г. Пермь |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А60-14757/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Гладких Д.Ю., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н.,
при участии представителя ответчика, Шабуниной В.В., по доверенности 05.05.2021 (до перерыва);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 октября 2021 года
по делу N А60-14757/2021
по иску открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная организация" (ИНН 6682000033, ОГРН 1126682000037)
о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс, пени,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражного суда Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная организация" (далее - ответчик) о взыскании 66 072 руб. 30 коп. задолженности за период с июля по декабрь 2020 года, 1776 руб. 91 коп. пени за период с 11.09.2020 по 26.03.2021.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.04.2021 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
31.05.2021 судом первой инстанции вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2021 года (резолютивная часть объявлена 12.10.2021) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана 16 518 руб. 08 коп. задолженность за потребленный коммунальный ресурса период июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, 731 руб. 79 коп. пени за период с 11.09.2020 по 26.03.2021 с продолжением начисления пени в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ начиная с 27.03.2021 по день фактической оплаты долга, 690 руб. в возмещение расходов по уплате долга. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
Согласно договора N ОТ16ВО0000000002, справкам о вывозе ЖБО, выписке из ЕГРЮЛ (Сбор и обработка сточных вод - ОКВЭД 37.00; Сбор отходов - ОКВЭД 38.1; Обработка и утилизация отходов - ОКВЭД 38.2) по объектам ответчика: осуществляется деятельность по сбору и удалению отходов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров; осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, поскольку ответчик доставляет сточные воды с помощью автотранспорта в точки слива истца.
По мнению истца, объекты ответчика соответствуют вышеуказанным положениям Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644, начисление платы по п.203 является правомерным.
При применении п.203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 необходимо исходить не из основного вида деятельности абонента, а из деятельности, осуществляемой абонентом по используемому им объекту.
Представитель ответчика, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным. Против доводов апелляционной жалобы возражает, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебное заседание апелляционного суда не явился.
В судебном заседании объявлен перерыв до 27.01.2022 09 час. 30 мин.
Судебное заседание продолжено, состав суда, секретарь прежние.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор водоотведения N ОТ16ВО0000000002 от 01.01.2019, по условиям п. 1.1 которого, исполнитель обязуется оказывать услуги по приему и очистке сточных вод, доставленных автотранспортом заказчика в установленные точки слива, а заказчик обязуется оплачивать в сроки и на условиях, предусмотренных договором, сброс и очистку сточных вод, вывезенных с объектов заказчика. Заказчик обязуется оплачивать очистку сточных вод, вывезенных с объектов, собственники которых не имеют прямых договоров на очистку сточных вод и исполнителем в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В соответствии с п. 2.5 договора, плата за превышение допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется исходя из фактических значений концентраций загрязняющих веществ и свойств сбрасываемых сточных вод, на основании результатов лабораторных исследований, выполненных лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством РФ по поручению заказчика и (или) результатов лабораторного контроля, проводимого исполнителем, согласно расчета, выполненного в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, прилагаемому счету на оплату.
Согласно п. 3.8 договора, исполнитель ежеквартально до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет заказчику акт превышения допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ, а также расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за соответствующий квартал и выписанный на основании данных документов счет.
Пунктом 3.9 договора предусмотрено, что перечисление денежных средств в качестве платы за превышение допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 2.5 договора, производится заказчиком на расчетный счет исполнителя, указанный в расчетном документе (счете), в течение 10 банковских дней с момента получения заказчиком счета, акта превышения допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ, а также расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 4.3.1 договора предусмотрено, что заказчик обязан принимать меры по обеспечению соблюдения допустимых нормативов сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, а также лимитов водоотведения, поддерживать исправное техническое состояние своих инженерных сетей и энергетических установок, обеспечивающее не нанесение ущерба надежности функционирования инженерных систем исполнителя, других потребителей, исключающее угрозу жизни и безопасности граждан.
Доставлять сточные воды на точку слива посредством автомобиля (4.3.6 договора).
Ссылаясь на то, что ответчик не внес плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за период с июля по декабрь 2020 года, истец обратился с настоящим исковым заявлением о взыскании задолженности в сумме 66 072 руб. 30 коп.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на центральную систему водоснабжения c применением предусмотренного п.123(4) коэффициента 0,5.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (часть 1 статьи 544 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также Правилами N 644.
Положениями части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 118 Правил N 644 предусмотрено, что, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил.
Согласно пункту 194 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В силу статьи 167 Правил N 644, введенных в действие с 01.07.2020, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется:
на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
Согласно пункту 203 Правил N 644 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
В случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем указанного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 Правил.
Таким образом, законодатель разграничивает понятия негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, плата за которые устанавливается либо в порядке пункта 123 (4), либо пункта 203.
В рассматриваемом деле АО "ОТСК" предъявило к взысканию с ответчика плату за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, рассчитав плату с применением пункта 203 Правил N 644.
При этом суд, взыскав с ответчика плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Таким образом, фактически судом не был рассмотрен по существу спор по заявленным требованиям, а рассмотрено требование, которое не было заявлено и, т.е. суд самостоятельно изменил предмет и основание иска.
По смыслу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не вправе рассматривать требования, которые не соответствуют интересам истца и противоречат его волеизъявлению.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Для признания права истца на взыскание с ответчика платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ, правовое значение имеет категория абонента, и в этой связи возможность установления для него нормативов сточных вод, и как следствие взимания платы за их превышение.
Так, при отнесении объектов абонентов к абзацу второму пункта 203 Правил N 644 и осуществления расчетов по приведенной в указанном пункте формуле, абонент должен соответствовать нескольким критериям, в частности осуществлять хотя бы один из перечисленных в этом пункте видов производственной деятельности, а среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности, содержаться и классифицируются в ОКВЭД 2, который используется в том числе при определении основного и дополнительного видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "РСО" осуществляет вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям жилищного фонда поселка Левиха и поселка Карпушиха, находящегося в управлении ООО "УК "РСК", в соответствии с произведенной программой ООО "РСО", утвержденной Думой Кировградского городского округа, о чем ответчиком в материалы дела представлена копия соответствующего договора.
Более того, как следует из письма N И-РИЦ-КИР-2021-130975 от 17.02.2021 АО "РИЦ" (агент ОАО "ОТСК") истец не оспаривает, что оказание услуг водоотведения осуществляется с объектов МКД, расположенных в пос. Левиха, пос. Карпушиха (на объектах МКД централизованная водоотведение отсутствует).
Пункт 167 Правил N 644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:
- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
Поскольку услуги по вывозу ЖБО осуществляются из многоквартирных (жилых) домов, в которых отсутствует централизованное водоотведение, то ответчик не относился к абонентам на которых распространяется условие, предусмотренное пунктом 203 Правил N 644.
Принимая во внимание вышеизложенное, отсутствие спора между сторонами о том, что принятые Истцом стоки это стоки от жилых (многоквартирных) домов, в отсутствие нормативов сточных вод для стоков от жилых домов, суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что оснований для предъявления ответчику платы за превышение нормативов загрязняющих веществ в стоках от жилых домов не имеется.
Соответственно отсутствуют основания удовлетворения иска ресурсоснабжающей организации о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в сумме 66 072,30 руб.
То обстоятельство, что договором N ОТ16ВО0000000002 стороны установили как нормативы сброса загрязняющих веществ, так и ответственность за их превышение, само по себе не преодолевает установленные Правилами N 644 нормы о том, что нормативы сброса загрязняющих веществ к стокам от жилых домов не применяются.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 октября 2021 года по делу N А60-14757/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14757/2021
Истец: ЗАО ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ООО РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ