г. Чита |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А78-3764/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Стройдорэко" Бурштейна А.М. (доверенность от 25.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройдорэко" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2021 года по делу N А78-3764/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройдорэко" (ОГРН 11175360004387, ИНН 7536118751, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу Министерства внутренних дел России по Шилкинскому району (ОГРН 1027500953908 ИНН 7527002341, далее - административный орган) о признании незаконным и отмене предписания N 5 от 25.01.2021.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора - Управление Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю (ОГРН 1087536006073, ИНН 7536093338), Государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2021 года по делу N А78-3764/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Полагает, что такой параметр как "заснеженность" определяется в соответствии с ГОСТом не визуально, а предусмотрены его качественные характеристики, такие как процент заснеженности, а именно 50 процентов от ширины обочины (п. 8.3. ГОСТа), и соответственно должен быть измерен, при этом должно быть взято среднее арифметические между тремя измерениями на участке. По мнению апеллянта, указанные требования выполнены не были, что свидетельствует о незаконности принятого решения в виде предписания N 5.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.12.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Отдел МВД России по Шилкинскому району, УМВД России по Забайкальскому краю, ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.01.2021 в отношении ООО "Стройдорэко" Забайкальского края ОМВД России по Шилкинскому району было вынесено предписание N 5 (л.д.77) об устранении нарушений требований пункта 8.3 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
В целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, обществу предписано: выполнить работы по очистке обочины от снега на автодороге Могойтуй - Сретенск - Олочи от 111 км по 112 км.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 30 Закона о безопасности дорожного движения федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (пункт 1).
В соответствии с Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ N 711 от 15 июня 1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно подпункту "а" п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 711 от 15 июня 1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возлагается, в частности, обязанность по осуществлению выявления причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
В соответствии с требованиями пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" к основным направлениям деятельности полиции относится в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 81 приказа МВД России N 380 от 30.03.2015 года "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению Федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Регламент), надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
Пунктом 3 Регламента определено, что государственная функция исполняется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.
Согласно пункту 4 Регламента исполнение государственной функции осуществляется, в том числе подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям.
На основании пункта 5 регламента должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию, являются, в том числе старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения; старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора.
Согласно пункту 84 Административного регламента N 380 в зимний период дополнительно контролируется соблюдение обязательных требований безопасности: к срокам ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки.
В силу пункта 86 Административного регламента N 380, в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).
При выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента с учетом особенностей, установленных пунктами 87.1 - 87.4.
Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что по результатам исполнения государственной функции, в том числе принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Кроме того, право на выдачу предписаний сотрудниками полиции закреплено в п. 21 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Согласно пункту 88 Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры является указание руководителя или дежурного дежурной части подразделения Госавтоинспекции (при их наличии) или дежурной части органа внутренних дел.
Сотрудник путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, опроса его участников и свидетелей устанавливает и фиксирует наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, а также недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, в соответствии с процедурой, установленной Административным регламентом.
Таким образом, должностное лицо ОГИБДД ОМВД России по Шилкинскому району при обнаружении недостатков, вправе составить акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и предписание об устранении выявленных недостатков.
Согласно положений ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.01.2021 года около 16:00 часов на участке автодороги Могойтуй-Сретенск-Олочи 111 км + 276 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля УАЗ-452.
В результате ДТП водитель автомобиля УАЗ-452 скончался по дороге в больницу.
Прибыв на место ДТП, сотрудники полиции установили, что обочина дороги полностью заснежена, в результате чего был составлен акт N 5 о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 24.01.2021, а также схема места совершения административного правонарушения (л.д.93-99).
В связи с выявленными недостатками органом полиции было выдано оспариваемое предписание N 5 от 25.01.2021, которое было исполнено ООО "Стройдорэко" в установленном порядке, о чем имеется отметка о выполнении.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно государственному контракту, заключенному между ГКУ "Служба единого заказчика" и ООО "Стройдорэко" подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию дорог, расположенных в том числе в Шилкинском районе, следовательно, общество является ответственным за нарушение правил содержания спорных автодорог и обязано выполнить требование, указанное в оспариваемом предписании.
Пунктом 8.3 ГОСТа Р 50597-2017, нарушение которого вменяется обществу установлено, что обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины.
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, из акта выявленных недостатков, фотографий с места ДТП (л.д. 93 -99, 127-128) с достоверностью можно установить, что обочины дороги заснежены в полном объеме, то есть 100%, что возможно явилось причиной произошедшего ДТП со смертельным исходом.
Свои обязанности, установленные в том числе пунктом 9.1.38 государственного контракта общество не исполнило, что является нарушением пункта 8.3 ГОСТа Р 50597-2017.
Доводы об отсутствии произведенных в ходе проверки замеров недостатков обочины дороги предельно допустимым параметрам установленных пунктом 8.3 ГОСТ Р 50597-2017, судом обоснованно отклонены, поскольку превышение установленных пределов заснеженности возможно достоверно установить и при визуальном осмотре без проведения замеров специальными измерительными приборами, имеющими поверки и сертификат.
При этом, пунктом 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.
Кроме того, пунктом 9.5.1 ГОСТа Р 50597-2017 замеры заснеженности обочины дороги не предусмотрены.
Поскольку представленные материалы с достоверностью подтверждают ненадлежащее содержание ООО "Стройдорэко" дороги общего пользования, постольку у органа полиции имелись правовые и фактические основания для принятия оспариваемого предписания.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 октября 2021 года по делу N А78-3764/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3764/2021
Истец: ООО СТРОЙДОРЭКО
Ответчик: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ШИЛКИНСКОМУ РАЙОНУ
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края, Управление Министерства внутренних дел по Забайкальскому краю