г. Киров |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А28-12658/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителя истца - Кокорина А.М., директора,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Кировской области, ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2021 по делу N А28-12658/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСервис" (ИНН 4331002207 ОГРН 1064314003346)
к министерству финансов Кировской области (ИНН 4347015963 ОГРН 1034316505497), министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН 4345421582 ОГРН 1154350002641)
о взыскании убытков в виде межтарифной разницы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСервис" (далее - Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Минстрой, ответчик 1), к министерству финансов Кировской области (далее - Минфин, ответчик 2, заявитель) о взыскании 891 800 руб. убытков в виде межтарифной разницы за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с января по декабрь 2020 года (далее - Спорный период), а также расходов по госпошлине.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик 2 обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Общество представило документы для включения их в Перечень 2020 года 11.05.2021, то есть с нарушением сроков, установленных Порядком формирования перечня, в связи с чем истец не был включен в перечень ресурсоснабжающих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидий, у Минстроя отсутствовали правовые основания для предоставления субсидии. В целях реализации Плрядка N 144/146 между истцом и Минстроем не заключено каких-либо соглашений о предоставлении субсидий на 2020 год на возмещение части недополученных доходов. Для возложения на субъект Российской Федерации "Кировская область" имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения истцом убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями; недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 27.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 28.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество является ресурсоснабжающей организацией для домов, потребителями коммунальных услуг в которых являются физические лица, заключившие с истцом прямые договоры на поставку коммунального ресурса; дома находятся в д. Тоскуй, пгт. Суна Сунского района Кировской области.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 18.12.2018 N 45/96-кс-2019 (с учетом решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.10.2019 N 37/39-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления РСТ Кировской области от 18.12.2018 N45/96-кс-2019) истцу установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на территории муниципального образования Сунское городское поселение Сунского района Кировской области.
Постановлением администрации Сунского городского поселения Сунского района Кировской области от 31.01.2020 N 10 "Об утверждении стандартов уровня платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги на 2020 год" для истца установлены стандарты уровня платежей населения за услуги водоснабжения и водоотведения муниципального образования Сунское городское поселение Сунского района Кировской области. Постановление распространяет свое действие на правоотношения с 01.01.2020.
В 2020 году истец оказывал услуги водоснабжения и водоотведения населению на территории Сунского городского поселения Сунского района Кировской области.
26.11.2020 прокуратурой Сунского района Обществу вынесено представление N Исорг-20330029-208-20/-20330029 об устранении нарушений законодательства в сфере начисления платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки было установлено, что Обществом произведены начисления платы гражданам за коммунальные услуги - водоснабжение и водоотведение за январь - ноябрь 2020 года исходя из тарифов, установленных решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 18.12.2018 N 45/96-кс-2019, от 22.10.2019 N 37/39-кс-2020. При этом Обществом, как ресурсоснабжающей организацией, не приняты меры к перерасчету полученной платы за оказанные коммунальные услуги гражданам, чему способствовало непроведение работ по получению субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами в соответствии с Порядком предоставления субсидий. Указанные начисления проводились всем абонентам-гражданам, проживающим на территории Сунского городского поселения, что противоречит положениям законодательства.
На основании приказа от 03.12.2020 N 1 во исполнение представления от 26.11.2020 истец произвел перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение за январь-октябрь 2020 года, исходя из стандартов платы граждан. Начисления за ноябрь-декабрь 2020 года производились также по стандартам платежей.
Таким образом, истец в январе-декабре 2020 года оказывал населению на территории Сунского городского поселения Сунского района Кировской области коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению и нес убытки, представляющие собой разницу в стоимости коммунальных ресурсов, по установленным для него экономически обоснованным тарифам, и "льготным" тарифам по оплате предоставляемых ресурсов для населения, которые утверждены на территории Сунского городского поселения.
В подтверждение убытков Обществом представлены ежемесячные расчеты субсидии на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами за январь-декабрь 2020 года.
По расчету истца размер недополученных доходов (убытков) составил 891 800 руб.
Общество обращалось в Минстрой с заявлением о включении в перечень ресурсоснабжающих организаций, имеющих право на получение субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим организациям в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами за 2020 год с приложением необходимых документов.
Письмом от 11.05.2021 Минстрой отказал Обществу во включении в перечень ресурсоснабжающих организаций в 2020 году в связи с тем, что пакет документов на получение субсидии за 2020 год был представлен истцом 11.05.2021.
Истец, полагая, что данный отказ нарушает его права, направил в адрес ответчиков претензии от 28.06.2021.
Минстрой в ответе на претензию вновь сослался на отсутствие оснований для включения Общества в перечень ресурсоснабжающих организаций, имеющих право на получение субсидий на 2020 год, заключения соглашения на предоставление субсидий и выплаты субсидий за период с января по декабрь 2020 года, по причине нарушения истцом сроков подачи документов.
Минфин в ответе на претензию сообщил, что действия Минстроя по отказу в предоставлении субсидии не признаны незаконными, а Порядок предоставления субсидий является действующим; основания для удовлетворения претензии отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Исходя из положений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения.
В силу части 26 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок N 144/146), пунктом 1.3 которого предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, связанных с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.
Пунктом 2.2 Порядка N 144/146 предусмотрено, что ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2.3 Порядка N 144/146 определены условия предоставления ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг:
субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;
субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;
субсидии предоставляются при наличии соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - министерство строительства и ЖКХ) о предоставлении субсидий.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области", утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П, указанные функции переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (пункт 3.1.6.10).
Соответствие истца установленным критериям и фактическое возникновение выпадающих доходов, вызванных межтарифной разницей, заявителем не оспаривается.
Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 N 156 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2023.
Из материалов дела следует, что между Минстроем и истцом на 2020 год не заключено соглашение о предоставлении субсидий.
При этом в январе-декабре 2020 года истец осуществлял расчеты за коммунальные услуги с населением, проживающим на территории Сунского городского поселения Сунского района Кировской области за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению в соответствии со стандартами уровня платежей населения за коммунальные услуги, установленными решением органа местного самоуправления.
Факт оказания населению коммунальных услуг в спорный период подтвержден материалами дела, заявителем не оспорен.
Таким образом, Общество при осуществлении деятельности по водоснабжению и водоотведению населения несло убытки, связанные с государственным регулированием тарифов, поскольку расчеты населения за коммунальные услуги производились по установленным стандартам уровня платежей, величина которых была ниже экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулируемым органом.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
В подтверждение проверки расчетов истца Минстроем представлено Заключение, согласно которому расчет субсидий за спорный период на сумму 891 800 руб. признан достоверным.
Довод заявителя о том, что пакет документов для получения субсидий был предоставлен истцом за пределами установленного Порядком N 144/146 срока (позже 10 ноября) не имеет правового значения, так как истец обратился не за предоставлением субсидии в рамках заключенного соглашения, а за возмещением межтарифной разницы в качестве возникших у Товарищества убытков.
Кроме того, Правила N 144/146 не содержат норм, аннулирующих право на получение субсидий за прошедший календарный год в случае подачи документов после 10 ноября; данный срок является лишь процедурным (регламентным) сроком для подачи документов в Министерство; каких-либо последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) ни самим постановлением N 144/146, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого истцом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует компенсацию выпадающих доходов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 87 согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления N 87 надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. Вместе с тем, судам следует учитывать, что акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей, которые установлены органом иного публично-правового образования.
Поскольку предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области утверждены Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 N 156 и во исполнение данного Указа принято соответствующее постановление администрации Сунского городского поселения Сунского района Кировской области, то именно публично-правовое образование субъект Российской Федерации - Кировская область должна возместить истцу соответствующие неполученные доходы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.12.2021 по делу N А28-12658/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12658/2021
Истец: ООО "ЭнергоСервис"
Ответчик: Министерство строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области, Министерство финансов Кировской области