г. Киров |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А82-18462/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2", ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2021 по делу N А82-18462/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Бюро информации и технологий" (ИНН 2901120723 ОГРН 1032900036355)
к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бюро информации и технологий" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, ответчик, заявитель) о взыскании 193 917 руб. 93 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости услуг по транспортировке горячей воды за сентябрь 2020 года (далее - спорный период).
Исковые требования основаны на статьях 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что не является организацией, осуществляющей эксплуатацию системы централизованной системы горячего водоснабжения, каких-либо отдельных объектов такой системы, в том числе в Северном округе г. Архангельска, кроме того, у ответчика отсутствуют ЦТП, оборудование для приготовления горячей воды (водоподогреватели), в связи с чем заключение договора на транспортировку горячей воды по сетям Общества не является для ответчика обязательным ни в силу закона, ни в силу договора, следовательно, обязанность по оплате за транспортировку горячей воды в Северном округе муниципального образования "Город Архангельск" у Компании отсутствует. В соответствии с действующим законодательством затраты на транспортировку горячей воды должны быть включены в тариф на горячую воду для конечных потребителей, который устанавливается организации, осуществляющей горячее водоснабжение (гарантирующей организации), ответчик не является таковым. Затраты на транспортировку горячей воды в тарифы Компании не включены и не могут быть включены; кроме того, Компании постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2013 N 83-т/51 (в редакции Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.12.2014 N 72-т/24) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ответчиком потребителям, расположенным, в том числе на территории МО "Город Архангельск", вид тарифа является одноставочным и составляет 1 руб./Гкал, следовательно, при установлении тарифа на тепловую энергию в руб./Гкал не могут быть включены затраты по транспортировке горячей воды в руб./м.куб. Истец, имея оборудование по приготовлению горячей воды и сети, по которым транспортируется горячая вода, как раз и является организацией, осуществляющей эксплуатацию системы горячего водоснабжения, а также организацией, которая приготавливает горячую воду на своих водяных водоподогревателях и транспортирует по своим сетям, следовательно, истцу фактически возмещение расходов по транспортировке должна оплачивать организация, которая занимается приготовлением горячей воды, то есть само Общество. Кроме того, для приготовления горячей воды на своем оборудовании истец должен был обратиться за установлением тарифа на приготовление горячей воды, а также заключить договоры на покупку тепловой энергии с ПАО "ТГК-2" и покупку холодной воды с ООО "РВК-центр". Расчет начислений за горячее водоснабжение произведен Обществом исходя из действующих нормативов без учета показаний ИПУ горячей воды граждан (объем ГВ исходя из показаний ИПУ отражен в квитанциях). Заявитель ссылается на сведения об установке ИПУ в квартирах, предоставленные ООО "РВК-Архангельск". Также заявитель указал, что ответ на запрос суда по количеству зарегистрированных граждан в назначенную дату не поступил, в связи с чем ответчик не мог проверить правильность расчетов истца и представить контррасчет. Таким образом, истец произвел расчет на основании недостоверных данных. Кроме того, нарушено право ответчика на защиту, не представлена возможность ознакомления с истребованными доказательствами и подготовки своей позиции по указанным материалам.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, дал пояснения относительно расчетов. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество владеет на праве аренды сетями горячего водоснабжения в Северном территориальном округе МО "Город Архангельск".
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 29.10.2019 N 62-в/2 Обществу установлен тариф на услуги по транспортировке горячей воды в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 8,29 руб. за один кубометр.
Ответчик не имеет в Северном территориальном округе МО "Город Архангельск" инженерные сооружения и оборудование, непосредственно используемые для поставки ресурса (тепловой энергии в составе горячей питьевой воды) своим конечным потребителям ресурса тепловая энергия.
Являясь ресурсоснабжающей организацией в отношении потребителей Северного территориального округа МО "Город Архангельск", Компания поставляет тепловую энергию в составе горячей питьевой воды в системе ГВС и выставляет конечным потребителям платежные документы для внесения платы за предоставленные коммунальные ресурсы.
В отсутствие заключенного с истцом договора на оказание услуг по транспортировке горячей воды ответчик фактически пользовался данной услугой для выполнения своих обязательств перед конечными потребителями в Северном территориальном округе МО "Город Архангельск" по горячему водоснабжению.
Для оплаты оказанных услуг истец направил Компании акт от 30.09.2020 N 14 и счет на оплату от 30.09.2020 N 10 на сумму 200 128 руб. 89 коп.
Претензией от 01.10.2020 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
С учетом уточненных требований задолженность по расчету истца составила 193 917 руб. 93 коп.
Из пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) следует, что передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Отсутствие между сторонами письменного договора энергоснабжения не освобождает ответчика от обязанности оплатить принятую энергию (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Источником теплоты в системе теплоснабжения г. Архангельска с 1970 года является теплоэлектроцентраль - Архангельская ТЭЦ. С момента ввода Архангельской ТЭЦ в эксплуатацию система теплоснабжения г. Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, что подтверждается схемой теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 г., утвержденной Постановлением Мэра г. Архангельска от 24.02.2014 N 136.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон N 416-ФЗ) сферой регулирования данного закона являются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В пункте 27 статьи 2 Закон N 416-ФЗ предусмотрено, что централизованная система горячего водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Под закрытой системой понимается водяная система теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды потребителями путем ее отбора из тепловой сети (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115).
Таким образом, в городе Архангельске приготовление горячей воды происходит за счет подогрева холодной (питьевой) воды - м. куб. тепловой энергии в горячей воде (техническая вода, теплоноситель) Гкал.
В соответствии с Постановлением мэрии города Архангельска от 24.02.2014 N 136 Компании присвоен статус единой теплоснабжающей организации, утверждена схема теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 года. Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в схеме теплоснабжения определены границы зон деятельности ОАО "ТГК-2" как единой теплоснабжающей организации (организаций).
В пункте 1 статьи 2 Закон N 190-ФЗ дано определение понятию "тепловая энергия" - это энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление).
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды (пункт 92 Основ ценообразования).
Таким образом, расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, являются составляющей компонента на тепловую энергию.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что приготовление такой воды осуществляет именно истец. При этом доказательств того, что оборудование, находящееся в аренде у истца, позволяет осуществить цикл приготовления горячей воды, ответчиком не представлено; регулирующим органом Обществу утвержден исключительно тариф на транспортировку горячей воды.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2016 N 66-т/2 (в редакции Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2019 N 84-т/56) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на 2017 - 2021 гг. и тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным в том числе на территории муниципального образования "Город Архангельск". В спорный период тариф (компонент на тепловую энергию) составлял 1836,86 руб. за одну Гкал.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под горячей водой понимается вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Поскольку в г. Архангельске централизованная система теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, то приготовление горячей воды производится путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети в тепловых пунктах.
Организация, которая фактически готовит горячую воду в ЦТП города Архангельска, - гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение) в настоящее время не установлена. Тариф на горячую воду в кубометрах в г. Архангельск не установлен. В связи с этим горячее водоснабжение производилось двумя составляющими:
- холодная вода - кубометры - ООО "РВК-центр",
- тепловая энергия (подогрев) - гигакалории - Компания.
Компания осуществляет в Северном округе поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, соответственно, при выставлении квитанции конечным потребителям ответчик указывает сведения о тарифе на тепловую энергию в руб./Гкал.
При этом расходы, связанные с транспортировкой горячей воды, являются составляющей компонента на тепловую энергию (пункт 92 Основ ценообразования).
С учетом изложенного и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения истцу стоимости услуг по транспортировке горячей воды на территории Северного территориального округа "город Архангельск" за спорный период именно Компанией, поскольку ответчику установлен тариф на горячую воду, он получает денежные средства от потребителей за поставленную тепловую энергию, используя при этом для передачи ресурса сети ГВС, принадлежащие истцу.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что расчет начислений за ГВС произведен истцом без учета показаний ИПУ горячего водоснабжения граждан, кроме того, в расчете применены недостоверные данные о количестве зарегистрированных граждан.
Истец произвел расчет объемов горячей воды, потребленной за спорный период в МКД, являющихся объектами поставки тепловой энергии на подогрев воды ответчика, в соответствии с Правилами N 354.
В расчете истец использовал данные о количестве зарегистрированных граждан, предоставленные МУ "Информационно-расчетный центр", нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденные постановлением Министерства и связи Архангельской области от 31.08.2012 N 58-пн (куб. на 1 чел. в месяц), нормативы потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории МО город Архангельск, утвержденные постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30.05.2017 N 40-пн, а также сведения о показаниях ИПУ и площади общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель, оспаривая расчет истца, ссылается на сведения об установке ИПУ в квартирах, предоставленных ООО "РВК-Архангельск", и квитанции.
Представленные ответчиком документы не опровергают обоснованность расчета истца, контррасчет на основании данных документов ответчиком не произведен.
Также заявитель указал, что ответ на запрос суда по количеству зарегистрированных граждан в назначенную дате не поступил, в связи с чем ответчик не мог проверить правильность расчета истца и представить контррасчет. Таким образом, истец произвел расчет на основании недостоверных данных.
Ответы на запросы суда по количеству зарегистрированных граждан поступили в суд первой инстанции 25.02.2021 и 30.03.2021.
С учетом представленных данных истец произвел уточненный расчет стоимости оказанных услуг по транспортировке горячей воды и ходатайством от 04.08.2021 уточнил исковые требования.
21.07.2021 от ответчика поступило ходатайство об ознакомлении с материалами дела.
27.07.2021 Компании был предоставлен доступ к материалам дела.
Резолютивная часть решения принята судом 21.09.2021, в связи с чем у ответчика было достаточно времени для формирования своей позиции и контррасчета.
По ходатайству ответчика судом первой инстанции у Учреждения были истребованы сведения о количестве зарегистрированных граждан с поквартирной разбивкой, которые на дату проведения судебного заседания не представлены.
Суд не усмотрел оснований для отложения судебного разбирательства, учитывая отсутствие информации от Учреждения о невозможности представить истребованные сведения в установленный судом срок. Судом принято во внимание, что аналогичные сведения были истребованы судом апелляционной инстанции в рамках рассмотрения апелляционной жалобы по делу N А82-1975/2020, и информация не представлена.
Учреждение сообщило о невозможности представления поквартирной разбивки ввиду значительных временных затрат специалистов паспортной службы.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции ответчик, начисляя плату и выставляя квитанции гражданам, не был лишен возможности представить контрасчет долга.
Поскольку расчет истца подтвержден документально и не опровергнут ответчиком надлежащими доказательствами, принимая во внимание, что именно Компания является лицом, получающим оплату конечных потребителей за поставленную горячую воду в части составляющей "тепловая энергия", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Общества в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2021 по делу N А82-18462/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-18462/2020
Истец: ООО "БЮРО ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Третье лицо: муниципального образования "Город Архангельск" "Информационного-расчетный центр"