в части отказа во взыскании задолженности в областной бюджет, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда от 03.11.2021 в означенной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Комитета в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о ничтожности условия договора аренды от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р о внесении денежных средств в областной бюджет, поскольку спорный договор был заключен на основании торгов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору во временное пользование часть лесного участка Рощинского лесничества, находящегося в государственной собственности, площадью 30,5 га, расположенного на территории Ленинградской области, Выборгского района, Рощинского лесничества, Октябрьского участкового лесничества, квартал N 120 (выделы 6, 7, 8, 9, 10 (ч.), 16 (ч.), 19 (ч.)).
Актом приема-передачи от 05.12.2008 лесной участок передан Обществу.
Договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 01.01.2054 (пункт 28 договора).
Согласно разделу II договора Общество приняло на себя обязательство вносить арендную плату в федеральный и областной бюджет в размерах и сроки, установленных договором.
В пункте 6 договора стороны согласовали, что на момент заключения договора арендная плата составляет 3 097 714 руб. 20 коп. Перечисление арендной платы должно быть произведено в срок не позднее 15-го числа последнего месяца соответствующего квартала (пункт 7 договора).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком денежных обязательств по договору, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате в общей сумме 1 275 635 руб. 82 коп., в том числе 1 063 029 руб. 85 коп., подлежащих перечислению в федеральный бюджет, а также 212 605 руб. 97 коп. - в бюджет Ленинградской области.
Поскольку ответчик в добровольном порядке спорные денежные средства не перечислил, истец обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признал исковые требования Комитета подлежащими частичному удовлетворению, не усмотрев оснований для взыскания с Общества 212 605 руб. 97 коп. задолженности по арендной плате в доход областного бюджета со ссылкой на ничтожность соответствующего условия договора.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд полагает решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 статьи 73 ЛК РФ.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Исходя из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
При этом, как следует из материалов дела, в частности протокола о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Ленинградской области от 14.12.2004 N 89 на момент проведения соответствующего лесного конкурса и заключения по его результатам с Обществом договора аренды спорного лесного участка действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесного кодекса 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение N 345) участки лесного фонда предоставлялись в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
В силу пункта 14 Положения N 345 гражданин или юридическое лицо, выигравшие лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда.
Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
Из частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ следует, что договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Из пункта 10 Порядка следует, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ, в редакции, действовавшей в означенный период, приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
В рассматриваемом случае вопреки выводу суда первой инстанции изначально договор аренды спорного земельного участка был заключен по результатам проведенного конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда Ленинградской области от 14.12.2004 N 89 (л.д. 14 тома 1), указанием непосредственно в договоре на ранее имевший место между сторонами договор аренды лесного фонда от 17.12.2004 N 85, а также вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу N А56-28894/2018 по спору между теми же лицами (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, используемый Обществом лесной участок по договору аренды изначально предоставлен по результатам торгов.
Кроме того, в данном случае из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в соответствие с требованиями ЛК РФ заключение договора от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р осуществлялось для приведения ранее заключенного между сторонами договора от 17.12.2004 N 85 в соответствие с требованиями ЛК РФ, то есть фактически осуществлено переоформление ранее действовавшего между сторонами договора, на что также прямо указано в пункте 1 договора от 05.12.2008 N 2-2008-12-40-Р.
С учетом вышеизложенного договорная обязанность Общества вносить арендную плату в установленных порядке и размере определена условиями проведенного конкурса по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, в связи с чем, исходя из ранее приведенных норм, не противоречит требованиям действующего законодательства, а потому оснований для признания условия договора о внесении части арендной платы в областной бюджет недействительным (ничтожным) и отказа в иске в соответствующей части по указанному основанию у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком вопреки положениям статей 9, 65, 68 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств перечисления спорных арендных платежей, равно как и каких-либо доказательств, которые опровергали бы доводы истца или указывали на их несоответствие иным письменным доказательствам, требование истца о взыскании с ответчика 212 605 руб. 97 коп. задолженности по арендной плате в доход областного бюджета подлежало удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-68174/2021 в обжалуемой части подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта о взыскании с Общества в пользу Комитета 212 605 руб. 97 коп. задолженности по договору по арендной плате в доход областного бюджета.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ, учитывая, что Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-68174/2021 также следует изменить в части взыскания с Общества в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску, а также взыскать с последнего 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2021 по делу N А56-68174/2021 в обжалуемой части в части отказа Комитету по природным ресурсам Ленинградской области во взыскании задолженности по арендной плате в областной бюджет отменить, иск в указанной части удовлетворить в полном объеме, в связи с чем изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Иск удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Алекс" в пользу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области задолженность по арендной плате в размере 1 063 029 руб. 85 коп. в федеральный бюджет, задолженность по арендной плате в размере 212 605 руб. 97 коп. в областной бюджет.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Алекс" в доход федерального бюджета 25 756 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску.".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Алекс" в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
Ю. С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68174/2021
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Ответчик: ООО "АЛЕКС"