г. Чита |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А78-5334/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НИКА" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2021 года по делу N А78-5334/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НИКА" (ОГРН 1157536001259, ИНН 7536149943, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755, далее - антимонопольный орган) о признании недействительным пункта 1 решения Комиссии Забайкальского УФАС России по делу N 075/01/16-536/2020 от 04 марта 2021 года в части признания наличия соглашения между ООО "НИКА" и Администрацией муниципального района "Читинский район" Забайкальского края.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Администрация муниципального района "Читинский район" Забайкальского края (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811), Прокуратура Забайкальского края (ОГРН 1087536002905, ИНН 7536090055), Аппарат полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2021 года по делу N А78-5334/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "НИКА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что у него отсутствовал умысел и действия, направленные на сговор с Администрации муниципального района "Читинский район" по изданию постановления от 06.09.2019 N 2590 "Об определении зон действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городских и сельских поселениях муниципального района Читинский район" и заключению муниципального контракта от 21.11.2019 N 46. ООО "НИКА" выполнило ремонт дороги, которая была действительно в ненормативном состоянии из-за последствий наводнения летом 2018 года. Данные работы не являлись экономически целесообразными для общества (подтверждается справкой главного бухгалтера ООО "НИКА", предоставленной в материалы дела), поэтому прибыли в размере 31 449 228 рублей заявитель не получал. При этом заявитель нес по окончанию и принятию работ гарантийные обязательства. По мнению апеллянта, негативных последствий для определенной конкурентной среды не наступило и не могло наступить, отсутствует наличие причинной связи между перепиской заявителя и третьего лица, выполнением работ и заключением контракта неконкурентным способом по ЧС, т.е. нарушения антимонопольного законодательства заявителем и третьим лицом допущено не было. Полагает, что гарантийное письмо Администрации муниципального района "Читинский район" Забайкальского края от 02.09.2019 указывает на обязательство по оплате подрядчику выполненных работ, а не на сговор.
Антимонопольный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы на жалобу не направили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.12.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Забайкальского УФАС России в адрес руководителя подготовлена докладная записка от 26.08.2020 (т.3, л.д.59-62) с указанием на признаки нарушения ООО "НИКА" и Администрации МР "Читинский район" Забайкальского края пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом руководителя Забайкальского УФАС России N 123 от 26.08.2020 (т.3, л.д.64) возбуждено дело N 075/01/16-536/2020 в отношении ООО "НИКА" и Администрации МР "Читинский район" Забайкальского края по признакам нарушения пункта 4 части статьи 16 Закона о защите конкуренции, создана Комиссия по рассмотрению дела.
Комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения дела установлено следующее.
В Забайкальское УФАС России поступили сведения из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе и Прокуратуры Забайкальского края относительно ряда заключенных Администрацией MP "Читинский район" Забайкальского края (далее - администрация) государственных и муниципальных контрактов (т.2 л.д.2-165, т.3, л.д.2-58).
В поступивших материалах указано, что 22.07.2019 от директора спортивно-оздоровительного лагеря "Спортландия" в адрес администрации поступило письмо с просьбой расчистить подъездные пути к оздоровительному лагерю, в связи с возможной угрозой жизни и здоровью детей, находящихся в лагере (т.6, л.д.31).
Из документов, представленных в Управление, следует, что 02.09.2019 глава администрации направил официальное письмо N 2-10/3477 в адрес ООО "Ника" (т.2, л.д.22, т.5, л.д.31), согласно которому Администрация гарантирует оплату за выполнение работ при проведении комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий к подъезду в оздоровительный лагерь "Спортландия" ("Подъезд к ДОЛ Спортландия"), которые необходимо выполнить в целях ликвидации угрозы жизни и здоровья участников дорожного движения в связи с аварийным состоянием автомобильной дороги общего пользования местного значения.
В ответе на запрос Управления N 5825 от 19.08.2020 г., Администрация сообщила, что работы по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" были выполнены в период с 02.09.2019 по 08.10.2019 на основании гарантийного письма администрации от 02.09.2019 N 2-10/3477.
К письменным пояснениям администрацией представлены акты приемки скрытых работ, акты освидетельствования скрытых работ и акты приемки выполненных работ, подписанные в период с 01.09.2019 по 08.10.2019 (т.2, л.д. 97-122), в том числе Акт N 1 от 01.09.2019 - "Расчистка площадей от кустарника и мелколесья вручную", в котором указано, что ООО "Ника" выполнены данные работы по расчистке в рамках работ на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" на площади 400 (четыреста) квадратных метров, работы выполнены в соответствии с рабочей документацией в период с 01.09.2019 по 01.09.2019, решение комиссии - производство последующих работ по устройству (монтажу) выемки грунта под защитное ограждение и дорожное полотно, разрешается.
В соответствии с актом приемки скрытых работ N 2 от 03.09.2019, обществом в соответствие с рабочей документацией выполнены выемка грунта под дорожное полотно, разработка грунта с погрузкой и транспортировкой до 10 км, в объеме 2400 кубических метров; выемка грунта под защитное ограждение, разработка грунта с погрузкой и транспортировкой до 10 км, на протяжении 800 кубических метров.
В соответствии с Актом приемки скрытых работ N 3 от 05.09.2019 подрядчиком выполнены: разработка покрытий асфальтобетонных с погрузкой и транспортировкой до 10 км; разработка оснований щебеночных с погрузкой и транспортировкой до 10 км. Дата начала данных работ - 03.09.2019, дата окончания работ - 05.09.2019.
Актом приемки скрытых работ N 4 от 08.09.2019 подтверждается выполнение подрядчиком работ по отсыпке насыпи земляного полотна в объеме 6900 кубических метров, дата начала работ - 03.09.2019, дата окончания работ - 08.09.2020.
Актом приемки скрытых работ N 5 от 10.09.2019 подтверждается выполнение работ по устройству основания дорожной одежды из щебня в объеме 3640 кубических метров. Дата начала данных работ -03.09.2019, дата окончания работ - 20.09.2019.
Актом приемки скрытых работ N 6 от 13.09.2019 подтверждается выполнение работ по розливу вяжущих материалов в количестве 13,44 тонн. Дата начала данных работ - 12.09.2019, дата окончания работ -23.09.2019.
Акт приемки скрытых работ N 7 от 24.09.2019 подтверждается выполнение работ по устройству покрытия толщиной 7 сантиметров из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа "Б" марки 2, в объеме 16800 квадратных метров. Дата начала указанных работ - 12.09.2019, дата окончания работ - 24.09.2019.
Акт приемки скрытых работ N 8 от 27.09.2019 подтверждает выполнение работ по устройству деревянного забора с установкой столбов глухих на протяжении 400 квадратных метров. Дата начала работ -26.09.2019, дата окончания работ - 27.09.2019.
Исследовав представленные Администрацией в Забайкальское УФАС России документы, Комиссия пришла к выводу о том, что датой начала выполнения работ является 01.09.2019.
Вместе с тем, постановление N 2590 Администрации МР "Читинский район" Забайкальского края "Об определении зон действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городских и сельских поселениях муниципального района Читинский район" издано 06.09.2019 (т.2, л.д.21), в которое включена автомобильная дорога к спортивному лагерю.
Согласно постановлению N 2590, границы зоны действия режима функционирования ЧС, определены в соответствии со сложившейся паводковой обстановкой на территории Читинского района, обусловленной ливневыми дождями, поднятием уровня рек Читинского района, подтоплением домов и приусадебных участков в населенных пунктах района, повреждением домов, мостов и дорог на территории района в июле 2018 года, и на основании представления Прокуратуры Читинского района от 26.10.2018 N ВПХ-5429-2018.
08.10.2020 года Администрацией (Заказчиком) и ООО "Ника" (Подрядчиком) подписан акт приемки выполненных работ от 08.10.2019 (т.2, л.д.113-114), из которого следует, что на основании гарантийного письма N 2-10/3477 от 02.09.2019, Подрядчик выполнил работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия". Фактическое качество работ, согласно акту, соответствует требованиям, недостатков не выявлено, результатом работ является: - разработка покрытий асфальтобетонных толщиной 7 см. на щебеночном основании толщиной 20 см - 9000 м2; - вывоз мусора на расстояние 10 км - 3540 тн; - выемка грунта с вывозом на 10 ем. - 2400 м2; -устройство насыпи с разработкой и доставкой грунта из карьера (расстояние перевозки 10 км.)-6900 м3; - уплотнение грунта катками на 8 проходов - 6900 м3; -планировка полотна дороги - 33600 м2; - устройство покрытия асфальтобетонного из плотной мелкозернистой смеси толщиной 7 см. по основанию из щебня толщиной 20 см. -16800 м2; -устройство присыпных обочин с разработкой и доставкой грунта из карьера (расстояние перевозки 10 км.) - 1680 м3; - планировка обочин
- 5600 м2; -нарезка кюветов - 525 м3; - установка дорожных знаков на металлических стойках на бетонном основании тип 2.1. - 8 шт; - установка дорожных знаков на металлических стойках на бетонном основании тип 2.4 - 5 шт; - устройство водоотводных сооружений из металлических водопропускных труб диаметром 300 мм. на щебеночном основании - 27 м/п; -гидроизоляция труб обмазочная -30 м2; - устройство деревянного защитного ограждения высотой 2 м. - 200 м/п; - окраска ограждения с двух сторон - 400 м2; - расчистка площадей от кустарников и мелколесья - 400 м2; - выемка и вывоз на расстояние 10 км избыточного грунта - 800 м3.
15.11.2019 Администрацией издано распоряжение N 974-р (т.3, л.д.36-37), согласно которому, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", необходимо осуществить закупку по ремонту автомобильной дороги к спортивному лагерю с единственным подрядчиком.
21.11.2019 между Администрацией и ООО "Ника" без проведения конкурсной процедуры заключен муниципальный контракт от 21.11.2019 N 46 (т.2, л.д.124-132) на выполнение работ по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" в Читинском районе. Сумма контракта составляет 31 449 228 рублей. Срок выполнения работ, согласно разделу 4 контракта - не позднее 25.12.2019. Срок действия контракта со дня подписания и до 31.12.2019.
Согласно данным официального сайта в сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru, документами, подтверждающими исполнение контракта, являются платежное поручение N 392988, платежное поручение N 38833, платежное поручение N 642363 (т.6, л.д.4-5, 7).
Из акта о приемке выполненных работ, опубликованном на сайте ЕИС, расположенном в сети "Интернет", по адресу: https://zakupki.gov.ru, следует, что отчетный период работ по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд" к ДОЛ "Спортландия" составил 1 день с 21.11.2019 по 22.11.2019, дата составления акта - 22.11.2019.
Учитывая данные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении Администрацией MP "Читинский район" Забайкальского края и ООО "Ника" пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения (устного) между указанными лицами, приведшему к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО "Ника". Администрация MP "Читинский район" Забайкальского края обеспечила возможность безусловного заключения муниципального контракта, что является предоставлением преимущественного положения последнему, потенциальные участники не организованной конкурентной процедуры, были поставлены в неравное положение в сравнение с вышеуказанным субъектом, поскольку автоматически были лишены возможности участия в таких процедурах, так как субъект для заключения договоров был заранее выбран администрацией.
По итогам рассмотрения дела решением Комиссии Забайкальского УФАС России от 17.03.2021 N 02-05-1325, резолютивная часть решения объявлена 04.03.2021 г. (т.1, л.д.59- 73, т.6, л.д.124-138), Администрация МР "Читинский район" Забайкальского края и ООО "НИКА" (ИНН 7536149943) признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Считая данное решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании статей 22, 23, части 1 статьи 40, частей 2 и 4 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Приказа руководителя Забайкальского УФАС России N 123 от 26.08.2020 (т.3, л.д.64) оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением процедуры возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В развитие приведенного конституционного нормоположения Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 1).
Согласно положениям части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 указанного закона его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ дано понятие соглашения, согласно которому под соглашением следует понимать договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под признаки ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Федеральным законом N 135-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Следовательно, для признания действий субъектов нарушающими требования статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ необходимым условием является установление фактов наличия соглашения или согласованности действий этих субъектов и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
Антимонопольный орган обязан доказать, как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между соглашениями (действиями) и соответствующими негативными последствиям.
Оспариваемым решением Администрация МР "Читинский район" и ООО "НИКА" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для ООО "НИКА".
Как следует из материалов дела и установлено судом, в качестве фактов, указывающих на наличие нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольным органом приведены следующие:
- установление Администрацией чрезвычайной ситуации посредством издания постановления N 2590 от 06.09.2019 г. "Об определении зон действия режима "Чрезвычайная ситуация" в городских и сельских поселениях муниципального района Читинский район" (далее - постановление N 2590), вопреки реально существующим обстоятельствам и отсутствием доказательств действительного наличия чрезвычайной ситуации;
- указание в Постановлении N 2590 на сложившуюся в 2018 году паводковую обстановку на территории Читинского района, обусловленную ливневыми дождями, поднятием уровня рек Читинского района, подтоплением домов и приусадебных участков в населенных пунктах района, повреждением домов, мостов и дорог на территории района в июле 2018 года со ссылкой на представление Прокуратуры Читинского района от 26.10.2018 N ВПХ-5429-2018 (издание Постановления о введении ЧС произошло спустя год от факта произошедших событий);
- наличие гарантийного письма Администрации об оплате за выполнение работ при проведении комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, адресованного ООО "Ника", свидетельствует о заранее выбранном Администрацией субъекте, с которым планируется заключение муниципального контракта, что подтверждается имеющимся муниципальным контрактом N 46, заключенным на сумму 31 449 228 руб.;
- срок выполнения работ, указанный в акте о приемке выполненных работ, опубликованном на сайте БИС, расположенный в сети "Интернет", по адресу: https://zakupki.gov.ru, составляющий с 21.11.2019 по 22.11.2019 1 день свидетельствует о заблаговременном исполнении данных работ хозяйствующим субъектом - ООО "Ника", в обход определенной последовательной конкурсной процедуры;
- издание после выполнения работ по контракту, распоряжения N 974-р о необходимости заключения контракта для выполнения таких работ, именно с единственным поставщиком, также свидетельствует о заранее спланированных действиях Администрации в отношении конкретного субъекта, что исключало возможность проведения конкурентной процедуры с иными лицами;
- несоответствие вида работ фактически, выполненным по рассматриваемому контракту - из акта о приемке выполненных работ, опубликованном на сайте ЕИС, расположенном в сети "Интернет", по адресу: https://zakupki.gov.ru, следует, что производились работы по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд" к ДОЛ "Спортландия", однако при этом часть работ, выполняемых хозяйствующим субъектом ООО "Ника", относится к строительству или реконструкции автомобильных дорог и подъездов;
Не соглашаясь с указанными выводами, заявитель и третье лицо ссылаются на то, что поскольку лимиты бюджетного финансирования не доведены, невозможно было заключить контракт при объявлении ЧС, но необходимо было предотвратить негативные последствия возникший ситуации, поэтому, действуя в рамках крайней необходимости, стороны нарушили Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ и приступили к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, что подтверждается перепиской. Целью действий сторон не был сговор и предоставление преимущественного положения ООО "НИКА", а исключительно принятие мер по устранению обстоятельств, предоставляющих угрозу жизни и здоровью детей.
Между тем указанные доводы являются несостоятельными и подлежат отклонению в силу следующего.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом N 135-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона N 44-ФЗ понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупке и предложить лучшие условия исполнения контракта и (или) наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Применение неконкурентного способа заключения контракта должно соответствовать законодательству и быть обоснованным.
Частью 2 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе статьей 93 Закона N 44-ФЗ.
Пункт 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ определяет осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в случае наступления определенных событий (авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и др.), при этом в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие определенных событий, с условием, что применение иных способов определения поставщика для ликвидации последствий, требующих затрат времени, будет нецелесообразно.
Согласно статье 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с осуществлением закупок, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
В разъяснениях N 3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3, указано, что факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.
Анализ состояния конкуренции на товарном рынке является одним из этапов доказывания нарушения антимонопольного законодательства. Результаты проведенного анализа также являются доказательствами по делу.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" Забайкальским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (т.6, л.д.80-86).
Продуктовые границы товарного рынка определены как работы по текущему ремонту дороги общего пользования местного значения, исходя из предмета муниципального контракта от 21.11.2019 N 46, заключенного заявителем и третьим лицом, а именно: - разбивочные работы и закрепление трассы; -расчистка площадей от кустарника; - выемка грунта для обустройства защитного ограждения и дорожного полотна погрузчиком; -уплотнение естественного основания катком за 8 проходов по 1 следу; - демонтаж асфальтобетонного покрытия, щебеночного основания; - планировка механизированным способом (автогрейдером); - устройство основания дорожной одежды из щебня; - устройство насыпи дорожного полотна из дренирующего грунта катком; - планировка откосов автогрейдером; - устройство кюветов; - розлив вяжущего материала; - устройство асфальтобетонного покрытия толщиной 7 см из плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси; - уплотнение покрытия и обочин катком; - устройство присыпных обочин; - устройство забора, деревянного с установкой столбов, окраска забора; - установка дорожных знаков.
Основная часть выше перечисленных дорожных работ по муниципальному контракту в соответствии с положениями Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также приказа Минтранс N 402 относятся к работам при осуществлении ремонта автомобильных дорог по текущему ремонту дорог общего пользования.
Проведенным анализом товарного рынка установлено, что указанный рынок является конкурентным, на данном товарном рынке по сведениям, полученным посредством интернет-сервиса "Selbon.Basis" на территории Забайкальского края зарегистрированы 123 хозяйствующих субъекта, у которых имеется возможность осуществлять работы по текущему ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Читинского района.
Вместе с тем, из документов, имеющихся в материалах дела следует, что 02.09.2019 глава администрации направил официальное письмо N 2-10/3477 в адрес ООО "НИКА" (т.2, л.д.22, т.5, л.д.31), согласно которому Администрация гарантирует оплату за выполнение работ при проведении комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий к подъезду в оздоровительный лагерь "Спортландия" ("Подъезд к ДОЛ Спортландия"), которые необходимо выполнить в целях ликвидации угрозы жизни и здоровья участников дорожного движения в связи с аварийным состоянием автомобильной дороги общего пользования местного значения.
В ответе на запрос Управления N 5825 от 19.08.2020 г., Администрация сообщила, что работы по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" были выполнены в период с 02.09.2019 по 08.10.2019 на основании гарантийного письма администрации от 02.09.2019 N 2-10/3477.
К письменным пояснениям администрацией представлены акты приемки скрытых работ, акты освидетельствования скрытых работ и акты приемки выполненных работ, подписанные в период с 01.09.2019 по 08.10.2019 (т.2, л.д. 97-122), в том числе Акт N 1 от 01.09.2019 - "Расчистка площадей от кустарника и мелколесья вручную", в котором указано, что ООО "Ника" выполнены данные работы по расчистке в рамках работ на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" на площади 400 (четыреста) квадратных метров, подтверждающие выполнение работ в соответствии с рабочей документацией в период с 01.09.2019 по 01.09.2019.
Акты приемки скрытых работ N 2 от 03.09.2019, N 3 от 05.09.2019, N 4 от 08.09.2019, N 5 от 10.09.2019, N 6 от 13.09.2019, N 7 от 24.09.2019, N 8 от 27.09.2019 подтверждают период выполнения работ с 01.09.2019 по 08.10.2019 на основании гарантийного письма Администрации, что сторонами не оспаривается.
При этом постановление о введении режима ЧС N 2590 издано Администрацией 06.09.2019.
15.11.2019 Администрацией издано распоряжение N 974-р (т.3, л.д.36-37), согласно которому, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", необходимо осуществить закупку по ремонту автомобильной дороги к спортивному лагерю с единственным подрядчиком.
21.11.2019 между Администрацией и ООО "Ника" без проведения конкурсной процедуры заключен муниципальный контракт от 21.11.2019 N 46 (т.2 л.д.124-132) на выполнение работ по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения "Подъезд к ДОЛ "Спортландия" в Читинском районе. Сумма контракта составляет 31 449 228 рублей. Срок выполнения работ, согласно разделу 4 контракта - не позднее 25.12.2019. Срок действия контракта со дня подписания и до 31.12.2019.
Актом о приемке выполненных работ, опубликованном на сайте БИС, расположенный в сети "Интернет", по адресу: https://zakupki.gov.ru, подтверждается исполнение подрядчиком обязательств по муниципальному контракту в течении 1 дня с 21.11.2019 по 22.11.2019, что безусловно свидетельствует о заблаговременном исполнении данных работ хозяйствующим субъектом - ООО "НИКА", в обход определенной последовательной конкурсной процедуры.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что издание после выполнения работ по контракту распоряжения N 974-р о необходимости заключения контракта для выполнения таких работ именно с единственным поставщиком свидетельствует о заранее спланированных действиях Администрации в отношении конкретного субъекта, что исключало даже саму возможность проведения конкурентной процедуры с иными лицами.
Последовательность действий подрядчика и Администрации, анализ муниципального контракта N 46, объем выполненных работ к моменту заключения контракта, подтверждает отсутствие оснований для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ исходя из следующего.
В соответствии со статьями 202 и 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей - поддержания их работоспособности (пункт 5 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей").
Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено лицом ни при каких обстоятельствах, что не относится к жизненному циклу. Под не предотвратимостью обстоятельств понимается невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении лица техническими и иными средствами. Непредвиденность тех или иных событий может быть определена как конкретное незнание о времени, месте, характере и особенностях будущего события. Когда же наступление каких-либо обстоятельств можно было предвидеть и избежать, ссылка на непреодолимую силу несостоятельная. Таким образом, должно быть сочетание непредвиденности и непредотвратимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно письму от 22.07.2019 исх. N 96 (т.6, л.д.31) ГУДО "Забайкальского краевого центра физической культуры и спорта", адресованного главе MP "Читинский район" дорога к спортивному оздоровительному лагерю "Спортландия" занесена песком, что затрудняет проезд к лагерю, также автобусы, перевозящие детей не подъезжают к лагерю третий год подряд, из-за застрявших автомобилей образуются заторы, что создает помехи для транспорта служб спасения, в связи с чем может возникнуть ситуация угрозы жизни и здоровья детей, находящихся в лагере.
Иными словами по состоянию на 22.07.2019 факт отсутствия надлежащего проезда к лагерю был известен Администрации MP "Читинский район" еще задолго до объявления ЧС, однако меры к устранению причин способствующих указанной ситуации, не принимались.
Между тем в Постановлении N 2590 об объявлении ЧС Администрацией указано, что основанием введения режима ЧС выступает сложившаяся паводковая обстановка на территории Читинского района, обусловленная ливневыми дождями, поднятием уровня рек Читинского района, подтоплением домов и приусадебных участков в населенных пунктах района, повреждением домов, мостов и дорог на территории района в июле 2018 года, и получение представления Прокуратуры Читинского района от 26.10.2018 N ВПХ - 5429-2018 об устранении нарушений.
Таким образом, как правильно установлено судом, постановление о введении ЧС издано спустя год с момента паводковой ситуации, при этом фактически, как указывают стороны по делу, режим ЧС был введен в связи с произошедшим 23.07.2019 пожаром в палаточном лагере "Холдоми" в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края, при этом в постановлении данный факт не нашел своего подтверждения.
Указанные действия Администрации свидетельствуют об искусственном создании ЧС на территории MP "Читинский район" для целей устранения обстоятельств, вызывающих затруднение проезда к ДОЛ "Спортландия".
Соответственно, потребность в проведении текущих ремонтных работ дороги общего пользования местного значения, связанная с внесённым представлением Прокуратуры, не является основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по смыслу и содержанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, заявителем и третьим лицом в материалы дела не представлены.
Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости и возможности осуществления Администрацией конкурентных закупок по предмету рассматриваемого контракта с учетом требований ч. ч. 1, 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем (Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу N 307-КГ15-1408, А66-13885/2013).
Между тем в ходе рассмотрения дела Комиссией и в ходе судебного рассмотрения дела Администрацией и ООО "НИКА" не доказана обоснованность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Несоблюдение установленного Законом N 44-ФЗ порядка осуществления закупок для государственных нужд и заключение контрактов с единственным подрядчиком в условиях отсутствия правового обоснования для применения указанного способа нарушает требования Закона о защите конкуренции в связи с исключением конкурентных процедур, отсутствия конкуренции среди хозяйствующих субъектов и создания преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение является согласованным в любой форме волеизъявлением двух или более участников.
Запрет, установленный ст. 16 Закона о защите конкуренции, адресован органам, осуществляющим властные функции, организациям, осуществляющим функции указанных органов власти, и хозяйствующим субъектам в целях предупреждения их негативного совместного вмешательства в конкурентную среду.
Администрация является органом местного самоуправления, осуществляющая деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
ООО "НИКА" является хозяйствующим субъектов, основным видом деятельности которого является строительство автомобильных дорог и автомагистралей (код ОКВЭД 42.11).
Действия Администрации применительно к статье 16 Закона защите конкуренции оценены Комиссией Забайкальского УФАС России, не просто как стороны гражданско-правового договора (контракта), а как субъекта, использовавшего в отношениях с хозяйствующими субъектами (при игнорировании интересов значимой конкурентной среды на территории Читинского района) определенный "административный ресурс", статус органа исполнительной власти, призванного на постоянной основе реализовывать определенные полномочия в общественных интересах.
Антимонопольным органом доказано, что рынок работ по текущему ремонту дороги общего пользования на территории Забайкальского края является конкурентным.
Вместе с тем, конкурентные процедуры Администрацией проведены не были, что с одной стороны обеспечило ООО "НИКА" в отсутствие конкуренции право осуществлять деятельность по предмету контракта за счет бюджетных средств и фактически гарантировало ему занятость и доход, а с другой необоснованно воспрепятствовало доступу и осуществлению деятельности по предмету контракта иным хозяйствующим субъектам.
Таким образом, в результате недопущения конкуренции за право заключения контрактов был ограничен доступ на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, что прямо запрещено пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Совокупность собранных в деле N 075/01/16-536/2020 доказательств, свидетельствует о достигнутом антиконкурентном соглашении между Администрацией и ООО "НИКА", направленном на заключение муниципального контракта по упрощенной процедуре выбора исполнителя - способом у единственного подрядчика в обход положений Закона N 44-ФЗ о необходимости проведения торгов.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько лиц намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Таким образом, Комиссия пришла к верному выводу, что в материалах дела собраны достаточные данные, указывающие на волеизъявление сторон на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, и правомерно квалифицировала как нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, тогда как заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в заявлении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены антимонопольным органом.
Следовательно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований для признания несоответствующим закону решения Комиссии Забайкальского УФАС России от 04.03.2021 (резолютивная часть решения) по делу N 075/01/16-536/2020 в оспариваемой части не имеется.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При этом судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 188.1 АПК РФ при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
В силу части 4 статьи 188.1 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела арбитражный суд обнаружит в действиях лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, копия частного определения арбитражного суда направляется в органы дознания или предварительного следствия.
Таким образом, при обнаружении арбитражным судом признаков преступления направление частного определения в органы дознания или предварительного следствия является обязанностью суда.
С учетом того, что материалами дела подтверждается факт заключения антиконкурентного соглашения между Администрацией и ООО "НИКА", направленном на заключение муниципального контракта по упрощенной процедуре выбора исполнителя - способом у единственного подрядчика в обход положений Закона N 44-ФЗ о необходимости проведения торгов, суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы обнаружил в действиях неустановленных должностных лиц Администрации муниципального района "Читинский район" Забайкальского края признаки преступлений, предусмотренных пунктом "а" части 2 статьи 200.4, части 1 статьи 286, части 2 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия отмечает, что в рамках настоящего дела невозможно установление мотивов преступной деятельности (корыстной или иной личной заинтересованности) неустановленных должностных лиц Администрации муниципального района "Читинский район" Забайкальского края и ООО "Ника", что может повлечь иную квалификацию содеянного, в то числе и в отношении должностных лиц ООО "Ника", с учетом совершения таких деяний в составе группы лиц по предварительному сговору.
Указанные обстоятельства и их оценка будут отражены в частном определении, подлежащем вынесению после вступления в силу настоящего постановления.
В связи с чем такое частное определение подлежит направлению в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 октября 2021 года по делу N А78-5334/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5334/2021
Истец: ООО "Ника", ООО АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИТИНСКИЙ РАЙОН
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: Аппарат полномочного Представителя президента Российской федерации в Дальневосточном Федеральном округе, ПРОКУРАТУРА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Следственное Управление Следственного комитета РФ по Забайкальскому краю