г. Хабаровск |
|
28 января 2022 г. |
А04-7015/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от министерства цифрового развития и связи Амурской области: Орлова К.Н., представитель по доверенности от 19.01.2022, (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от управления Федерального казначейства по Амурской области: Вдовина Ю.И., представитель по доверенности от 10.01.2022 N 23-19/12-12/4 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от государственного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 02.11.2021
по делу N А04-7015/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению министерства цифрового развития и связи Амурской области
к управлению Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий"
о признании незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
министерство цифрового развития и связи Амурской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконным представления от 06.07.2021 N 23-13-59/22-5064 к управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее - управление)
Определением от 30.09.2021 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2021 заявленные министерством требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.11.2021 по делу N А04-7015/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель министерства против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2021 по делу N А04-7015/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГБУ "Центр информационных технологий" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области с 19.04.2021 по 17.05.2021 в отношении министерства цифрового развития и связи Амурской области проведена выездная проверка по вопросу соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий в рамках подпрограммы "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 года)".
По результатам проверки составлен акт от 17.05.2021 и вынесено представление от 06.07.2021 N 23-13-59/22-5064, содержащее информацию о нарушениях, выявленных по результатам проверки.
В представлении УФК содержится требование по устранению выявленного нарушения путем обеспечения возврата 1 422 219,15 руб., использованных не по целевому назначению, и принятию мер по устранению причин и условий нарушения до 10.09.2021. Данное требование обусловлено тем, что в нарушение пункта 1 статьи 130, пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999, пунктов 1. 2. 6. 15 Правил распределения и предоставления субсидий на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий, являющихся приложением N2 к государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N313 (в редакции, действующей на дату совершения нарушения), пункта 1.1, подпункта 4.3.6 пункта 4.3 Соглашения от 13.02.2018 N071-08-2018-003 о предоставлении субсидии бюджету Амурской области на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий из федерального бюджета, министерством (правопреемник управления информатизации Амурской области на основании постановления губернатора Амурской области от 10.02.2020 N30) на основании соглашения от 29.06.2018 N3 произведено направление бюджетных средств на цели не соответствующие целям их предоставления в сумме 1 673 199 рублей, в том числе средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства федерального бюджета (субсидия) - 1 422 219,15 рублей.
О незаконности представления от 06.07.2021 N 23-13-59/22-5064, министерство обратилось в арбитражный суд, который обосновано удовлетворил заявленное требование, руководствуясь ст. 34, 38 БК РФ.
Бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели использовании и должны использоваться экономно (с достижением заданных результатов с наименьшим объемом средств) и (или) результативно (с достижением наилучшего результата с определенным объемом средств).
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 утверждена государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)". Указанная государственная программа включает в себя подпрограмму 4 "Информационное государство". Целью указанное подпрограммы является обеспечение исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемых в электронной форме, в том числе предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и социально значимых услуг (реализации функций), также повышение эффективности государственного управления, взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и бизнеса на основе использования информационно -телекоммуникационных технологий.
Правила распределения и предоставления субсидий на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий приведены в приложении N 2 к государственной программе (далее - Правила предоставления субсидии, в редакции от 30.03.2018).
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией проектов (мероприятий), направленных на становление информационного общества в субъектах РФ, предусмотренных региональными программами.
Согласно п. 3 Правил предоставления субсидии к региональным программам в целях относятся: государственные программы субъектов РФ, направленные на реализацию проектов (мероприятий) в сфере информационных технологий и (или) на становление информационного общества в субъектах РФ; государственные программы субъектов РФ, содержащие подпрограммы или мероприятия, направленных на реализацию проектов (мероприятий) в сфере информационных технологий и (или) на становление информационного общества в субъектах РФ.
Проектом (мероприятием), направленным на становление информационного общества в субъектах РФ, в соответствии с Правилами является обеспечение достижения показателя, предусмотренного пп. "в" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", посредством доработки (создания) информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе в части обеспечения взаимодействия с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно -технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг (функций), и (или) посредством информирования граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде и (или) иных мероприятий, направленных на достижение указанного показателя (пункт 4 Правил предоставления субсидии).
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией проекта в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете (сводной бюджетной росписью федерального бюджета) на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 5, 6 Правил).
В силу п. 15 предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, которое должно содержать положения пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 N 442 утверждена государственная программа Амурской области "Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и управления Амурской области на 2014-2020 годы". Одной из подпрограмм указанной региональной программы является подпрограмма "Развитие информационного общества и формирование электронного Правительства в Амурской области".
13.02.2018 между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и правительством Амурской области в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, Правилами распределения и предоставления субсидий на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий, приведенными в приложении N 2, к государственной программе заключено соглашение N 071-08-2018-003.
Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Амурской области субсидии на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий. Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1, утвержденным постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 N 442.
В силу п. 4.3.6.1 соглашения на субъект возложена обязанность обеспечить целевое и эффективное использование предоставленной субсидии.
В соответствии с приложением N 5 к соглашению мероприятие, указанное в приложении N 1, должно реализовываться посредством: доработки (создания) информационных систем региональных органов и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации (далее - РИС) в целях обеспечения их подключения с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках Методической рекомендации по работе с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия версии З.Х (далее - СМЭВ З.Х) к единым интерактивным формам заявлений, реализованным на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) Минкомсвязью России; доработки (создания) РИС в целях обеспечения интеграции региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) автоматизированных информационных систем многофункциональных центров (далее - АИС МФЦ), и (или) ведомственных информационных систем с подсистемой ЕПГУ "Единый личный кабинет" с использованием СМЭВ З.Х; доработки (создания) РИС, участвующих в предоставлении услуг в электронном виде, в целях обеспечения авторизации заявителей в РИС посредством Единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; доработки (создания) РИС, с использованием которых осуществляется автоматизированная обработка заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, включая реализацию межведомственного взаимодействия в рамках предоставления услуг (без учета АИС МФЦ и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций); обеспечения предоставления государственных услуг органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 N 236, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с использованием интерфейса и инструментов ЕПГУ ("мультирегиональность"), включая доработку (создание) РИС для подключения к единым интерактивным формам заявлений, реализованным на ЕПГУ Минкомсвязью России с использованием СМЭВ З.Х.
В рамках мероприятий, направленных на доработку информационных систем региональных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ, определенных соглашением N 071-08-2018-003, 21.09.2018 подведомственным министерству ГБУ "Центр информационных технологий Амурской области" с ООО "Систематика Консалтинг" был заключен договор N Ф.2018.448463 на доработку ранее созданной региональной системы межведомственного электронного взаимодействия - государственной информационной системы "Автоматизированная система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде".
В ходе реализации договора исполнитель письмом от 23.09.2018 N 23/09/05 уведомил министерство о том, что для успешной реализации интеграции Системы с концентраторами предоставления государственных услуг на Едином портале государственных услуг по утвержденным Единым функциональным техническим требованиям, в связи с отсутствием технической возможности передачи запросов со стороны Единого портала государственных услуг через сервис push - уведомлений ФСМЭВ для успешной обработки запросов и заявлений поступающих от Единого портала государственных услуг необходимо обеспечить опрос очереди СМЭВ 3 со стороны Системы 1 раз в 3-5 секунд, в связи с чем, необходимо увеличить интенсивность и объем передаваемых данных посредством расширения производительности серверов Системы.
Управлением не опровергнуты доводы министерства и учреждения о том, что расширение производительности серверов системы возможно только посредством приобретения дополнительного оборудования. Судом первой инстанции сделан верный вывод, что без действий министерства и учреждения по приобретению дополнительного оборудования поставленные цели были бы не выполнены.
Руководствуясь п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ГОСТ Р5922-2006, министерством правомерно принято решение о приобретении недостающего серверного оборудования.
В рамках договора N Ф.2018.503700 от 23.10.2018 между ГБУ "Центр информационных технологий Амурской области" и ЗАО "ТРИНИТИ" была приобретена составная часть для имеющегося серверного оборудования Lenovo D2 enclosure с предустановленными модулями Lenovo SD530, на котором работает ГИС "Автоматизированная система предоставления государственных и муниципальных услуг Амурской области в электронной форме".
В соответствии с абзацем 5 пункта 9 приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" серверное оборудование дооборудовано дополнительным вычислительным модулем с одновременны увеличением его первоначальной стоимости и технической мощности. Увеличение мощности серверного оборудования, позволило осуществить подключение системы к концентраторам Единого портала государственных муниципальных услуг и передачу запросов с требуемым качеством, что в свою очередь является одним из мероприятий, указанным в приложении N 5 соглашения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1. раздела 1 соглашения субсидия предоставлена на поддержку региональных проектов в сфере информационных технологий, с видом расходов 521 "Субсидия, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной; (муниципальной) собственности".
Отклоняются доводы жалобы, что направление средств субсидии на приобретение составной части (дооборудование) уже имеющегося серверного оборудования Lenovo D2 enclosure с предустановленными модулями является в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" софинансированием капитальных вложений. И поэтому министерством произведено направление бюджетных средств на цели, не соответствующие их предоставления. В подпункте 4 пункта 6 статьи 21 БК РФ предусмотрено, что в бюджетной классификации Российской Федерации группа "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности" включает в себя: подгруппу "Бюджетные инвестиции"; подгруппцу "Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность"; подгруппу "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам". Перечень вышеназванных подгрупп является закрытым и предусматривает вложения исключительно в объекты капитально строительства или приобретение объектов недвижимого имущества (здания, строение, сооружения, земельные участки).
Согласно разделу 5.1. приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификаций Российской Федерации" (действовавшего до 31.01.2019) под видом расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной собственности (вид расходов 400) понимается расходование бюджетных среде на следующие цели: на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, в том числе расходы по государственным (муниципальным) контрактам (договорам) на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, выполнение монтажные пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ, иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (реставрации) объектов; на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности: на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, в соответствии с концессионными соглашениями; на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в результате которых на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц возникает право государственной или муниципальной собственности, оформляемое участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации: на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную).
С вступлением с 01.01.2019 в силу приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" позиция главного финансового ведомства Российской Федерации, относительно капитальных вложений, осталась неизменной.
В акте проверки Управления Федерального казначейства по Амурской области факта осуществления расходов по виду расходов 400 не установлено.
Учитывая приведенные нормативные акты, обстоятельства дела, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расходование бюджетных средств на приобретение составной части к серверному оборудованию не может классифицироваться как осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Требования абзаца 2 пункта 1.1. соглашения выполнено заявителем в полном объеме. Доработанная система размещена в центре обработки данных правительства области, в том числе на дооборудованном сервере.
Суд верно отметил, что постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" нет запрета на приобретение каких-то конкретных работ, услуг, товаров, а критерием оценки эффективности использования субсидии является степень достижения значения показателя результативности использования субсидии.
С учетом ст.21 БК РФ применение управлением Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ является ошибочным. Положения пункта 7 инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N162н, регулируют исключительно порядок оформления бухгалтерских записей при поступлении и внутреннем перемещение основных средств, а не правовую основу и содержание понятия "капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности".
При проведении ответчиком встречной проверки ГБУ "Центр информационных технологий Амурской области" нарушений к оформлению бухгалтерских записей по поступлению составной части и дооборудования ею сервера, а также нарушений по применению кодов видов расходов бюджетной системы Российской Федерации проверяющим органом не выявлено, что подтверждается актом встречной проверки от 13.05.2021.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление не соответствует приведенным выше законодательству и нарушает права министерства в сфере экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 02.11.2021 по делу N А04-7015/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7015/2021
Истец: Министерство цифрового развития и связи Амурской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Амарской области
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, ГБУ "Центр информационных технологий", Государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий", Шестой арбитражный апелляционный суд (7015/21 3т, 2381/21 1т)