г. Саратов |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А06-12240/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.
в отсутствии лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 сентября 2021 года по делу N А06-12240/2020,
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) к обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (ОГРН 1163025055467, ИНН 3015108637) о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию за период с июня по октябрь 2020 г. в сумме 598 383 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее-истец, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания") обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее-ответчик, ООО "Авангард") о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию за период июнь-октябрь 2020 года в сумме 598 383 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 сентября 2021 по делу N А06-12240/2020 с ООО "Авангард" в пользу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" взыскана задолженность за поставленную электрическую энергию за период июнь-октябрь 2020 года в сумме 598 383 руб. 50 коп., в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 14 968 руб.
ООО "Авангард" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт изменить по основаниям, изложенным в жалобе, снизить размер ОДН до 250 000 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 269 - 271 АПК РФ.
ООО "Авангард" осуществляет управление жилыми многоквартирными домами, расположенными в г. Астрахани по адресам: пер. Грановский, д.65 (с сентября 2020 г.), пер. Грановский, д. 65, корп.1, пер. Грановский, д. 65, корп.2, пер. Грановский, д.71, корп.3, пер. Грановский д. 69 (с декабря 2019 г.), пер. Грановский д. 71 (с декабря 2019 г.), пер.Грановский, д. 69, корп.1, пер.Грановский, д.71, корп.1 (с октября 2020 г.), что подтверждается информацией с официального сайта Службы Жилищного надзора Астраханской области.
В установленном порядке договор энергоснабжения на поставку электрической энергии для целей оказания собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения заключен не был.
Вместе с тем, за период с июня по октябрь 2020 г. многоквартирные жилые дома, энергопринимающие установки которых находились в управлении ответчика и были подключены к сетям энергоснабжающей организации, бесперебойно обеспечивались коммунальной услугой -электроснабжением.
Следовательно, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО "Авангард" сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" для исполнения ответчиком обязательств по оплате полученной электроэнергии выставило ООО "Авангард" счет - фактуры за период с июня по октябрь 2020 г.
Расчет объема потребления за период с июня по октябрь 2020 г. был произведен на основании актов контрольного съема показаний расчетных электрических общедомовых счетчиков и актов контрольного съема показаний расчетных (электрических) индивидуальных счетчиков потребителей, предоставленных ПАО "РоссетиЮга"-"Астраханьэнерго" по выше указанным адресам.
Ответчик оплату электроэнергии, отпущенной на содержание общего имущества в указанные выше многоквартирные жилые дома не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность за указанный выше период.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате поставленной электрической энергии в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Астраханской области исходил из того, что ответчиком расчет истца надлежащими доказательствами не опровергнут. Ответчик обязательства по оплате электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не исполнил, в связи с чем требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, заявитель апелляционной жалобы выражает несогласие с расчетом истца. Указывает, что в расчет ОДН не были включены квартиры, которые самостоятельно не предоставили показания прибора учета в адрес энергосбытовой компании, но были предоставлены управляющей компанией на основании акта съема показаний ИПУ. Кроме того, истцом не отражены в расчете на ОДН квартиры, в которых приборы учета не работают, не введены в эксплуатацию.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Спорные правоотношения между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (ресурсоснабжающей организации) и ООО "Авангард" (управляющей организации) регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение", нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее Правила N 354), "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 144.02.2012 г. N 124 (далее Правила N 124).
В соответствии с положениями статьи 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по представлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг
Согласно пункту 31 Правил N 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации. Следовательно, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Исходя из положений частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее: заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Данный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, ООО "Авангард" являлось в период с июня по октябрь 2020 г. управляющей компанией по отношению к спорным МКД.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 и пунктам 10, 11 Правил N 124 следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным, как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Как следует из положений пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенного ему энергоресурса.
Не заключение управляющей и ресурсоснабжающей организаций в письменном виде договора энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность ис-пользуемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным жилым домом, целей и способов управления многоквартирным жилым домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным жилым домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами,
в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдель-но вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежи-лом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования об-щего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Многоквартирные дома, управляемые ООО "Авангард", оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, расход потребления электроэнергии зафиксирован показаниями общедомовых приборов учета.
Согласно пункту 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях со-держания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Уд = Уодпу - Употр, где: Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по пока-заниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Употр превышает или равна ве-личине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Объем электрической энергии на общедомовые нужды определен истцом в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 и пунктом 21 (1) Правил N 124, как разница между объемом элек-трической энергии, зафиксированной по показаниям общедомовых приборов учета, и суммарным объемом электрической энергии, зафиксированным по показаниям индивидуальных приборов учета, а в случае непредставления таковых в соответствии с расчетом, установленным пунктом 59 Правил N 354.
Сведения, применяемые истцом в расчете, о показаниях общедомовых приборов учета, показаниях индивидуальных приборов учета, об индивидуальном потреблении, рассчитанном в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, ответчиком в установленном порядке первичными доказательствами не опровергнуты.
Подпункт "г" пункта 32 Правил N 534 дает право управляющей компании осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку со-стояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных при-боров учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлён без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).
Как следует из материалов дела, оплата электроэнергии, отпущенной истцом в целях со-держания общего имущества в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ООО "Авангард", в спорный период не произведена.
По расчету истца, задолженность ответчика за период июнь-октябрь 2020 года составила 598 383 руб. 50 коп.
Объем потребленной электроэнергии, выставленный ответчику к оплате, был определен исходя из показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, а также исходя из показаний приборов учета, предоставленных непосредственно гражданами-потребителями в ПАО "Астраханская энергосбытовая компания".
В отзыве ответчик приводит контррасчет, в котором указывает показания приборов учета снятые непосредственно ответчиком.
Однако, представленные после расчетного периода реестры, к расчету в данном периоде приниматься не могут. Начальные показания, указанные в реестре ответчика и его контррасчете за май 2020 г. в адрес ПАО "АЭСК" не предоставлялись. В виду закрытия отчетного периода в июне 2020 г. не могли быть внесены в программный комплекс, т.к. датированы - май 2020 г.
Показания ответчика от 25.06.2020 г. предоставлены только 30.06.2020 г., поэтому внесены в расчеты 30.06.2020 г. и вошли в расчет поквартирного потребления июля 2020 г.
Поскольку в мае 2020 г. ответчик показания не предоставлял, в программном комплексе ПАО "АЭСК" начисления производились по показаниям абонентов, а при отсутствии показаний по среднему или нормативу потребления электроэнергии (в соотв. п. 59 Правил No354).
За июль ответчик предоставил показания 05.08.2020 г., т.е. снова после закрытия отчетного периода. Поэтому показания, указанные ответчиком в реестре за июль 2020 г. в программный комплекс были внесены в момент предоставления - 05.08.2020 г. Представленные ответчиком 05.08.2020 г. показания не могли быть приняты ресурсоснабжающей организацией в июле 2020 г. к расчету. Расчет поквартирного потребления произведен по показаниям, предоставленным абонентами или по среднемесячному потреблению, которое было скорректировано ранее предоставленными показаниями ответчика.
Показания общедомовых приборов учета электроэнергии ежемесячно в адрес ПАО "АЭСК" направляла сетевая организация - ПАО "Россети-Юга". При расчете общедомового потребления учтены показания сетевой организации, поскольку показания ответчика предоставлены после закрытия отчетного периода.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23 -го по 25-ое число текущего месяца.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 06.11.2014 N АПЛ14-507, исчисление размера платы за коммунальные услуги на основании показаний общедомового прибора учета, снятых в установленные подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354 сроки, является стоимостным выражением расчетного периода, равного календарному месяцу, которое не может расцениваться как изменение этого периода.
Предписаниями подпунктов "е" и "ж" пункта 31 Правил No354, подлежащими применению в их нормативном единстве и взаимной связи при наличии соответствующего волеизъявления собственников жилых помещений многоквартирного дома, предусматривается снятие показаний со всех приборов учета в многоквартирном доме в одни и те же сроки и обеспечивается расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
При представлении реестров ответчиком производится перерасчет в следующем расчетном периоде.
Прямой договор энергоснабжения граждан-потребителей с ПАО "АЭСК" был заключен 01.01.2014 г. (открыты лицевые счета в ПК).
На момент приема-передачи дома УК - ООО ПКФ "КонсалтингПроф" квартира N 74 была отключена. До настоящего времени, для заключения договора энергоснабжения, никто в адрес ПАО "АЭСК" не обращался, заявка на подключения данной квартиры к сети электроснабжения не выдавалась.
В реестре ответчика, представленном 30.06.2020 г., показания по квартирам N 74 и N 75 не указаны. Контролером ОКДУ ПАО "АЭСК" 08.06.2020 г. были зафиксированы показания по квартире N 75 (на 08.06.2020 показания 6819), которые были внесены в программный комплекс и вошли в расчет поквартирного потребления в июне 2020 г. Таким образом, по квартире N 75 в июне 2020 г. начислено: 6819 (показания по акту КСП ОКДУ на 08.08.2020 г.) - 2700 (показания абонента на 30.04.2020 г.) = 4119 кВт.ч - начислено в июне 2020 г. Данное начисление вошло в расчет суммарного поквартирного потребления МКД и уменьшило величину ОДН, выставленную УК. Правильность выставленных показаний подтверждает реестр, направленный ответчику 01.09.2020 г., в котором указаны показания по квартире N75 - 7162. Данные показания внесены в программный комплекс и учтены при расчете суммарного поквартирного потребления.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности за поставленную электрическую энергию за период июнь-октябрь 2020 года в размере 598 383 руб. 50 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, правовых оснований для их переоценки не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают представленные в материалы дела документы. Ответчик не обосновал свою позицию, относимые и допустимые доказательства не представил. Расчет истца надлежащими доказательствами не опровергнут.
Необходимо отметить, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг должна своевременно формировать сведения о показаниях прибора учета. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства о выполнении данной обязанности в установленные сроки.
Ответчик свои обязательства по оплате электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме не исполнил, в связи с чем требования истца являются обоснованными.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 сентября 2021 года по делу N А06-12240/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12240/2020
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Авангард"