город Воронеж |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А14-13901/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Воронежжилсервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2021 по делу N А14-13901/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Воронежжилсервис" (ОГРН 1023602458505, ИНН 3665034196) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 25.08.2021 N 69-05-20/722 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области,
третье лицо: товарищество собственников жилья "МСК 145А" (ОГРН 1213600018191, ИНН 3662294559),
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Воронежжилсервис": Сушкова Н.В.- представитель по доверенности от 10.08.2021, сроком действия на один год, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Праслов Ю.П. - представитель по доверенности от 01.12.2021 сроком действия на один год, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от товарищества собственников жилья "МСК 145А": Чусова Л.В. -председатель правления, полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ и приказом N 1-К от 11.05.2021, предъявлен паспорт гражданина РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Воронежжилсервис" (далее - ООО "УК "Воронежжилсервис", Управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция) от 25.08.2021 N 69-05-20/722 "О внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищества собственников жилья "МСК 145А" (далее - ТСЖ "МСК 145А", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "УК "Воронежжилсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Ссылается на ничтожность решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД); представление документов в Инспекцию с нарушением установленного Порядка; отсутствие оснований для расторжения договора с управляющей компанией.
От ГЖИ Воронежской области поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано на наличие кворума при проведении собраний и приложение всех необходимых документов к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Воронежжилсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил удовлетворить заявленные требования.
Представители Инспекции и ТСЖ "МСК 145А" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве Инспекции. Просили оставить решение без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "УК "Воронежжилсервис" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д. 145А, на основании договора управления многоквартирным домом N 8 от 13.12.2007.
Общая площадь помещений многоквартирного дома без мест общего пользования составляет 10753 кв.м.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома от 30.04.2021 были поставлены вопросы о создании ТСЖ "МСК 145А" (пункт 3); утверждении Устава ТСЖ (пункт 4); о выборе способа управления МКД (пункт 8).
Голосование проведено в очно-заочной форме.
При проведении голосования приняли участие собственники 7515,53 кв.м., что составляет 69,89% от общего числа голосов собственников помещений.
Результаты общего собрания оформлены протоколом от 30.04.2021.
Собственниками МКД принято решение о создании ТСЖ "МСК 145А" и о выборе способа управления - товарищество собственников жилья
По указанным вопросам "за" проголосовали 98,18% и 98,09% от числа принявших участие в голосовании соответственно.
17.05.2021 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании ТСЖ "МСК 145А" (ИНН 3662294559) и о лице, имеющем право действовать от имени товарищества без доверенности - председателе ТСЖ Чусовой Л.В.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома от 16.06.2021 были поставлен, в том числе вопрос о расторжении договора управления с ООО "УК "Воронежжилсервис".
Голосование проведено в очно-заочной форме.
При проведении голосования приняли участие собственники 6353,53 кв.м., что составляет 59,09% от общего числа голосов собственников помещений.
Результаты общего собрания оформлены протоколом от 16.06.2021.
Собственниками МКД принято решение о расторжении в срочном порядке договора управления с ООО "УК "Воронежжилсервис".
По указанному вопросу "за" проголосовали 93,25% от числа принявших участие в голосовании.
Уведомления о проведении общего собрания собственников помещений доведено до сведений собственников помещений, что отражено в протоколах общего собрания.
ООО "УК "Воронежжилсервис" уведомлено о начале осуществления деятельности по управлению МКД товариществом собственников жилья (уведомление от 27.05.2021) и повторно об изменении способа управления МКД (уведомление от 04.06.2021).
В адрес ГЖИ Воронежской области 02.07.2021 поступило заявление товарищества собственников жилья о внесении изменений в Реестр лицензий в части управления МКД, расположенного по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, д.145А товариществом собственников жилья "МСК 145А".
В ходе рассмотрения заявления и документов уполномоченным органом установлено, что заявление о внесении изменений в Реестр содержит адрес многоквартирного дома и данные о лицензиате.
К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий представлены надлежаще оформленная опись; оригиналы протоколов общего собрания собственников от 30.04.2021 и от 16.06.2021 с приложениями; реестры собственников дома; подлинники и копии бюллетеней голосования; объявления по итогам общих собраний; уведомления ООО "УК "Воронежжилсервис" от 27.05.2021 и от 04.06.2021; уведомление о расторжении договора управления; технический паспорт домовладения.
Рассмотрев заявление и документы ТСЖ "МСК 145А", осуществив проверку на предмет соблюдения условий, установленных п.5 Правил N 938/пр, ГЖИ Воронежской области установило следующее:
1. Заявление ТСЖ "МСК 145А" содержит все необходимые сведения, к нему приложены надлежащее документы, установленные пунктами 2 и 3 Правил N 938/пр.
2. Признаков ничтожности решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 30.04.2021 не выявлено; решение по вопросам принято большинством голосов.
3. В реестре лицензий уже содержится информация об управлении МКД N 145А по Московскому проспекту города Воронежа ООО "УК "Воронежжилсервис", от которого не поступало заявление о прекращении управления указанным домом. Однако поскольку последним по дате принятия является решение собственников от 30.04.2021, противоречие сведений не может являться основанием для принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
4. Информация о заключении договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Воронеж, Московский пр-кт, д.145А, предусмотренная ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, в ГИС ЖКХ в установленном порядке размещена.
5. Сведения о вступившем в законную силу решении суда о признании ТСЖ "МСК 145А" банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не имеется.
6. При проверке кворума общего собрания установлено, что в голосовании фактически приняли участие собственники, обладающие в совокупности 7403,941 кв.м./голосов, что составляет 66,41% от площади 11148,6 кв.м. (общая площадь жилых и нежилых помещений дома в соответствии с техническим паспортом). Кворум имеется.
Вышеуказанные обстоятельства отражены в заключении Инспекции о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.08.2021 N 69-05-19/685, составленном по результатам проверки.
На основании данного заключения по результатам рассмотрения заявления ТСЖ "МСК 145А" Инспекцией вынесено решение от 25.08.2021 N 69-05-20/722, которым внесены изменения в реестр лицензий в части прекращения управления ООО "УК "Воронежжилсервис" многоквартирным домов по адресу г.Воронеж, Московский проспект, д.145А (пункт 1). Указанные изменения внесены 01.09.2021 (пункт 2).
Полагая указанное решение незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "УК "Воронежжилсервис" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
При этом выбор способа управления многоквартирным домом относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 44 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключениями, которые к рассматриваемой ситуации не относятся.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Кроме того, в силу пункта 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней с заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан направить эти сведения в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25.12.2015 N 938/пр.
В силу пункта 2 названного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка N 938/пр.
Пунктом 5 Порядка внесения изменений предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе, на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении;
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 Порядка N 938/пр определено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка внесения изменений по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Пунктом 8 Порядка N 938/пр предусмотрено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В пункте 9 Порядка N 938/пр предусмотрены основания отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления, к которым относятся: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка, а также несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд области пришел к верному выводу о достаточности представленных документов при рассмотрении и последующей проверке заявления для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий.
Из содержания поставленных на общем собрании вопросов усматривается воля собственников на смену управляющей компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Основания для признания решения собрания недействительным установлены частью 1 статьи 181.4 ГК РФ, основания ничтожности - частью 1 статьи 181.5 ГК РФ.
Так, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В установленном законом порядке протокол общего собрания недействительными признан не был. Признаков ничтожности ГЖИ Воронежской области и судом не установлено.
Доказательств обратного ООО "УК "Воронежжилсервис" в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах решение Инспекции от 25.08.2021 N 69-05-20/722 не противоречит закону.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2021 по делу N А14-13901/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13901/2021
Истец: ООО УК "Воронежжилсервис"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ТСЖ "МСК 145А"