г. Пермь |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А60-6746/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гуляевой Е.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Компания "Полёт": Кислицына О.В., предъявлен паспорт; решение от 01.10.2020 N 20;
от ответчика публичного акционерного общества "Промсвязьбанк": Саттаров В.И., предъявлен паспорт, доверенность от 16.07.2020;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Компания "Полёт",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2021 года
по делу N А60-6746/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Полёт" (ИНН 6671271401, ОГРН 1086671015936)
к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142)
третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации,
о признании незаконными действий банка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Полёт" (далее - заявитель, ООО "Компания "Полёт") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" (далее - ответчик, ПАО "Промсвязьбанк") о признании незаконными действий по переводу договора об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования "Без бумаг 2.0" N 72/1-30640/0044 от 28.09.2020 в досрочное погашение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2021 года (резолютивная часть решения от 16.09.2021) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Компания "Полёт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом при рассмотрении настоящего дела не дан обоснованный ответ - какое количество работающих сотрудников на момент подачи заявления должно было быть применено, при этом определение численности сотрудников является существенным, так как требования связаны с признанием незаконности действий ответчика. По мнению заявителя жалобы, ответчик должен был произвести расчет на основании п. 24 Правил в количестве 11 человек или же в количестве 10 человек по данным ФНС России, но не сделал этого, произведя расчет в количестве 12 человек в нарушение Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696. Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя на доводах и требованиях жалобы настаивал.
ПАО "Промсвязьбанк" представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых сторона указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, указав на то, что согласно представленным сведениям из ФНС, полученным в соответствии с Правилами предоставления кредитов и п. 24 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696, численность работников организации на момент расчета и выдачи кредита составляла 12 сотрудников, что подтверждается сведениями из системы взаимодействия с ФНС согласно которой предоставлена информация о 12 сотрудниках, при этом данные сведения на момент выдачи кредита скорректированы не были, следовательно, истец получил кредит исходя из численности сотрудников организации - 12 человек; в судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
От ООО "Компания "Полёт" в апелляционный суд поступили письменные пояснения.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.09.2020 между истцом и ответчиком заключен в порядке ст. 428 ГК РФ кредитный договор N 72/1-30640/0044 (кредитный договор), согласно которому кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 696 от 16.05.2020 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила предоставления субсидий N 696).
Кредитный договор заключен на основании указанных в заявлении индивидуальных условий кредитования (заявление) с учетом положений Условий кредитования, опубликованных на официальном сайте Банка в сети Интернет по адресу: www.psbank.ru, действующих на дату подписания банком и заемщиком заявления. Условия кредитования, опубликованные на официальном интернет-сайте Банка, являются неизменными в течение всего срока действия Договора.
Лимит кредитной линии для возобновления деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности составил для истца 652 836 руб.
Кредитные денежные средства получены заемщиком.
Датой окончательного погашения выданного кредита является:
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора при не переходе договора в соответствии с условиями договора на период наблюдения по договору - 01.03.2021;
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору при переходе в соответствии с условиями договора периода наблюдения - 30.06.2021.
Под базовым период договора понимается период с даты заключения договора до 01.12.2020, под периодом наблюдения по договору - период с 01.12.2020 по 01.04.2021.
При этом период наблюдения по договору начинается по окончании базового периода договора при соблюдении следующих условий:
- численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Период погашения по договору - это период продолжительностью 3 (три) месяца по окончании базового периода договора, либо по окончании периода наблюдения по договору, в случае, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, в который заемщиком осуществляется возврат кредитору основного долга, уплата процентов и других платежей в размере, в сроки и на условиях договора.
Правилами кредитования предусмотрены условия перехода из одного периода по договору в другой, соблюдение которых сторонами в конечном итоге влияет на размер процентной ставки по кредиту, полученному истцом от ответчика.
Договор переводится на период наблюдения при соблюдении следующих случаев:
- численность работников заемщика в течение базового периода договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составляет не менее 80 (восьмидесяти) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года;
- в отношении Заемщика по состоянию на 25.11.2020 г. не введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Переход из базового периода в период наблюдения имеет существенное значение для заемщика, поскольку в указанные периоды процентная ставка по договору за пользование выданными траншами составляет 2 (два) % годовых (пункт 3 заявления).
В период погашения процентная ставка составляет 15 (пятнадцать) % годовых (пункт 3 заявления).
Из материалов дела следует, что согласно доступным банку размещенным на Платформе ФНС сведениям (подтвержденными скриншотами ответчика с информационного ресурса, приложен к возражениям на иск (т. 2 л.д. 9) численность работников истца на дату подачи заявления по данным ПФ РФ и ФНС РФ на 01.06.2020 составила 12 человек, а максимальная сумма кредитного лимита составляет 652 836 руб. 00 коп. (исходя из расчета базового периода в 3 месяцев с учетом даты подачи заявки 13.09.2020), из которых истцу одобрено к выдаче 652 836 руб. (исходя из расчета базового периода в 3 месяцев, поскольку кредитный договор заключен уже в сентябре 2020 года).
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца в июле-сентябре 2020 года (соответственно июнь-12, июль-11, август-10, сентярь-9 человека) упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (12 человек), кредитный договор в силу Правил предоставления субсидий переведен с 01.12.2020 г. на период погашения, в связи с чем банком направлено истцу требование о погашении задолженности по кредитному договору.
Указанное уведомление получено заемщиком 30.11.2020.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что численность его работников в течение базового периода кредитного договора составляла 100 % и более от численности работников, фактически работающих у него по состоянию на дату выдачи кредита, что свидетельствует о неправомерности действий банка, который в нарушение положений программы льготного кредитования перевел кредитный договор на период погашения с 01.12.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Банка по переводу кредита в досрочное погашение в связи с уменьшением численности работников.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщик) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Правила предоставления субсидий N 696 устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) (пункт 1).
Пунктом 2 Правил предоставления субсидий N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 вышеприведенных Правил).
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий N 696 заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии. Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий N 696 установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
На основании п. 24 Правил предоставления субсидий N 696 численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено Правилами о предоставлении кредитов.
Подпункт "м" п. 18 Правил предоставления субсидий N 696 устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису Федеральной налоговой службы (ФНС России).
В силу абз. 7 п. 24 Правил предоставления субсидий N 696 проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.09.2020 между ООО "Компания "Полёт" (заемщик) и ПАО "Промсвязьбанк" (кредитор) был заключен кредитный договор N 72/1-30640/0044.
Как пояснил представитель ответчика, сделка заключалась путем акцепта банком подписанного клиентом заявления-оферты. В судебном заседании суда первой инстанции, как следует из аудиопротокола, представитель истца подтвердил указанный способ заключения договора.
Заемщику был выдан кредит и в рассматриваемом случае расчет суммы лимита кредита Банком был произведен в соответствии с данными информационного сервиса ФНС России.
Согласно представленным банку сведениям путем доступа к официальному ресурсу - сервису ФНС - в соответствии с Правилами предоставления кредитов и п. 24 Правил предоставления субсидий N 696 численность работников организации на момент расчета и выдачи кредита составляла 12 сотрудников.
При этом данные сведения на момент выдачи кредита скорректированы не были, следовательно, истец получил кредит исходя из численности сотрудников организации - 12 человек.
В дальнейшем, согласно данным сервиса ФНС России (скорректированным после получения кредита), у заемщика в сентябре произошло снижение численности работников до 9 сотрудников.
При этом представителем Пенсионного фонда РФ в судебном заседании суда первой инстанции 16.09.2021 (в прениях) были даны итоговые пояснения (позиция) по вопросу корректировок сведений, предоставленных истцом в Пенсионный фонд РФ и времени их поступления, из которых следует, что сведения об изменении численности с 12 человек до 11 были предоставлены в декабре 2020 г., что наглядно отображено в таблице, представленной в отзыве третьего лица (т. 2 л.д. 68), при этом с учетом столбца "Дата передачи информации в ФНС России" следует, что обновление сведений в базе ФНС произошло лишь 11.12.2020, т.е. после расчета ответчиком суммы по кредиту.
В связи с указанными обстоятельствами заемщик в соответствии с условиями Кредитного договора был переведен на период погашения, в адрес Клиента было направлено соответствующее уведомление.
Таким образом, из пояснений банка и представителя Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации в суде первой инстанции в судебных заседаниях и отзыве третьего лица следует, что сведения о корректировке штатной численности направлены в Пенсионный фонд только после получения заемщиком требования Банка о переводе задолженности на период погашения.
Следовательно, в данном случае на заявителе ООО "Компания "Полёт" лежала обязанность по своевременному предоставлению достоверных сведений, чего сделано не было. Иного из материалов дела не следует.
Федеральной налоговой службой в письмах от 23.07.2020 N АБ-2- 19/1386@ "О цифровой платформе ФНС России, созданной для повышения эффективности мер господдержки субъектов МСП, пострадавших от коронавируса, и об определении размере кредита на возобновление деятельности", от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@ "О представлении субъекту МСП льготного кредита в качестве меры господдержки при обращении в кредитную организацию, использующую информационные сервисы цифровой платформы ФНС России" разъяснено следующее. В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Согласно письму ФНС России от 23.07.2020 N АБ-2-19/1386@ источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Правилами о предоставлении кредитов 696, предусмотрено получение сведений о численности сотрудников организации только от ФНС.
Поскольку данная процедура закреплена в Правилах о предоставлении кредитов N 696 как основном и единственном акте, регулирующем данный вид льготного кредитования, иной процедуры получения сведений о численности работников не имеется.
Из имеющихся в деле документов следует, что исправления в численность сотрудников организации внесены после получения кредита. Иного не доказано и суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Соответствующие доводы, изложенные в жалобе отклоняются как необоснованные.
Вопреки доводам жалобы, действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий N 696 и положениям Кредитного договора, поскольку банк не имел иной возможности установления численности работников истца, кроме обращения к официальному ресурсу.
С учетом изложенного в действиях банка нарушений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судом не установлено, оснований для признания действий банка незаконными не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2021 года по делу N А60-6746/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Е. И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-6746/2021
Истец: ООО КОМПАНИЯ ПОЛЁТ
Ответчик: ПАО ПРОМСВЯЗЬБАНК
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА