г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А42-7446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Смирновой Я.Г., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43634/2021) общества с ограниченной ответственностью "АНП" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2021 по делу N А42-7446/2021, принятое
по иску акционерного общества "Мурманэнергосбыт"
к обществу с ограниченной ответственностью "АНП"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (далее - истец, АО "Мурманэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АНП" (далее - ответчик, ООО "АНП") о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с марта 2020 по март 2021 в нежилое помещение, расположенное по адресу: пр. Героев-Североморцев, д. 62, г. Мурманск, в сумме 1 113 770 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что с 1999 года нежилое помещение, принадлежащее ответчику, отключено от внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения; технической документацией на многоквартирный дом, расположенный по адресу Мурманская обл., пр. Героев-Североморцев, д. 62 (далее - МКД N 62) подтверждается, что нежилое помещение изначально с момента постройки дома являлось неотапливаемым, помещение расположено за пределами теплового контура МКД, не имеет общих с ним ограждающих конструкций, плит и перекрытий.
Апеллянт также не согласен с расчетом задолженности, который неправомерно произведен без учета коэффициента периодичности платежа в размере 0.75 с учетом установленной Постановлением Правительства Мурманской области N 388-ПП от 05.08.2016 равномерной оплаты в течение года стоимости тепловой энергии.
К дате судебного заседания отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, нежилое помещение кадастровый номер 51:20:0002021:3239, расположенное по адресу: пр. Героев-Североморцев, д. 62, г. Мурманск, принадлежит на праве собственности ООО "АНП" (л.д. 37-44).
Ссылаясь на то, что в период с 01.03.2020 по 31.03.2021 истец при отсутствии договорных отношений с ответчиком поставил тепловую энергию в указанные нежилое помещение, однако теплопотребление ответчиком не оплачено, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
На основании пункта 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении под бездоговорным потреблением понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения).
Статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо (приобретатель), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (в том числе денежные средства) за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно статье 544 ГК РФ абонент оплачивает фактически принятое и потребленное количество энергии в соответствии с данными учета Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Обязанность по возмещению поставщику тепловой энергии стоимости потребленного ресурса для собственников нежилых помещений установлена нормами 210 ГК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из вышеустановленных обстоятельств следует, что ответчик является собственником нежилого помещения, и осуществляет бездоговорное потребление тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, обоснованно удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчика как собственника нежилого помещения возлагается обязанность по оплате поставленной в исковой период тепловой энергии и при отсутствии опровергающих возражений по существу спора как по размеру, так и по праву взыскал заявленную задолженность с ответчика в пользу истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику, является неотапливаемым, поскольку с 1999 года отключено от внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения, являлось таковыми с момента постройки МКД N 62, апелляционным судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это деятельность исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования, в том числе, нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как следует из подпункта "е" пункта 4 Правил N 354, коммунальная услуга по отоплению представляет собой подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам.
Так как система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, технические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.) и при отсутствии радиаторов отопления в отдельном помещении обеспечивают теплоотдачу (обогрев) жилого (нежилого) помещения.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажом системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Изложенный правовой подход сформирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 12 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П).
Как следует из Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, оборудуются тепловой изоляцией.
В случае отсутствия теплоизоляции системы теплоснабжения отвечают признакам теплопотребляющих установок, соответственно, проходящие через подвальные помещения трубопроводы являются теплопринимающими устройствами.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 15 статьи 14 Закона о теплоснабжении запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
В данном случае ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие систем центрального отопления и транзитных трубопроводов в помещении ответчика как при строительстве МКД N 62, так и при его последующей эксплуатации; перехода на альтернативные источники теплоснабжения; легитимности такого перехода с соблюдением требований статьи 84 Жилищного кодекса РСФСР либо статьи 28 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом из письменных доказательств следует, что нежилые помещений входят в состав МКД N 62, который подключен к централизованной системе теплоснабжения, что подтверждается представленной в материалы дела технической документацией (л.д. 46-50).
Таким образом, презумпция отапливаемости нежилых помещений в МКД N 62 ответчиком не опровергнута.
Довод апеллянта о том, что помещение расположено за пределами теплового контура МКД N 62, не имеет общих с ним ограждающих конструкций, плит и перекрытий, апелляционным судом отклоняются.
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Однако в подтверждение факта технической и эксплуатационной самостоятельности нежилого помещения 51:20:0002021:3239 апеллянтом не представлено доказательств.
Следует отметить, что как ранее действовавшее законодательство, так и актуальное законодательство не определяет многоквартирный дом в качестве самостоятельного объекта недвижимости, исходя из положений статьи 130 ГК РФ, в силу чего определение характеристик многоквартирного дома должно определяться не по правилам статьи 130 ГК РФ, а исходя из положений статьи 36 ЖК РФ, то есть наличия либо отсутствия в составных частях объекта капитального строительства общего имущества, неразрывно связывающего все его части, и позволяющего характеризовать эксплуатационное единство многоквартирного дома.
В силу этого, сам по себе кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым номером 51:20:0002021:3239 в соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" (либо ранее действовавшего закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости") не свидетельствует о том, что нежилое помещение является самостоятельным и не является частью МКД по смыслу норм жилищного законодательства, то есть как сформирован самостоятельный объект эксплуатации и управления.
Вопреки мнению апеллянта, правовой статус нежилого помещения как самостоятельного объекта недвижимости, не идентичен его правовому статусу как объекту оказания коммунальных услуг и управления.
Доводы апеллянта о необходимости применения в расчете стоимости теплопотребления коэффициента периодичности платежа = 0,75 с учетом установленной Постановлением Правительства Мурманской области N 386-ПП от 05.08.2016 равномерной оплаты в течение года стоимости тепловой энергии, нормативно не обоснованы.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу пункту 2(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле Pi = Si x (NT x K) x TT, где K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, к количеству месяцев в календарном году.
Аналогичный коэффициент установлен и при применении иных формул расчета стоимости тепловой энергии в ситуациях, когда МКД не оборудован общедомовым приборов учета и пр.
Из расчета истца (л.д. 35) следует, что показатель К = 0,25 истцом в расчете применен, а допустимость применения арифметического показателя К= 0, 75 апеллянтом не обоснована.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2021 по делу N А42-7446/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7446/2021
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "АНП"