г. Москва |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А41-38060/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Колтан А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 года по делу N А41-38060/21
по заявлению Территориального управления Росимущества в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо),
третьи лица: 1. Филиал ОАО "РЖД", Московская железная дорога, Служба управления имуществом; 2. Администрация городского округа Королёв Московской области,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
от Филиала ОАО "РЖД" Московская железная дорога: Виноградова Е.А., представитель по доверенности от 30.11.2020;
УСТАНОВИЛ:
ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области с требованиями о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2021 N КУВД-001/2020-18910295/3 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:45:0000000:3; обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:45:0000000:3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: 1. Филиал ОАО "РЖД", Московская железная дорога, Служба управления имуществом; 2. Администрация городского округа Королёв Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 года по делу N А41-38060/21 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Филиала ОАО "РЖД" Московская железная дорога возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.10.2020 ОАО "РЖД" на основании доверенности от Территориального управления Росимущества в Московской области от 29.09.2020 N 509-Д подано заявление за N MFC-0555/2020-1002838 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:45:0000000:3 с целью последующего оформления прав ОАО "РЖД" на земельный участок полосы отвода железной дороги.
Управлением Росреестра по Московской области государственная регистрация права на спорный земельный участок приостановлена (уведомление от 23.10.2020 N КУВД001/2020-18910295/1), поскольку не представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.
07.12.2020 с заявлением N MFC-0555/2020-1491655-1 в Управление Росреестра по Московской области представлены дополнительные документы в виде пояснительной записки с обоснованием возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Уведомлением от 25.01.2021 N КУВД-001/2020-18910295/3 Управление Росреестра по Московской области отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:45:0000000:3, поскольку не представлено документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества.
Не согласившись с вынесенными решением от 25.01.2021 N КУВД-001/2020- 18910295/3 об отказе в государственной регистрации, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - картаплан территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Как установлено материалами дела, ОАО "РЖД" в лице Московской железной дороги использует земельный участок с кадастровым номером 50:45:0000000:3, имеющий местоположение: Московская область, г. Королев и являющийся федеральной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153 -ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельный участок, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 данного федерального закона, а также земельный участок, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Согласно п. 1 ст. 8 закона ограничены в обороте (могут находиться только в собственности ОАО "РЖД" или федеральной собственности) магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи; информационные комплексы управления движением; объекты, предназначенные для выполнения аварийно-восстановительных работ; а также имеющие оборонное значение малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, объекты локомотивного и вагонного хозяйства, железнодорожный подвижной состав для осуществления специальных железнодорожных перевозок.
Судом первой инстанции верно установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:45:0000000:3, расположены объекты недвижимого имущества, ограниченные в обороте.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", входящие в состав Сооружения - производственно-технологического комплекса (СПТК) Ярославской дистанции пути (условный номер: 3072403, кадастровый номер: 0:0:0:2794), на который зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД", о чем в ЕГРН имеется запись от 23.03.2004 г. N 77-01/30-908/2003-657. С
Постановлением Главы администрации пос. Болшево г. Калининграда Московской области от 12 декабря 1994 г. N П-540 Московско-Ярославской дистанции пути Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги (государственному предприятию) предоставлены в постоянное пользование земельные участки под полосу отвода железной дороги общей площадью 88675 кв.метров, о чем 11 ноября 1998 г. сделана запись регистрации N 50-01.45-6.1998-316.2 и выдано свидетельство от 11 ноября 1998 г. АБ N0163121.
В соответствии с п.п. 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.1995 N 153-ФЗ (в действовавшей редакции) землями железнодорожного транспорта предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу указанного закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог".
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что у Российской Федерации в силу закона ранее возникло право собственности на спорный земельный участок, правовым основанием отнесения земельного участка к федеральной собственности является наличие в границах земельного участка ограниченных в обороте объектов железнодорожной инфраструктуры.
Следовательно, основание для отказа в государственной регистрации в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие основания возникновения права собственности, является необоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске заявителем срока на обжалование был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен в связи со следующим.
Частью 4 ст. 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В материалах дела имеется письмо ОАО "РЖД" от 25.02.2021 N ИСХ1562/МоскНРИ, которым ОАО "РЖД" уведомило Территориальное управление Росимущества по Московской области об отказе Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2021 NКУВД-001/2020-18910295/3 и просило провести мероприятия, направленные на обжалование отказа Управления Росреестра по Московской области.
Согласно оттиску печати, указанное письмо получено Территориальным управлением Росимущества в Московской области 26.02.2021.
Доказательств уведомления ТУ Росимущества в Московской области об оспариваемом отказе ранее указанной даты заинтересованным лицом не представлено.
Поскольку заявитель обратился в суд 25.05.2021, с учетом письма ОАО "РЖД" от 25.02.2021 N ИСХ-1562/МоскНРИ, ТУ Росимущества в Московской области не пропущен срок на обжалование отказа.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на государственную регистрацию не была представлена нотариально удостоверенная доверенность в соответствии с п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием для отказа в государственной регистрации права.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 18 Закона N 218-ФЗ в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется.
Представленная вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации права доверенность от ТУ Росимущества в Московской области от 29.09.2020 N 509-Д соответствует указанным требованиям.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 года по делу N А41-38060/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38060/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Росреестра по МО
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области (отдел по контролю в сфере саморегулируемых организаций), 121170, г. Москва, ул. Поклонная, д.13