г. Москва |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А41-36908/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур на решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2021 по делу N А41- 36908/2021.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 1 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Байконур (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании недействительным акта от 26.03.2021.
Решением арбитражного суда первой инстанции требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился фонд и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе фонд (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 16 по 26 марта 2021 года сотрудниками фонда была проведена внеплановая тематическая проверка использования средств нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) в учреждении, по результатам которой составлен акт от 26.03.2021, в котором проверяющие пришли к выводу о нецелевом использовании средств НСЗ на общую сумму 3 476 900 руб. 14 коп. в том числе: на приобретение трех электрокардиографов ЭК 1E-1/3-07 - 228 000 руб., на приобретение гастрофиброскопа GIF-E3 - 2 063 355 руб. 70 коп., на приобретение колонофиброскопа CF-E3L - 1 185 544 руб. 44 коп.
По мнению заинтересованного лица, указанные суммы нецелевого использования подлежат восстановлению медицинской организацией на расчётный счёт фонда.
Не согласившись с вынесенным актом, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нецелевого расходования средств.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения, в том числе выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (ч. 6 ст. 26 Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 7.1 части 2 указанной статьи установлена обязанность медицинских организаций использовать средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Правила использования медицинскими организациями средств НСЗ территориального фонда обязательного медицинского страхования утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила N 332).
В силу пункта 2 Правил N 332 средства НСЗ территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил N 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств НСЗ, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 4 Правил N 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий: наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год; включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Отдел здравоохранения города Байконур).
Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - план мероприятий) утверждены приказом Отдела здравоохранения города Байконур от 19.09.2019 N 110 "Об утверждении критериев отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программе повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования".
В соответствии с Планом мероприятий на 2020 год, утвержденным Отделом здравоохранения города Байконур, медицинской организацией предусматривается реализация мероприятий по приобретению медицинского оборудования за счет средств НСЗ, всего 9 единиц наименований (1 квартал - приказ от 27.12.2019 N 180, 2 квартал - приказ от 27.03.2020 N 57, 4 квартал - приказ от 21.09.2020 N 145). План мероприятий реализован на 100 %.
Закупка оборудования проводилась медицинской организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 6 Правил N 332 установлены дополнительные условия, соблюдение которых необходимо для финансового обеспечения мероприятий по приобретению медицинского оборудования, осуществляемых медицинской организацией: а)наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утверждёнными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи; б)наличие медицинского(их) работника(ов), имеющего(их) соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании; в)наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования); г)наличие у медицинской организации заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
В соответствии с п. 3.2 соглашения учреждением представлены в фонд документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных условий одновременно с соглашением, что не оспаривается заинтересованным лицом.
В соответствии с пунктами 3-4 приложения 2 к приказу Минздрава России от 06.06.2016 N 354н "Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения территориального фонда обязательного медицинского страхования с медицинской организацией о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" ТФОМС в течение 3 рабочих дней рассматривает проект соглашения на предмет соответствия Федеральному закону N 326-ФЗ, Правилам N 332, типовой форме соглашения.
По результатам рассмотрения уполномоченное лицо фонда подписывает соглашение или направляет в адрес медицинской организации замечания и предложения по соглашению.
В адрес заявителя замечаний от фонда не поступало.
В течение 2020 года было заключено 3 соглашения фонда с учреждением о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - соглашение) на общую сумму 4 082 700 руб. 14 коп., направлено денежных средств на финансовое обеспечение мероприятий на сумму 5 107 599 руб. 42 коп., в том числе по соглашению от 17.12.2019 - 1 024 899 руб. 28 коп.
Однако, фонд на основании оспариваемого в настоящем деле акта требует у учреждения возврата выделенных средств для финансирование мероприятий из НСЗ на общую сумму 3 476 900 руб. 14 коп. в том числе: на приобретение трех электрокардиографов ЭК 1E-1/3-07 - 228 000 руб., на приобретение гастрофиброскопа GIF-E3 - 2 063 355 руб. 70 коп., на приобретение колонофиброскопа CF-E3L - 1 185 544 руб. 44 коп.
Заинтересованное лицо ссылается на нарушение подпункта "б" пункта 6 Правил N 332, поскольку на приобретённом медицинском оборудовании работает врач, занятый всего на 0,5 ставке по средствам обязательного медицинского страхования, а два врача заняты по средствам бюджета.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в подпункте "б" пункта 6 Правил N 332 отсутствует указание на объем занимаемой должности.
Также фонд ссылается на нарушение подпункта "а" пункта 6 Правил N 332, наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи.
Из представленных заявителем пояснений следует, что потребность в приобретаемом медицинском оборудовании установлена на основании Правил проведения эндоскопических исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2017N 974н, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 N 753 "Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.12.2016 N 997н "Об утверждении Правил проведения функциональных исследований".
По каждому профилю оказания медицинской помощи Минздравом разработаны Порядки, а при оказании диагностических исследований - Правила, которые также как и Порядки содержат стандарт оснащения подразделений, в которых проводятся данные виды диагностических исследований. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения исследований.
Поскольку факт нецелевого расходования средств фонда заинтересованным лицом не доказан, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными в силу указанного ранее.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.11.2021 по делу N А41-36908/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36908/2021
Истец: ФГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГОРОДА БАЙКОНУР