г. Самара |
|
28 января 2022 г. |
дело N А65-8725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" - Соколова Т.П., доверенность от 30.11.2021, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МеталлСтройИндустрия" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МеталлСтройИндустрия" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 сентября 2021 года по делу NА65-8725/2021 (судья Мугинов Б.Ф.)
по иску публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОГРН 1067746341024, ИНН 7708591995) к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МеталлСтройИндустрия" (ОГРН 1071690040861, ИНН 1659074091) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ПКФ "МеталлСтройИндустрия" (далее - ответчик) о взыскании дополнительных расходов по договору транспортной экспедиции в размере 15 397,20 руб.
Решением от 09.09.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что увеличение срока доставки контейнера является следствием действий (бездействия) ответчика, противоречит обстоятельствам дела.
Как следует из акта общей формы N 4/188 от 25.05.2020 единственной причиной длительного нахождения контейнера на контейнерной площадке является закрытие Зейского моста для грузового движения. 08.05.2020 ответчик потребовал осуществить доставку и передать груз грузополучателю. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности доставки контейнера по причине, не зависящей от воли ответчика, однако данные доказательства были оставлены судом первой инстанции без внимания и надлежащей оценки. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав его представителя, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец разместил на своем Веб-сайте в сети Интернет по адресу: www.trcont.com форму договора транспортной экспедиции iSales Lite, с помощью которого возможно заказать у истца услугу по организации контейнерной перевозки груза.
Порядок оказания услуг определяется общими, специальными и коммерческими условиями оказания услуг транспортной экспедиции при организации продаж услуг через веб-сайт истца, действовавшими на дату подачи заказа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Ответчиком подан заказ N 12939578 от 08.04.2020 на комплексное транспортно-экспедиторское обслуживание, связанное с перевозкой груза - изделия из черных металлов производственного назначения, не поименованные в алфавите/(41.115) от склада погрузки, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Чистополь, ул. Карла Маркса, 166И, до станции Благовещенск Забайкальской железной дороги и далее до склада ООО "Пересвет", расположенного по адресу: Амурская обл., г. Белогорск, ул. Авиационная, 40.
Согласно разделу 1 общих условий оказания услуг транспортной экспедиции по договору, заключаемому в электронной форме в редакции, действующей с 15.02.2020 под термином "договор" подразумеваются в совокупности все документы, определяющие условия оказания услуг: общие, специальные и коммерческие условия, заказ. Соглашаясь с условиями договора, клиент подтверждает свое согласие на применение к отношениям сторон, положений, изложенных в общих, специальных и коммерческих условиях.
В силу пункта 4.1 Общих условий в целях оформления в электронной форме поручения клиента и согласования перечня и стоимости услуг сторонами оформляется заказ.
Коммерческие условия оказания услуг с учетом потребностей клиента определяются в заказе (пункт 4.2 общих условий).
Оплата произведена 08.04.2020 (платежное поручение от 08.04:2020 N 61), что в силу пункта 4.12 общих условий подтверждает акцепт клиентом договора и его принятие положений общих условий.
Таким образом, между истцом и ответчиком с использованием сети Интернет заключен договор транспортной экспедиции от 08.04.2020 N 12939578 путем принятия ответчиком общих условий оказания услуг транспортной экспедиции при организации продаж через веб-сайт истца в соответствии со статьей 428 ГК РФ.
В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно пункту 6.1 коммерческих условий в стоимость услуги включено: предоставление контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов: на складе назначения с момента подачи контейнера под выгрузку груза до 24 часов даты подачи контейнера; при этом подача контейнера к выгрузке должна быть произведена в течение 2 суток со дня уведомления грузополучателя о прибывшем контейнере. Дополнительно подлежит оплате время доп. предоставления, возникшее в результате задержки контейнера сверх согласованного срока.
К отношениям сторон применяется схема "От склада отправления - до склада назначения" по территории Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 сборника коммерческих условий оказания услуг транспортной экспедиции по договору, заключаемому в электронной форме (в редакции от 15.02.2020), в стоимость коммерческих условий схемы оказания услуги "От склада отправления - до склада назначения" по территории Российской Федерации включено: предоставление контейнера и вагона; предоставление контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов:
на складе отправления - с момента подачи контейнера под погрузку груза до 24 часов даты подачи контейнера;
на складе назначения - с момента подачи контейнера под выгрузку груза до 24 часов даты подачи контейнера; при этом подача контейнера к выгрузке должна быть произведена в течение 2 суток со дня уведомления грузополучателя о прибывшем контейнере.
Дополнительно подлежит оплате время дополнительного предоставления, возникшее в результате задержки контейнера сверх согласованного срока.
Предоставление и подача автомобиля с порожним контейнером на склад погрузки по адресу, указанному в заказе; нормативное время на погрузку - 3 часа для 20-фут контейнера и 4 часа для 40-фут контейнера, которое учитывается с момента прибытия автомобиля на склад погрузки, но не ранее согласованного в заказе времени, прибытия.
В случае превышения нормативного времени на погрузку клиент оплачивает каждый, час сверхнормативного времени в соответствии с тарифами, указанными в разделе сайта "доступные дополнительные услуги" при этом неполный час простоя автомобиля сверх норматива, учитывается как полный; предоставление запорно-шюмбировочного устройства; доставка автомобильным транспортом груженого контейнера со склада погрузки на железнодорожный терминал; услуги по отправлению груженого контейнера на железнодорожной станции (погрузочно-разгрузочные операции с контейнером, оформление комплекта перевозочных документов и т.п.); железнодорожный тариф; сбор за охрану и сопровождение груза в пути следования, в случае, если груз подлежит охране при перевозке по железной дороге; предоставление информации о дислокации контейнера через личный кабинет; услуга по прибытию груженого контейнера на железнодорожной станции (погрузочно-разгрузочные операции с контейнером, оформление документов и. т.п.); уведомление грузополучателя о прибывшем контейнере; доставка автомобильным транспортом груженого контейнера от железнодорожного терминала на склад выгрузки по адресу, указанному в заказе:
нормативное время на выгрузку - 3 часа для 20-фут контейнера и 4 часа для 40-фут контейнера, которое учитывается с момента прибытия автомобиля на склад выгрузки, но не ранее согласованного в заказе времени прибытия. В случае превышения нормативного времени на выгрузки клиент оплачивает каждый час сверхнормативного времени в соответствии с тарифами, указанными в разделе сайта "доступные дополнительные услуги"; при этом неполный час простоя автомобиля сверх норматива, учитывается как полный.
По договору ответчику был предоставлен контейнер N TKRU4331763.
28.04.2020 контейнер N TKRU4331763 прибыл на станцию назначения Благовещенск Забайкальской железной дороги.
Согласно постановлению администрации города Благовещенска Амурской области от 27.04.2020 N 1290 "О введении временного ограничения движения транспортных, средств по автомобильному мосту через р. Зея" в период с 22:00 26 апреля до 16 мая 2020 года введено временное ограничение движения по автомобильному мосту через р. Зея транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.
Постановлением администрации от 15.05.2020 N 1475 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильному мосту через р. Зея" в период с 16 мая 2020 года но 08:00 20 июня 2020 года введено временное ограничение движения транспортных с разрешенной максимальной массой более 10 тонн.
Вышеуказанные постановления были опубликованы на официальном сайте администрации в сети Интернет, информация о закрытии моста для проезда грузового транспорта также была опубликована на страницах различных периодических изданий как в сети Интернет, так и на бумажных носителях.
Таким образом, факт введения временного ограничения движения грузовых транспортных средств является общеизвестным, не нуждающимся в доказывании.
Поскольку через мост реки Зея контейнер невозможно было доставить, истец во исполнение пункта 2.1.9 общих условий 30.04.2020 уведомил ответчика о невозможности доставить контейнер по ранее согласованному маршруту и о просьбе фактического получателя груза ООО "Пересвет" доставить контейнер по другому адресу - в село Панино.
Ответ на обращение получен истцом только 12.05.2020 по электронной почте (письмо от 08.05.2020).
При таких обстоятельствах контейнер до принятия решения ответчиком хранился в контейнерном терминале истца на станции Благовещенск Забайкальской железной дороги.
В связи с продлением действия запрета на проезд грузового транспорта по мосту ответчиком в адрес истца направлено письмо от 19.05.2020 об изменении адреса доставки в село Панино, которое поступило истцу 21.05.2020.
21.05.2020 груженый контейнер N TKRU4331763 был вывезен по адресу: Амурская обл., с. Панино на склад ООО "Пересвет", что подтверждено транспортной накладной от 21.05.2020 N 2972.
22.05.2020 контейнер N TKRU4331763 в порожнем состоянии был завезен автотранспортом истца на территорию контейнерного терминала Благовещенск.
Поскольку контейнер прибыл на станцию 28.04.2020, уведомление ответчика о невозможности перевозки контейнера через р. Зея и информирование его о том, что контрагент ответчика запросил изменение маршрута доставки контейнера произошло 30.04.2020, истец в соответствии с прайс-листом от 01.01.2020 начислил ответчику плату за хранение и пользование контейнером с 02.05.2020 в размере 15 397,20 руб., в том числе:
по хранению за 20 дней (с 02.05 до 21.05) по ставке 478,80 руб. в день; по пользованию за 21 день (с 02.05 по 22.05) по ставке 277,20 руб. в день,
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что единственной причиной длительного нахождения контейнера на контейнерной площадке является закрытие Зейского моста для грузового движения, что относится к предпринимательскому риску истца как профессионального участника транспортно-экспедиционной деятельности.
Указанный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, при этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации, о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.
Существенными элементами такой информации являются пункт доставки груза и маршрут к нему.
Поскольку истец, действуя разумно и осмотрительно, запросил у ответчика согласие на изменение маршрута и пункта доставки груза, однако ответчик в согласовании изменения условий договора, вызванного независящими от сторон обстоятельствами, отказал, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что увеличение срока доставки контейнера является следствием действий (бездействия) ответчика, поскольку при незамедлительном согласовании изменений в условия договора, закрытие Зейского моста для грузового движения само по себе не являлось бы препятствием для перевозки груза.
При таких обстоятельствах заявленные требования судом первой инстанции правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявленные требования подтверждены надлежащими письменными доказательствами: уведомлением от 30.04.2020, направленным в адрес ответчика, о невозможности доставить контейнер по ранее согласованному маршруту и о просьбе фактического получателя груза ООО "Пересвет" доставить контейнер по другому адресу - в село Панино; письмом ответчика от 08.05.2020, поступившее в адрес истца 12.05.2020 о несогласии осуществлять доплату за изменение маршрута следования и оплачивать услуги по хранению и пользованию контейнером, письмом ответчика от 19.05.2021, в котором последний уточнил адрес доставки.
Указанные документы подтверждают факт длительности согласования со стороны ответчика изменения пункта доставки груза и маршрута к нему, что привело к затягиванию сроков доставки и начисления платы за хранение и пользование контейнером в размере 15 397,20 руб.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что увеличение срока доставки контейнера является следствием действий (бездействия) ответчика, поскольку при незамедлительном согласовании изменений в условия договора, закрытие Зейского моста для грузового движения само по себе не являлось бы препятствием для перевозки груза.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Представленный ответчиком в суд апелляционной инстанции акт общей формы N 4/188 от 27.05.2020 имеется в материалах дела, в связи с чем, основания для его повторного приобщения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 сентября 2021 года по делу N А65-8725/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "МеталлСтройИндустрия" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
Т.И. Колодина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8725/2021
Истец: ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", г. Москва, ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", г. Нижний Новгород, ПАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", г. Химки
Ответчик: ООО "ПКФ "МеталлСтройИндустрия", г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд