г. Тула |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А54-2689/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Егураевой Н.В. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кондратеней Е.В., при участии от муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" - представителя Кравчук Е.А. (доверенность от 02.09.2021), от муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" - представителя Кириченко Н.Е. (доверенность от 28.12.2021), в отсутствие третьего лица, участвующего в деле извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2021 по делу N А54-2689/2021 (судья Митяева Л.И.), принятое по иску муниципального предприятия "Водоканал города Рязани" (г. Рязань, ИНН 6227004811, ОГРН 1026200870904) к муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (г. Рязань, ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404), третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: акционерное общество "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (г. Рязань, ИНН 6227007322, ОГРН 1026200870321), о взыскании задолженности по договору N609-2041/АБ от 01.04.2002 за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 в сумме 539137 руб. 41 коп.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Водоканал города Рязани" (далее - истец, МП "Водоканал города Рязани") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее - МУП "РМПТС") с требованием о взыскании задолженности по договору от 01.04.2002 N 609-2041/АБ за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 в сумме 539 137 руб. 41 коп.
Определением суда от 09.04.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением от 07.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 15.09.2021 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" (далее - АО "РНПК").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.10.2021 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, МУП "РМПТС" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. Апеллянт полагает, что предъявляя требования о взыскании задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения исходя из требований Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) истец не доказал, что сброшенные сточные воды ответчиком в централизованную систему водоотведения за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 содержали загрязняющие вещества, которые согласно пункту 112 Правил N 644 могли привести к недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения.
В суд от АО "РНПК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому поддерживает апелляционную жалобу ответчика и просит ее удовлетворить.
Отзыв на основании ст.ст. 262, 268 АПК РФ приобщен к материалам дела.
АО "РНПК" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.ст. 41, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2002 между МП "Водоканал города Рязани" и АО "РНПК" (исполнитель), МУП "РМПТС" (абонент) был заключен договор N 609-2041/АБ на отпуск воды, прием сточных вод и очистку стоков, по условиям пункта 1.1 которого МП "Водоканал города Рязани" обязуется отпустить абоненту воду питьевого качества из коммунального водопровода (осуществить водоснабжение), принять сточные воды в систему коммунальной канализации согласно заявке абонента и технических условий, выданных абоненту на присоединение к системе коммунального водопровода и канализации и передать сточные воды абонента на биологическую очистку исполнителю.
Согласно пункту 1.3 договора абонент обязуется оплатить отпущенную воду, принятые сточные воды и услуги по биологической очистке сточных вод на условиях и в порядке, установленном настоящим договором.
Абонент обязан оплатить выставленный в банк платежный документ Водоканала, а также счет исполнителя, направленный абоненту в течение трех дней с момента поступления платежного документа в банк абонента или счета абоненту (пункт 5.7 договора).
В соответствии с пунктом 7.5 договора абонент обязан оплачивать полученную питьевую воду, услуги по водоотведению и очистке сточных вод в соответствии с условиями договора; содержать находящиеся в его ведении сети, сооружения, устройства и приборы в состоянии, соответствующем требованиям нормативно-технической документации, обеспечить учет получаемой питьевой воды и сброшенных сточных вод, соблюдать установленные лимиты и нормативы водопотребления и водоотведения.
За период с 01.06.2020 по 31.12.2020 от объектов должника было принято 34680 м.куб. стоков, что подтверждается расчетом количества сброшенных сточных вод, составленных на основе данных, переданных МУП "РМПТС".
Ввиду указанных обстоятельств истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, согласно которому размер данной платы составил 539 137 руб. 41 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензией от 11.02.2021 N 02-86/2021 с требованием об оплате задолженности в течение тридцати дней с момента получения претензии.
Ссылаясь на неоплату задолженности по договору в добровольном порядке, а также оставление претензионных требований без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд области правомерном исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В данном случае правоотношения сторон основаны на договоре N 609-2041/АБ на отпуск воды, прием сточных вод и очистку стоков от 01.04.2002, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, пункт 118 Правил N 644).
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Согласно пункту 123 (4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 01.07.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = KxTxQnpl где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qnpl - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qnpl такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил, (п. 123 (4) в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728).
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу, что положения пунктов 119, 123 (4) Правил N 644 предусматривают, что для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых суммарно по всем канализационным выпускам меньше 30 куб. м в сутки, расчет платы за негативное воздействие на ЦСВ производится ежемесячно по формуле, как произведение следующих величин: объем сброшенных в расчетный период сточных вод, ставка тарифа на водоотведение, коэффициент компенсации (равный для большинства абонентов 0,5).
Ранее действовавшая редакция пункта 123 (4) Правил N 644 предусматривала аналогичный механизм внесения платы за негативное воздействие на ЦСВ, однако он распространялся лишь на отдельные категории абонентов, хозяйственная деятельность которых заведомо (презюмируемо) оказывала негативное воздействие на ЦСВ, исключая необходимость систематического осуществления мероприятий по контролю состава сбрасываемых ими стоков.
Действующая же редакция указанного пункта не предполагает учета вида деятельности абонента, то есть вводит общую презумпцию того, что любой абонент, сбрасывающий стоки в малом объеме, оказывает негативное воздействие на ЦСВ и обязан вносить за это плату.
Следовательно, при наличии факта соответствия абонента любому из условий (в рассматриваемом случае - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. м в сутки, что также подтверждено ответчиком в судебных заседаниях суда области 20.10.2021 и суда второй инстанции 25.01.2022), расчет платы производится на основании положений пункта 123 (4) Правил N 644.
В обоснование своей позиции ответчик представил в материалы дела декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 и на 2020 год, протоколы испытаний сточной воды, протоколы анализа воды.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд области оценил их критически. Декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 и на 2020 год и протоколы анализа воды составлены на два объекта ответчика: котельная, расположенная по адресу: г. Рязань, ул. 1-ые Бутырки, д. 9, и котельная, расположенная по адресу: г. Рязань, ул. Белякова, д. 20 а. При этом объемы потребления по данным объектам вычтены истцом из расчета (т. 1 л.д. 18-21), в силу чего, представленные в материалы дела декларации не могут опровергать законность начисления истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Декларации о составе и свойствах сточных вод по иным объектам в материалы дела не представлены. Согласно пояснениям ответчика, данным 20.10.2021 указанные декларации не подавались.
Представленные в материалы дела протоколы испытаний сточной воды касаются трех объектов ответчика: котельной на ул. Костычева, д. 3, стр. 3., котельной на 1-ом Тракторном проезде, д. 14 и котельной на ул. Яхонтова, д. 6 и не отражают места отбора проб сточных вод. В материалах дела отсутствуют доказательства согласования истца с ответчиком контрольных колодцев на данных объектах.
С учетом изложенного, суд области пришел к правильному выводу, что что начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для ответчика в порядке пункта 123 (4) Правил N 644 произведено правомерно.
Объем сбрасываемых сточных вод сторонами не оспаривался.
Поскольку задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 по расчету истца составила 539137 руб. 41 коп., и доказательств оплаты не представлено ответчиком, суд области удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод апеллянта о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а именно наличие в сточных водах отводимых абонентом загрязняющих веществ, судом не принимается, поскольку действующее законодательство (пункты 119, 123 (4) Правил N 644) не связывает расчет за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с видами осуществляемой абонентом деятельности. Данная позиция подтверждается также Письмом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.01.2021 г. N 2812-ИА/04 в котором указано, что Пункт 123 (4) Правил N 644 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента (в отличие от пункта 203 Правил N 644, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Аналогичная позиция содержится в Решении Верховного суда РФ от 16.12.2020 N АКПИ20-722, где указано, что "приведенный в пункте 123 (4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Оспариваемые положения нормативного правового акта предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Довод апеллянта о том, что стоки являются хозяйственно-бытовыми на основании Заключения по проекту жилых домов по ул. Октябрьской в г. Рязани, что исключает негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, был предметом рассмотрения в суде области и ему дана надлежащая оценка.
Пункт 123 (4) Правил N 644 не связывает начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с категорией сточных вод.
Объем водоотведения согласно Правилам N 766 принимается равным объему воды, поданной абоненту из источников водоснабжения, т.е. согласно показаниям прибора учета.
Правовое регулирование отношений, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, превышение нормативов сброса загрязняющих веществ не предусматривает применение различных подходов во взимании платы в отношении одного и того же объекта абонента в зависимости от количества выпусков в централизованную систему водоотведения. При наличии оснований (наличие на объекте соответствующего вида деятельности, а также либо отсутствие технической возможности произвести отбор проб, либо незначительный объем стоков) абонент либо вносит плату, без проведения отборов проб по упрощенному порядку, за каждый сброшенный куб. м сточных вод, либо при отсутствии таковых оснований - в соответствии с данными контрольных отборов либо поданной декларации в соответствии с пунктами 123 - 123(2) Правил N 644.
При этом, объем сточных вод, сброшенный абонентом через конкретный канализационный выпуск правового значения для целей применения пунктов 123(4), 203 Правил N 644 не имеет, указанное подтверждается тем, что в понятии Qпр, содержащемся в п. 123 Правил N 644, который регулирует начисление платы при проведении контрольных отборов либо в соответствии с декларацией, прямо указано, что указанный объем определяется по канализационному выпуску, в то время как в п. 123(4), 203 указания на применение объема по канализационному выпуску нет, в целях применения данного пункта учитывается общий объем стоков абонента, без распределения его выпускам.
Следовательно, законодательством предусмотрена формула для расчета объема сточных вод и основания для применения баланса водоснабжения и водоотведения, объема только по одному выпуску отсутствуют.
В отношении ответчика применен "вмененный" порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 203 Правил N 644) с учетом наличия следующих условий: за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 от объектов должника было принято 34680 м.куб. стоков, что составляет менее 30 куб. м / сут.
Указанная позиция поддерживается судебной практикой, в т.ч Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2021 N Ф07-11049/2021 по делу N А26-755/2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.12.2021 N Ф09-9030/21 по делу N А50-8698/2021.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-2689/2021 от 25.10.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-2689/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВОДОКАНАЛ ГОРОДА РЯЗАНИ"
Ответчик: МУП города Рязани "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
Третье лицо: АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"