г. Киров |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А82-4431/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 по делу N А82-4431/2021
по заявлению территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (ОГРН 1027600839639; ИНН 7606000386)
к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ОГРН 1027600685320; ИНН 7604032150)
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее - заявитель, Фонд) обратился в суд с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) от 02.03.2021 N 71-14-02/34/722 в части пунктов 1-4, 6, 8-10 и требования об их исполнении.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В жалобе ответчик указал на законность оспариваемых пунктов предписания от 02.03.2021 N 71-14-02/34/722. Подробно позиция ответчика сформулирована в жалобе
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы ответчика.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 06.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 07.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о принятии апелляционной жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствий с приказом от 06.11.2020 N 344 Управлением проведена плановая камеральная проверка Фонда.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения:
1. в нарушение статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) произведена оплата расходов, являющаяся обязательством страховых медицинских организаций, в размере 92 166,00 руб. без предъявления требования об их возмещении (пункт 1 представления).
2. в нарушение статьи 162 БК РФ, части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пункта 7 Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 27.03.2019 N 54 (далее - Порядок N 54), произведена оплата расходов в размере 27 900 325,95 руб. на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования на основании судебных решений, вынесенных страховым медицинским организациям (пункт 2 представления).
3. в нарушение пункта 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2018 N 3, заключенного со страховой медицинской организацией обществом с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование", произведена оплата расходов на ведение дела в размере 5501,25 руб., финансирование которых предусмотрено бюджетной классификацией "Дополнительное финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации" (целевая статья 73 1 00 70280) за счет средств, предусмотренных на "Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (Реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования)" (целевая статья 73 1 00 50931) (пункт 3 представления).
4. в нарушение статьи 162 БК РФ средства остатка субвенции 2018 года, возвращенные Фондом на реализацию Плана мероприятий 1 квартала 2019 года, в размере 963 675,00 руб. использованы на оплату соглашений, заключенных с медицинскими организациями в апреле-мае 2019 года (пункт 4 представления).
5. В нарушение статей 34 и 162 БК РФ произведена оплата судебных издержек по исполнительным листам в размере 379 633,69 руб. (пункт 6 представления).
6. в нарушение пункта 162 Правил осуществления расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н), не оплачены в установленный срок услуги за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, при наличии денежных средств, что привело к необоснованному образованию задолженности в размере 39 344 234,40 руб. (пункт 8 представления).
7. в нарушение части 6 и 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не выставлены требования об уплате пеней за нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, услуг на сумму 26 049,60 руб. (пункт 9 представления).
10. в нарушение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" при направлении требования об уплате неустойки за несвоевременную поставку товара, неправильно исчислено количество дней просрочки, что повлекло занижение размера пеней на сумму 18 905,50 руб. (пункт 10 представления).
По результатам проверки составлен акт от 31.12.2020 и вынесено представление от 02.03.2021 N 71-14-02/34/722, в котором заявителю указано на необходимость рассмотреть информацию об указанных в пунктах 1 - 8 настоящего представления нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 31.03.2021; устранить нарушения, указанные в пункт 9 настоящего представления, а именно: принять меры к взысканию неустоек (штрафов пени) в размере, предусмотренном действующим законодательством, в срок до 31.03.2021; устранить нарушения, указанные в пункт 10 настоящего представления, а именно: произвести перерасчет и принять меры к взысканию неустоек (штрафов пени) в срок до 31.03.2021.
Полагая, что пункты 1-4, 6, 8-10 описательной части и резолютивная часть представления не соответствуют закону и нарушают права Фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 1 представления Фонду вменено нарушение статьи 162 БК РФ, выразившееся в оплате расходов, являющейся обязательством страховых медицинских организаций в силу пункта 2.18 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере 92 166,00 руб. без предъявления требования об их возмещении.
Согласно положениям статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1).
Пунктом 2.18 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования предусмотрено, в частности, что страховая медицинская организация обязуется принимать меры по возмещению средств, затраченных на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица.
Между тем в соответствии с пунктом 11 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд, осуществляя полномочия страховщика, вправе предъявлять иск к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
Таким образом, Фонд в силу закона вправе самостоятельно предъявлять иски к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, в целях возмещения расходов, и включение в договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования обязанности страховой медицинской организации принимать меры для возмещения расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью застрахованного лица такого права Фонда не лишает.
Кроме того, принятыми по результатам рассмотрения таких исков судебными актами расходы по уплате государственной пошлины возложены на ответчиков, в результате исполнения вступивших в законную силу судебных актов уплаченная Фондом государственная пошлина будет возмещена.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 1 представления незаконным.
В пункте 2 представления Фонду вменено нарушение статьи 162 БК РФ, части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ, пункта 7 Порядка N 54, выразившееся в оплате расходов в размере 27 900 325,95 руб. на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования на основании судебных решений, вынесенных страховым медицинским организациям.
В силу пункта 1 части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В случае превышения установленного в соответствии со статьей 38 Закона N 326-ФЗ для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту на цели, установленные подпунктом 1 пункта 6 настоящего Порядка, используются средства нормированного страхового запаса. Территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих на оплату медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса (пункт 7 Порядка N 54).
Из содержания вышеприведенных положений не следует невозможность использования средств нормированного страхового запаса на дополнительное финансовое обеспечение страховых медицинских организаций на основании судебных решений.
В соответствии со статьями 12 - 14 Закона N 326-ФЗ страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, а страховые медицинские организации осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией.
Статьями 3, 4, 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются: обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (далее также - программы обязательного медицинского страхования); государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.
Медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15, части 9 статьи 38, части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенному между ею и страховой медицинской организацией, и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Основаниями для отказа являются наличие у страховой медицинской организации остатка целевых средств; необоснованность объема дополнительно запрашиваемых средств, выявленная территориальным фондом по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи и проведения экспертизы качества медицинской помощи; отсутствие средств в нормированном страховом запасе тер
Таким образом, законодательством возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования не поставлена в зависимость от запланированного общего объема таких услуг и гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатной медицинской помощи.
В связи с этим, оказанные лечебными учреждениями медицинские услуги сверх установленного территориальной программой объема являются страховыми случаями в системе обязательного медицинского страхования и подлежат оплате.
Финансирование бесплатной медицинский помощи застрахованному лицу осуществляется при участии страховой медицинской организации за счет средств, предоставленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Иных источников для оплаты оказанных медицинских услуг страховая медицинская организация не имеет.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 2 представления незаконным.
В пункте 3 представления Фонду вменено нарушение пункта 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2018 N 3, выразившееся в оплате расходов на ведение дела в размере 5501,25 руб., финансирование которых предусмотрено бюджетной классификацией "Дополнительное финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации" (целевая статья 73 1 00 70280) за счет средств, предусмотренных на "Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (Реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования)" (целевая статья 73 1 00 50931).
Согласно пункту 4.6.1 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования территориальный фонд обязуется перечислять страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела, - ежемесячно одновременно с предоставлением средств на оплату медицинской помощи по заявке на авансирование и заявке на получение целевых средств по обязательному медицинскому страхованию по нормативу в размере 1% в соответствии с частью 18 статьи 38 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Частью 18 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд предоставляет страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с нормативом, предусмотренным договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию устанавливается законом о бюджете территориального фонда в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
Законом Ярославской области от 20.12.2018 N 81-з "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2019 год" для страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Ярославской области, установлен норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.
Аналогичный норматив установлен заключенным со страховой медицинской организацией договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом 1 "Стоимость Территориальной программы по источникам финансового обеспечения на 2019 год" приложения 11 к постановлению Правительства Ярославской области от 28.12.2018 N 979-П "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Ярославской области медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" стоимость территориальной программы ОМС за счет средств ОМС в рамках базовой программы формируется из двух источников: субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования; прочие поступления.
Стоимость территориальной программы ОМС Ярославской области включает в себя: стоимость медицинской помощи, предоставляемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам; затраты на ведение дела страховой медицинской организацией.
При этом деление стоимости медицинской помощи и затрат на ведение дел по источникам средств ни законом, ни договором не установлено, отдельный код бюджетной классификации для расходов на ведение дел не предусмотрен, в связи с чем средства на ведение дел могут перечисляться как с КБК 73 1 00 70280, так и КБК 73 1 00 50931.
В целом средства, предназначенные на ведение дела, перечислены страховой медицинской организации по нормативу в размере 1%.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 3 представления незаконным.
В пункте 4 представления Фонду вменено нарушение статьи 162 БК РФ, выразившееся в том, что средства остатка субвенции 2018 года, возвращенные Фондом на реализацию Плана мероприятий 1 квартала 2019 года, в размере 963 675,00 руб. использованы на оплату соглашений, заключенных с медицинскими организациями в апреле-мае 2019 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332, действовавшим в проверяемый период, утверждены Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - Правила N 332).
Данные Правила определяют порядок и условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" мероприятий по:
а) организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
б) приобретению медицинского оборудования;
в) проведению ремонта медицинского оборудования.
Пунктом 3 Правил N 332 установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 332 использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;
б) включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 13 Правил N 332).
В рассматриваемом случае остаток субвенции 2018 года в размере 963 675 руб. возвращен Фонду на реализацию мероприятий 1 квартала 2019 года - приобретение компьютеризированной системы для электроэнцефалографии с картированием головного мозга для ГУЗ ЯО "ГДБ", электрокоагулятора хирургического для ГБУЗ ЯО "Областная детская клиническая больница", автоматического анализатора газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы для ГУЗ ЯО "ГДБ".
Данные мероприятия не были реализованы в 1 квартале 2019 года и включены в план мероприятий 2 квартала того же года.
Таким образом, средства использованы в соответствии с их целевым назначением, что не противоречит требованиям Правил N 332.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 4 представления незаконным.
В пункте 6 представления Фонду вменено нарушение статей 34 и 162 БК РФ, выразившееся в оплате судебных издержек по исполнительным листам в размере 379 633,69 руб.
В статьей 34 БК РФ сформулирован принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ предусмотрено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что расходы по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами и возмещение судебных издержек истцам (по оплате государственной пошлины) осуществляется за счет средств бюджета территориального фонда по виду расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда", что соответствует положениям статей 16, 1069 ГК РФ.
Учитывая нормы статей 34 и 162 БК РФ, а также исходя из принципа обязательности вступивших в силу судебных актов, расходование средств территориального фонда в соответствии с положениями статей 16, 1069 ГК РФ по показателю, предусмотренному бюджетной сметой, не может расцениваться как неэффективное использование бюджетных средств. Объем денежных средств и результативность в рассматриваемой ситуации ограничиваются судебным актом.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 6 представления незаконным.
В пункте 8 представления Фонду вменено нарушение пункта 162 Правил N 108н, выразившееся в неоплате в установленный срок услуг за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, при наличии денежных средств, приведшей к необоснованному образованию задолженности в размере 39 344 234,40 руб.
Согласно пункту 162 Правил N 108н в редакции, действовавшей в проверяемый период, территориальные фонды осуществляют расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они застрахованы, в объеме, установленном базовой программой (далее - межтерриториальные расчеты), за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда.
В составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 6.5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ федеральный фонд и территориальные фонды ведут раздельный учет по направлениям расходования средств нормированного страхового запаса.
Объем средств нормированного страхового запаса включается в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования, за исключением средств нормированного страхового запаса, направляемых на цели, установленные в подпункте 2, подпунктах 3 и 4 пункта 6 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка N 54).
Согласно подпункту 2 пункта 6 Порядка N 54 в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.
Таким образом, поскольку средства НСЗ для оплаты стоимости медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам других субъектов Российской Федерации, в общий объем средств финансового обеспечения территориальной программы не входит, то источником финансового обеспечения территориальной программы является субвенция из бюджета ФФОМС, размер которой определяется исходя из численности застрахованных граждан Ярославской области. Следовательно, имевшиеся на 01.01.2020 у заявителя средства не могли быть направлены на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицом за пределами субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункт 8 представления незаконным.
В пункте 9 представления Фонду вменено нарушение части 6 и 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в невыставлении требований об уплате пеней за нарушение сроков поставки товаров, выполнения работ, услуг на сумму 26 049,60 руб.
В пункте 10 представления Фонду вменено нарушение пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", выразившееся в неправильном исчислении количества дней просрочки при направлении требования об уплате неустойки за несвоевременную поставку товара, повлекшем занижение размера пеней на сумму 18 905,50 руб.
По смыслу пункта 1 статьи 314 и пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день, а надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Срок выполнения работы необходимо отличать от срока приемки выполненной работы, который является самостоятельным и может быть установлен в договоре подряда (пункт 1 статьи 720 ГК РФ). Названные сроки разведены в ГК РФ как терминологически, так и с точки зрения применения последствий их нарушения.
При этом, как правило, соблюдение срока выполнения работы зависит от подрядчика, срока приемки - от подрядчика и заказчика.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Иное может быть установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Приемка осуществляется в отношении выполненной работы, т.е. по ее завершении, и проводится по общему правилу заказчиком с участием подрядчика. Юридические последствия приемки работы связаны с правомочием заказчика провести проверку качества выполненных работ и применения последствий обнаружения недостатков (пункты 1 - 5 статьи 720 ГК РФ), а также перенесения рисков случайной гибели результата работ, возникновения у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ или продажи результата работ при уклонении заказчика от приемки (пункт 1 статьи 711, пункты 6, 7 статьи 720 ГК РФ).
С учетом изложенного условие контракта о том, что датой исполнения обязательств исполнителя является дата утверждения акта приемки выполненного этапа работ, может быть истолковано как условие о приемке работы без недостатков.
Условие контракта, определяющее дату исполнения обязательств как дату подписания заказчиком акта сдачи выполненного этапа работ, не должно ставить период ответственности исполнителя за нарушение сроков выполнения работ в зависимость от усмотрения заказчика.
Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного контрактом срока после поступления отчетной документации не отменяет обязанность исполнителя выполнить работу в течение предусмотренного контрактом срока и предъявить работу к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ.
Таким образом, при расчете пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки.
Государственным контрактом от 28.11.2019 N 0271100000119000041 установлен срок его исполнения в течение семи рабочих дней, то есть последний срок исполнения - 09.12.2019. В соответствии с пунктом 6.1 контракта исполнитель в день окончания поставки товара уведомляет заказчика об окончании выполнения обязательств по контракту и представляет товарно-транспортную накладную, счет, счет-фактуру. Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что приемка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты уведомления исполнителя. Исполнителем заказчику направлена товарная накладная от 09.12.2019 N 1179, которая подписана заказчиком 23.12.2019.
Государственным контрактом от 27.08.2019 N 01712000019119001153 установлен срок выполнения работ - 06.12.2019 (пункт 3.8). Исполнитель в соответствии с пунктом 4.1 контракта письменно уведомил заказчика о готовности к сдаче выполненных работ 06.12.2019, представив результат работ, а также акт выполненных работ, заказчик приступил к приемке работ и подписал акт 19.12.2019 с соблюдением установленного контрактом десятидневного срока приемки работ.
Государственным контрактом от 25.02.2019 N 0171200001918001868 срок исполнения определен в течение 270 календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 22.11.2020. Исполнитель в соответствии с условиями контракта письменно уведомил о готовности к сдаче выполненных работ, представив результат работ и акт приемки от 22.12.2020, заказчик в установленный десятидневный срок приступил к приемке работ, по итогам которой подписан акт сдачи-приемки 06.12.2019.
По государственному контракту от 25.02.2019 N 0171200001918001869 срок исполнения установлен до 22.11.2019, исполнитель уведомил о готовности к сдаче выполненных работ 06.12.2019, то есть с нарушением установленного контрактом срока, заказчик приступил к приемке выполненных работ, по итогам которой подписал акт приемки-сдачи 20.12.2019. За нарушение срока выполнения работ исполнителю начислены и предъявлены к взысканию пени в сумме 15 437,50 руб.
Таким образом, с учетом условий контрактов о сроках исполнения, процедуры уведомления исполнителя о готовности работ и срока для приемки работ заказчиком оснований для начисления пени по контрактам от 28.11.2019 N 0271100000119000041, от 27.08.2019 N 01712000019119001153, от 25.02.2019 N 0171200001918001868 не имелось, пени по контракту от 25.02.2019 N 0171200001918001869 начислены Фондом правильно.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал пункты 9, 10 представления незаконными.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2021 по делу N А82-4431/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4431/2021
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области
Ответчик: Управление федерального казначейства по Ярославской области