город Ростов-на-Дону |
|
27 января 2022 г. |
дело N А01-2348/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 22.10.2021 по делу N А01-2348/2021
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Город Майкоп"
к Министерству финансов Республики Адыгея
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - истец, администрация) обратилась Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Адыгея (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков, связанных с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма семье, воспитывающей ребенка-инвалида, в размере 1 752 000 руб.
Исковые требования мотивированы необходимостью компенсации органу местного самоуправления необоснованных бюджетных расходов, понесенных в результате исполнения решения Майкопского городского суда от 20.09.2017 по делу N 2-3216/2017, установившего обязанность администрации по предоставлению вне очереди жилого помещения гражданину.
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.10.2021 исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов Республики Адыгея за счет казны Республики Адыгея в пользу администрации муниципального образования "Город Майкоп" в возмещение расходов, связанных с приобретением жилого помещения семье инвалида, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, взыскано 1 752 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что действующими нормативными правовыми актами Республики Адыгея порядок исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями, не установлен, и субъектом не предпринято мер по разработке и внедрению внесудебных механизмов реализации прав таких граждан, но имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида защищены и реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Республики Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 22.10.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации прямо не отнесены полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 1 января 2005 года, в связи с чем отсутствуют основания для отнесения соответствующих затрат на бюджет Республики Адыгея.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения от 22.10.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Зинина Елена Витальевна, действующая в интересах сына Зинина Александра Викторовича, протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 18.04.2007 N 16, с составом семьи в четыре человека была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семья, имеющая ребенка-инвалида Зинина А.В., страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, и поставлена на учет в администрации муниципального образования "Город Майкоп" с даты установления инвалидности - 07.12.2005. Протоколом от 24.05.2017 N 9 подтверждена перерегистрация Зининой Е.В. в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда 20.09.2017 по делу N 2-3216/2017, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность предоставить Зининой Е.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере не ниже социальных норм.
Из мотивировочной части решения Майкопского городского суда 20.09.2017 по делу N 2-3216/2017 и материалов учетного дела N 1981 следует, что Зинин А.В. признан недееспособным и страдает формой заболевания, при котором имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний.
Во исполнение данного решения суда администрацией приобретено жилое помещение общей площадью 67,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Курджипская, д. 49, кв. 14, что подтверждается платежными поручениями от 27.03.2019 N 87932 и N 87933 о перечислении денежных средств продавцу в размере 1 752 000 руб., муниципальным контрактом от 20.03.2019 на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, выпиской из ЕГРН.
30.04.2019 между администрацией (наймодатель) и Зининым А.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение (квартиру), находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 67,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Курджипская, д. 49, кв. 14 (пункт 1.1 договора).
10.06.2021 администрация муниципального образования "Город Майкоп", ссылаясь на несение расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов, обратилась к министру финансов Республики Адыгея с просьбой о выделении денежных средств в общем размере 19 144 067 руб. 77 коп. В приложение к данному обращению был представлен реестр судебных актов, с указанием сумм расходов бюджета города на их исполнение, в том числе и решение Майкопского городского суда 20.09.2017 по делу N 2-3216/2017 по иску Зининой Е.В.
Письмом от 22.06.2021 N 11/1415 министерство выразило мнение о том, что обеспечение инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, федеральным законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не является расходным обязательством Республики Адыгея. Кроме того, указав на то, что нормативными правовыми актами Республики Адыгея не предусмотрены дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Ввиду неполучения денежных средств за несение расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов, администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В преамбуле Закона N 181-ФЗ определено, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), предусмотренных статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5 части 1 статьи 55, статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С учетом приведенных нормативных положений и статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае, обязанность по возмещению спорных денежных средств подлежит возложению на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации (аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Как следует из материалов дела, администрация исполнила обязанности, связанные с реализацией государственных полномочий по социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе на основании вступившего в законную силу решения Майкопского городского суда от 20.09.2017 по делу N 2-3216/2017. Администрацией приобретено жилое помещение общей площадью 67,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Курджипская, д. 49, кв. 14, что подтверждается муниципальным контрактом от 20.03.2019 на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность, платежными поручениями от 27.03.2019 N 87932 и N 87933 о перечислении денежных средств продавцу в размере 1 752 000 руб., выпиской из ЕГРН и передана в бессрочное владение и пользование Зинину А.В., состоящего на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как малоимущий, инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Материалами дела подтверждается, что администрация муниципального образования информировала органы власти субъекта о нуждаемости в предоставлении денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретение жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) на общую сумму более 19 000 000 руб.
Орган государственной власти субъекта свою обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировал.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для отнесения соответствующих затрат на бюджет Республики. Указанные доводы исследованы судом первой инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Действующими нормативными правовыми актами Республики Адыгея порядок исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями, не установлен.
При этом субъектом не предпринято мер по разработке и внедрению внесудебных механизмов реализации прав таких граждан. Доказательств обратного не представлено.
Права инвалида защищены посредством вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции. Судебный акт исполнен за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии правовых оснований для взыскания с Республики Адыгея за счет средств казны Республики Адыгея в лице Министерства финансов Республики Адыгея в пользу администрации муниципального образования "Город Майкоп" убытков городского бюджета муниципального образования "Город Майкоп" в размере 1 752 000 руб.
Решение суда первой инстанции принято в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, согласно которой передаваемая в социальный наем квартира, являющаяся собственностью муниципального образования, в результате исполнения решения суда выбывает из владения муниципального образования, что влечет расходы для бюджета.
Полное возмещение расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является обязанностью субъекта Российской Федерации. Указанное толкование изложено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 22.10.2021 по делу N А01-2348/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2348/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАЙКОП"
Ответчик: Министерство финансов Республики Адыгея