город Омск |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А70-18383/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14880/2021) акционерного общества "Сибпромкомплект" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2021 по делу N А70-18383/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Сибпромкомплект" (ОГРН 1027200858849, ИНН 7203090940, адрес: 625019, город Тюмень, улица Республики, дом 250) к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Тюмень) (адрес: 625000, город Тюмень, улица Володарского, дом 48), при участии в деле третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Промышленные инвестиции" (ОГРН 1147746140992, ИНН 7726740992, адрес: 117041, город Москва, улица Адмирала Руднева, дом 20, эт/пом/оф 5/2/4(РМ13)), о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2021 N 21-4416/3110-1 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-71-ЮЛ-21-4416,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Сибпромкомплект" - Суслин Александр Николаевич по доверенности от 12.05.2020 N 05 сроком действия 3 года, диплом; Арсеньев Евгений Александрович по доверенности от 10.12.2021 N 43, диплом;
от Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации - Иванова Екатерина Александровна по доверенности от 23.11.2021,, диплом; Соколова Ольга Сергеевна по доверенности от 23.11.2021, диплом;
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленные инвестиции" - Поляков Вячеслав Александрович по доверенности от 18.07.2019 срок действия 3 года, диплом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибпромкомплект" (далее - заявитель, АО "Сибпромкомплект", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Тюмень) (далее - ЦБ РФ, административный орган, Банк)
о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2021 N 21-4416/3110-1 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении
N ТУ-71-ЮЛ-21-4416, которым АО "Сибпромкомплект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и наложен административный штраф в размере 500 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Промышленные инвестиции" (далее - ООО "Промышленные инвестиции").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2021 по делу N А70-18383/2021 в удовлетворении заявления акционерного общества "Сибпромкомплект" о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2021 N 21-4416/3110-1 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-71- ЮЛ-21-4416 по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ в размере 500 000 руб. было отказано.
Арбитражный суд Тюменской области пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что отказывая в представлении документов, он действовал в порядке самозащиты от противозаконных целей создания ООО "Промышленные инвестиции" и его систематического противоправного поведения, поскольку приговором Тушинского районного суда города Москвы от 14.06.2019 установлено, что ООО "Промышленные инвестиции" было создано в результате преступных действий с целью номинального владения спорными акциями заявителя; постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2021 по делу N А40-65204/2015 установлено, что третье лицо создавалось исключительно для покупки спорных акций; постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2021 по делу N А40-65204/2015 установлено, что третье лицо приобрело акции в результате противозаконных операций.
В письменном отзыве ЦБ РФ и ООО "Промышленные инвестиции" просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По ходатайству заявителя к материалам дела приобщены определение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021 и приговор Черемушкинского районного суда города Москвы от 26.06.2021.
В возражениях на отзывы, поступившие в материалы дела, АО "Сибпромкомплект" повторно указывает на то, что названная им судебная практика подтверждает, что третье приобрело акции заявителя в результате преступной схемы.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, возражения на них, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 11.06.2021 в Банк поступило обращение третьего лица ООО "Промышленные инвестиции", содержащее сведения о возможном нарушении АО "Сибпромкомплект" требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах в части предоставления информации по требованию акционера.
По данному факту протоколом от 20.08.2021 N ТУ-71-ЮЛ-21-4416/1020-1 возбуждено дело об административном правонарушении за отказ Общества в предоставлении ООО "Промышленные инвестиции", являющегося акционером, запрошенных документов без наличия на то объективных оснований.
03.09.2021 в отношении общества вынесено постановление N 21-4416/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-71-ЮЛ-21-4416, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.11.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, обжалуемое АО "Сибпромкомплект" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Данная статья направлена на обеспечение исполнения требований законодательства РФ о представлении и раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставление либо нарушение порядка и сроков представления информации, а также представление информации не в полном объеме либо недостоверной информации перечисленными в этой части статьи субъектами.
Субъектами правонарушения могут быть перечисленные в статье участники рынка ценных бумаг.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Эмитентом является юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами (подпункт 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 39-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Исходя из положений статьи 89 Федерального закона N 208-ФЗ, общество обязано хранить документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены Банком России (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что общество обязано обеспечить акционерам доступ по их требованию к следующим документам: 1) договор о создании общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения; 2) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; 3) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; 4) утвержденные общим собранием акционеров внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов; 5) положение о филиале или представительстве общества; 6) годовые отчеты; 7) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение о ней; 8) формируемые в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона отчеты оценщиков в случаях выкупа акций обществом по требованию акционера; 9) документы, полученные обществом в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона; 10) протоколы общих собраний акционеров; 11) списки аффилированных лиц общества; 12) заключения ревизионной комиссии общества; 13) проспекты ценных бумаг, отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 14) уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения; 15) судебные решения и постановления по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска.
Согласно пункту 11 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По требованию акционеров, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктами 1 - 3 и 5 настоящей статьи, общество обязано предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление и, если в требовании указано на необходимость их отправки по адресу, указанному акционером, соответствующие расходы на пересылку. Уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты акционером указанных в абзаце первом настоящего пункта расходов. Включение в устав общества положения о необходимости предварительной оплаты не может рассматриваться в качестве основания для выкупа обществом принадлежащих акционерам акций в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 1 статьи 75 настоящего Федерального закона. При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе положений, указанных в настоящем абзаце, общество обязано в течение семи рабочих дней с момента обращения акционера с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.
Согласно пункту 13 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются к отношениям, связанным с предоставлением доступа акционерам непубличного общества к его документам, если иные условия и (или) порядок предоставления такого доступа, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов, не предусмотрены уставом непубличного общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.
Дополнительные требования к процедурам предоставления акционерными обществами документов или копий документов в соответствии со статьей 91 Федерального закона N 208-ФЗ утверждены указанием Банка России от 28.06.2019 N 5182-У (далее - Указания N 5182-У).
Пунктом 3 Указания N 5182-У установлено, что доступ к документам общества в соответствии с пунктом 11 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ должен быть предоставлен обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления правомочным лицом требования о предоставлении доступа к документам общества (далее - Требование).
Согласно пункту 9 Указания N 5182-У в случае если Требование подписано правомочным лицом, права на акции которого учитываются номинальным держателем, осуществляющим учет прав правомочного лица на акции общества, к Требованию должна прилагаться выписка по счету депо правомочного лица (аналогичный документ иностранного номинального держателя или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги), подтверждающая (подтверждающий) количество принадлежащих правомочному лицу акций общества на дату не ранее семи рабочих дней до даты направления Требования.
В случае если запрашиваются документы, не относящиеся к текущему периоду деятельности общества или не являющиеся действующими, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества, к Требованию должен прилагаться документ (справка) по лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии (аналогичный документ иностранного номинального держателя или иностранной организации, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги), подтверждающий (подтверждающая) количество принадлежащих правомочному лицу акций общества за период, к которому относится запрашиваемый документ.
Согласно пункту 20 Указания N 5182-У в случае отсутствия в полученном Требовании каких-либо сведений, установленных пунктами 4 и 5 настоящего Указания, и (или) прилагаемых документов, указанных в пунктах 8 - 10 настоящего Указания, по решению общества в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования в целях предоставления доступа к документам общества правомочному лицу направляется письмо с указанием недостающей информации и (или) документов (далее - Письмо).
Письмо направляется обществом правомочному лицу способом связи, указанным в Требовании. В этом случае установленный пунктом 3 настоящего Указания срок предоставления доступа к документам общества начинает течь с даты получения обществом от правомочного лица всех сведений, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Указания, а также предусмотренных пунктами 8 - 10 настоящего Указания документов.
Дата получения обществом недостающей информации и документов определяется в соответствии с пунктом 15 настоящего Указания. В случае если в полученном обществом Требовании не указан ни один из способов связи с правомочным лицом и не содержится информации о конкретном способе (способах) получения копий документов или Требование предъявлено способом, не предусмотренным пунктом 11 настоящего Указания либо уставом или внутренним документом общества, Требование не рассматривается.
В случае отсутствия в распоряжении общества документов, Требование о предоставлении которых поступило, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования уведомить в письменной форме правомочное лицо об отсутствии запрошенных документов общества, а также о причинах их отсутствия, месте нахождения документов общества и предполагаемой дате, когда они будут возвращены в общество или восстановлены.
По требованию правомочного лица общество обязано уведомить его о возвращении или восстановлении отсутствующих документов общества в целях получения правомочным лицом доступа к ним.
В случае если в поступившем от правомочного лица Требовании запрашиваются документы, отсутствующие в распоряжении общества ввиду того, что их хранение не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и иных органов управления общества, или ввиду истечения сроков их хранения, общество обязано в течение семи рабочих дней со дня предъявления Требования уведомить в письменной форме об этом правомочное лицо.
Уведомление об отсутствии запрашиваемых документов направляется обществом правомочному лицу способом связи, указанным в Требовании (пункт 21 Указания N 5182-У).
Пунктом 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что общество вправе отказать в доступе к документам и информации при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления акционером (акционерами) требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации; 2) документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом; 3) документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием), за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием; 4) в требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов не указана деловая цель, с которой запрашивается документ, если указание такой цели требуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанная цель не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели; 5) лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов в соответствии с условиями, определенными в пунктах 1 - 6 настоящей статьи; 6) документ относится к периодам, не относящимся к периоду владения акционером акциями общества, подтвержденному этим акционером соответствующей справкой по его лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества.
При отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа (пункт 9 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ).
Как следует из материала дела, АО "Сибпромкомплект" осуществлен выпуск обыкновенных бездокументарных именных акций, регистрационный номер 1-01-04093-К.
Указанные акции находятся в обращении, следовательно, общество является эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
Согласно обращению и приложенной к нему выписке по счету депо в депозитарии ПАО Сбербанк по состоянию на 24.05.2021 ООО "Промышленные инвестиции" являлся владельцем 22 штук обыкновенных акций общества.
26.08.2020 в АО "Сибпромкомплект" от ООО "Промышленные инвестиции" поступило требование N 03/08 от 14.08.2020 о предоставлении копий документов общества за период с 17.12.2002 по настоящее время.
Письмом АО "Сибпромкомплект" в ответ на требование ООО "Промышленные инвестиции" N 03/08 от 14.08.2020 не в полном объеме представлена информация, предусмотренная Федеральным законом N 208-ФЗ и Указаниями N 5182-У.
Так, поскольку на момент направления требования ООО "Промышленные инвестиции" являлось владельцем обыкновенных акций общества, составляющих 0,85 % от уставного капитала, что не оспаривается заявителем, то, не обладая на момент подачи требования о предоставлении документов достаточным количеством голосующих акций общества, ООО "Промышленные инвестиции" не могло претендовать на доступ к документам, поименованным в пунктах 14-17 требования.
Вместе с тем в ответ на требование общество в письме от 04.09.2020 исх. N У07- 02/1256, направленном третьему лицу без приложения копий документов, сообщило:
- об отказе в предоставлении документов, относящихся к прошлым периодам (более трех лет до момента обращения с требованием) на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ;
- об отказе в предоставлении документов на основании подпункта 4 пункта 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ в связи с отсутствием в требовании разумной деловой цели, в связи с которой запрашиваются документы;
- об отсутствии у ООО "Промышленные инвестиции" права доступа к документам, перечисленным в пунктах 14-17 требования, на основании подпункта 5 пункта 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ;
- об отказе в предоставлении документов, прилагаемых в качестве материалов для участия в общем собрании акционеров, на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ в связи с тем, что они предоставлялись акционеру ранее путем направления номинальному держателю;
- об отсутствии в обществе документов, перечисленных в пунктах 4, 7-8, 12-13 требования, а также других документов.
Административным органом обоснованно установлено, что отсутствие, по мнению общества, в требовании ООО "Промышленные инвестиции" разумной деловой цели, с которой запрашиваются документы, не является основанием для отказа в доступе к документам, поименованным в пунктах 1-13 требования, поскольку указанные документы предоставляются акционеру на основании пункта 1 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ, что не требует указания деловой цели в подтверждение обоснованности требования.
Следовательно, отказ в предоставлении ООО "Промышленные инвестиции" документов, указанных в пунктах 1-13 требования, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ является неправомерным.
Административный орган также верно пришел к выводу о том, что непредставление обществом документов и информации, поименованных в пунктах 1-3, 5-6, 9-10 требования, также является неправомерным.
Отказ общества в предоставлении ООО "Промышленные инвестиции" документов, прилагаемых в качестве материалов для участия в общих собраниях акционеров (перечень не конкретизирован), на основании того, что ранее они уже были представлены ООО "Промышленные инвестиции" путем направления их номинальному держателю не соответствует подпункту 2 пункта 8 статьи 91 Федерального закона N 208-ФЗ, в котором указано на повторное в течение трех лет предоставлении документов по требованию акционера, которое исполнено обществом надлежащим образом.
Доказательств того, что какие-либо из документов, перечисленных в пунктах 1-13 требования, в течение трех лет были надлежащим образом представлены обществом в ответ на ранее направленное требование ООО "Промышленные инвестиции", в материалах дела не имеется.
Кроме того общество в нарушение требований пункта 21 Указания N 5182-У не представило информацию об отсутствии заключений ревизионной комиссии, а также о причинах их отсутствия.
Анализ информации, размещенной на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на сайтах уполномоченных информационных агентств, показал, что электронные версии документов, перечисленных в пунктах 1-13 требования ООО "Промышленные инвестиции", обществом не размещались.
Также, делая вывод о незаконности действий заявителя, административный орган правильно отметил, что обществом неправомерно не указаны причины отсутствия документов, поименованных в пунктах 4, 7-8, 12-13 требования.
Отсутствие в обществе указанных документов не может служить основанием для непредставления документов, перечисленных в пунктах 1-3, 5-6, 9-10 требования, поскольку обязанность по формированию и хранению указанных документов прямо установлена положениями Федерального закона N 208-ФЗ.
Учитывая изложенное, ответ общества на требование ООО "Промышленные инвестиции" от 04.09.2020 содержал неправомерный отказ в предоставлении копий документов, поименованных в пунктах 1-3, 5-6, 9-10 требования, не содержал информацию о причинах отсутствия документов, указанных в пунктах 4, 7-8, 12-13 требования, об отсутствии и причинах отсутствия документов, указанных в пункте 11 требования.
В рассматриваемом случае доказательствами, подтверждающими в порядке статьей 26.2 КоАП РФ административное правонарушение, являются обращение третьего лица, запрос, ответ, требование, выписки по счету депо, протокол об административном правонарушении и иные материалы дела.
Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии нарушения законодательства РФ о представлении и раскрытии информации на рынке ценных бумаг, о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Каких-либо доводов, опровергающих указанные выше правовые позиции и установленные судом фактические обстоятельства апелляционная жалоба не содержит.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства, заявителем не представлено.
Каких-либо доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Общество в обосновании своей позиции полагает, что оно, отказывая в представлении документов, действовало в порядке самозащиты от противозаконных целей создания ООО "Промышленные инвестиции" и его систематического противоправного поведения.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции учитывает, что материалами дела подтверждается, что ООО "Промышленные инвестиции" как на момент направления запроса, так и на момент отказа в предоставлении документов и привлечении Общества к административной ответственности являлось акционером АО "Сибпромкомплект", ввиду чего обладало соответствующими правами, связанными с владением акциями.
Согласно абзацу 4 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" суд может отказать в удовлетворении требования участника, если будет доказано наличие в его действиях злоупотребления правом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Презумпция добросовестного поведения участников гражданских правоотношений предполагается, в силу чего заявитель должен представить суду доказательства, свидетельствующие о злоупотреблении участниками общества правом при получении информации.
Вместе с тем признание общества виновным в совершении административного правонарушения и привлечение его к ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, не свидетельствует о защите банком противоправного поведения ООО "Промышленные инвестиции" в рамках гражданско-правовых отношений, а имеет целью обеспечить реализацию своих контрольных функций и охрану законных интересов и прав потерпевшего, вытекающих из его статуса акционера.
Суд первой инстанции правильно отклонил доводы Общества о злоупотреблении ООО "Промышленные инвестиции" правами акционеров, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что, реализуя свое право на получение информации путем направления 14.08.2020 требования о предоставлении конкретных документов, ООО "Промышленные инвестиции" нанесло и(или) могло нанести обществу и(или) другим акционерам какой-либо ущерб, а также нарушения прав и законных интересов общества и(или) его акционеров в результате исполнения требования потерпевшего.
Как верно указывает банк, в рассматриваемом случае, переход права на ценные бумаги общества к ООО "Промышленные инвестиции" осуществлен в результате добровольно заключенной сделки, не оспоренной в установленном законом порядке.
Не принимается судом апелляционной инстанции также ссылка подателя апелляционной жалобы на приговор Тушинского районного суда города Москвы от 14.06.2019, постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.06.2021 по делу N А40-65204/2015, постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.06.2021 по делу N А40-65204/2015, определение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021, приговор Черемушкинского районного суда города Москвы от 26.06.2021 и ряд других судебных актов, поскольку не один из них не решает вопрос о действительности сделки по приобретению ООО "Промышленные инвестиции" акций и вопрос о праве собственности ООО "Промышленные инвестиции" на данные акции.
При этом указание подателя апелляционной жалобы на то, что в данных судебных актах содержатся выводы о том, что ООО "Промышленные инвестиции" создавалось исключительно для покупки спорных акций и приобрело акции в результате противозаконных операций являются выводами судов применительно к конкретным спорам, а не фактическими обстоятельствами, которые в силу статьи 69 АПК РФ считаются установленными для суда, рассматривающего спор с участием тех же лиц и не подлежат доказыванию вновь.
Выводы же приговоров по уголовным делам сделаны в отношении физических лиц и не могут быть распространены на ООО "Промышленные инвестиции" как юридическое лицо, не участвовавшее в данных делах.
Таким образом, материалами дела доказано наличие оснований для привлечения заявителя к административной ответственности (установлен состав вменяемых правонарушений).
Судом апелляционной инстанции установлено, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял правильное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Сибпромкомплект" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2021 по делу N А70-18383/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18383/2021
Истец: АО "Сибпромкомплект"
Ответчик: Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Тюмень)
Третье лицо: 8ААС, ООО "ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ", ООО "ТД СИБПРОМ-ИНВЕСТ"
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1813/2023
31.03.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1203/2022
27.01.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14880/2021
24.01.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14558/2021
17.11.2021 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18383/2021