г. Самара |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А65-16684/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - представителя Боцман Е.В. (доверенность от 02.09.2020),
от Общества с ограниченной ответственностью "Агромолл" - представителя Назырова Т.Ш. (доверенность от 26.04.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года по делу N А65-16684/2021 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агромолл", РТ, Нижнекамский район, с. Верхняя Уратьма
к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", РТ, г. Нижнекамск
о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агромолл" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - ответчик) о признании незаконными действий Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", выразившихся в ответе исх.N 935/ИхП от 09.04.2021 по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду заявителю сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства, об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в трех экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения ООО "Агромолл".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года заявление удовлетворено, признаны незаконными действия Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", выразившиеся в ответе исх.N 935/ИхП от 09.04.2021 по отказу в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду заявителю сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства. Суд обязал Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" устранить допущенное нарушение прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:292, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680в трех экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения ООО "Агромолл".
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года по делу N А65-16684/2021 и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, на подтверждение оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемых Обществом земельных участков.
Определением суда апелляционной инстанции от 02.12.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 20.12.2021.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором ООО "Агромолл" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года по делу N А65-16684/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением суда апелляционной инстанции от 20.12.2021 судебное разбирательство по делу было отложено на 24.01.2022.
От подателя жалобы поступили письменные пояснения по делу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.01.2021 г. заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением N 9 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:392, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства.
14.01.2021 г. от ответчика был получен ответ N 935/ИсхП от 09.04.2021 г., в котором сообщено об отказе в предоставлении вышеперечисленных земельных участков.
Оспариваемый отказ обоснован ответчиком ссылками на п.1 и п.14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Посчитав, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, а также не соответствует положениям действующего законодательства, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отказывая в предоставлении заявителю земельных участков в аренду, ответчик указал на то, что согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельных участков 16:30:040201:630, 16:30:040201:631, 16:30:040201:632, 16:30:040201:633, 16:30:040301:290, 16:30:040301:291, 16:30:040301:392, 16:30:040301:289, 16:30:000000:3680 - для сельскохозяйственного производства.
По Правилам землепользования и застройки Простинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ указанные земельные участки расположены в территориальной зоне СУ - земли сельскохозяйственных угодий, в связи с чем сельскохозяйственное производство на данной территории не предусмотрено.
Также заявителю было сообщено, что в ходе мероприятий по формированию и предварительному согласованию представления данных земельных участков п.2 постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 10.04.2020 г. N 229 "О предварительном согласовании предоставления земельных участков ООО "Нефтехимагропром", пп.2 п.1 постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ от 05.08.2020 г. N 522 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета НМР РТ от 10.04.2020 г. N 229 "О предварительном согласовании предоставления земельных участков ООО "Нефтехимагропром", испрашиваемым земельным участкам установлено разрешенное использование - сельскохозяйственное использование.
Кроме того, указано, что в обращении отсутствуют документы, подтверждающие участие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности на 2021 г.
С учетом вышеприведенного, ответчик со ссылкой на п. 1, п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ отказал в предоставлении заявителю земельных участков в аренду без торгов.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Одновременно из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что также без проведения торгов предоставляются земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями ст. 39.14 ЗК РФ порядок предусматривает осуществление следующих действий:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В рассматриваемом случае, предусмотренные п.п. 1-6 действия были совершены как уполномоченным органом, так и заявителем.
Как следует из материалов дела, Постановлением исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 10.04.2020 г. N 229 по результатам рассмотрения заявления ООО "Нефтихимагропром" об утверждении схемы расположения земельных участков общей площадью 29 808074 кв.м., образуемых из земельного участка N 16:30:000000:1594, расположенного : Республика Татарстан, Нижнекамский муниципальный район, о предварительном согласовании предоставления 9 земельных участков ( NУ-3-ЗУ10, ЗУ 13), в соответствии с положениями пп. 12 п. 2 ст. 39.6, ст. 11.10, 39.15, 39.18 ЗК РФ, утверждена схема расположения земельных участков ЗУ 1 площадью 1 144 889 кв.м., ЗУ 2 площадью 126607 кв.м., ЗУ3 площадью 1 798 365 кв.м., ЗУ 4 площадью 547 209 кв.м., ЗУ5 площадью 84 835 кв.м., ЗУ6 площадью 70 862 кв.м.. ЗУ7 площадью 161 310 кв.м., ЗУ8 площадью 179 111 кв.м., ЗУ9 площадью 214 176 кв.м., ЗУ10 площадью 739896 кв.м., ЗУ11 площадью 24 378 кв.м., ЗУ12 площадью 1510157 кв.м., ЗУ13 площадью 21 255 714 кв.м., ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв.м., расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, образуемых из земельного участка N 16:30:000000:1594, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 2 указанного постановления земельным участкам, перечисленным выше, установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 3 указанного постановления предварительно согласовано предоставление на праве аренды заявителю земельных участков ЗУ3 площадь 1 798 365 кв.м., ЗУ 4 площадью 547 209 кв.м., ЗУ 5 площадью 84 835 кв.м., ЗУ6 площадью 70 862 кв.м., ЗУ7 площадью 161 310 кв.м., ЗУ8 площадью 179 111 кв.м., ЗУ9 площадью 214 176 кв.м., ЗУ10 площадью 739896 кв.м., ЗУ13 площадью 21 255 714 кв.м., ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Предоставление земельных участков, указанных выше возможно при условии проведения работ по их образованию в соответствии со схемой расположения земельных участков.
Срок действия данного постановления установлен в 2 года.
Постановлением исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 05.08.2020 г. N 522 в указанное выше постановление были внесены изменения:
утверждена схема расположения земельных участков ЗУ 1 площадью 1 144 889 кв.м., ЗУ 2 площадью 126 607 кв.м., ЗУ3 площадью 1 798 365 кв.м., ЗУ 4 площадью 547 209 кв.м., ЗУ5 площадью 84 835 кв.м., ЗУ6 площадью 70 862 кв.м.. ЗУ7 площадью 161 310 кв.м., ЗУ8 площадью 179 063 кв.м., ЗУ9 площадью 214 176 кв.м., ЗУ10 площадью 739 896 кв.м., ЗУ11 площадью 24 378 кв.м., ЗУ12 площадью 1 509 329 кв.м., ЗУ13 площадью 21 255 707 кв.м., ЗУ 14 площадью 1 950 565 кв.м., расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории, образуемых из земельного участка N 16:30:000000:1594, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в новой редакции.
Земельным участкам, указанным в пункте 1 настоящего постановления установлено разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Публичные процедуры в рамках рассмотрения заявления о предварительном согласовании представления заявителю земельных участков осуществлены посредством опубликования сообщения в печатном издании "Нижнекамская правда" N 16 (10637) от 04.03.2020 г.
Постановления исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, указанные выше, являются действующими, не отменены и не оспорены.
Доводы ответчика о наличии дополнительной заявки на участие в аукционе от гр. Хасанова А.И. судом рассмотрены, однако, данное обстоятельство не может свидетельствовать о невозможности предоставления земельных участков без публичных процедур, поскольку данная заявка была отозвана указанным претендентом, что было признано сторонами в ходе судебного заседания, сведений об иных заявках претендентов в материалах дела не имеется, ответчик на них не ссылается.
При этом доводы ответчика о том, что даже при наличии отозванной заявки второго претендента на земельный участок земельные участки должны были быть выставлены на публичные торги, а после признания их несостоявшимися, заявителю надлежало повторно проходить процедуру предварительного согласования с начала подачи заявления, судом признаются не основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно положениями п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.Поскольку решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков было принято Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района, соответственно, оснований, по которым участок не может быть предоставлен заявителю, в том числе, предусмотренных пп. 1-23 ст. 39.16 установлено уполномоченным органом не было.
Между тем, ответчиком на завершающем этапе, предусмотренном п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ, был дан отказ заявителю в заключении договора аренды со ссылкой на п.1, п.14 ст. 39.16 ЗК РФ, что, по своей сути, свидетельствует о непризнании ответчиком легитимности принятого ранее уполномоченным органом решения и проведенных в рамках ст.39.14 ЗК РФ процедур.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, и в том числе:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Рассмотрев представленные в деле документы, суд пришел к верному выводу о том, что основания для отказа заявителю, предусмотренные п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ отсутствуют.
Так, в соответствии с представленными в деле документами, к заявлению N 9 от 20.01.2021 г. заявителем было приложено письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 03.03.2020 г. о том, что ООО "Нефтехиагропром" (предыдущее наименование заявителя) является получателем государственной поддержки.
Помимо этого, в соответствии с письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 19.08.2021 г. ООО "Агромолл" является сельскохозяйственным товаропроизводителем, которому в 2020 году оказывалась поддержка в виде предоставления субсидий.
Доводы ответчика о том, что заявителем не были предоставлены документы, подтверждающие получение государственной поддержки в 2021 году, обоснованно отклонены судом, поскольку проверка заявителя на предмет соответствия требованиям п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уже была осуществлена уполномоченным органом в рамках рассмотрения заявления, поданного в 2020 году, доказательства получения государственной поддержки имеются в материалах дела. При этом, нормативно не определен перечень документов, которые могут выступать в качестве подтверждающих участие в государственных программах, как и период их действия.
В части оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ суд правомерно исходил из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пунктов 1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обусловлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на таком принципе как сохранение целевого использования земельных участков.
Пункт 1 статьи 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статья 79 названного закона регламентирует особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
Однако, градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (часть 6 статьи 36 ГрК РФ).
В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв.Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии приказом от 10.11.2020 г. N П/0412, принятого взамен классификатора, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Как указывает ответчик в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Простинское сельское поселение" испрашиваемые участки расположены в территориальной зоне СУ - земли сельскохозяйственных угодий.
Испрашиваемые заявителем земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для них установлено постановлением Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района от 05.08.2020 г. - для сельскохозяйственного производства, и не противоречит видам разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором.
Заявитель обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков и с заявлением о предоставлении в аренду именно для целей сельскохозяйственного производства в отсутствие каких-либо противоречий с установленной Правилами землепользования и застройки территориальной зоной и установленным видом разрешенного использования.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что генеральный план Простинского сельского поселения был утвержден решением от 12.09.2019 г. N 55, до установления вида разрешенного использования для испрашиваемых земельных участков.
Кроме того, из материалов дела не следует, что заявителем планируется осуществление на испрашиваемых земельных участках сельскохозяйственной деятельности, противоречащей целям использования земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правомерным отказа ответчика по основанию, предусмотренному п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.
Доводы ответчика о том, что на земельном участке с кадастровым номером 16:30:000000:3680 находятся объекты:
- газопровод низкого и среднего давления, собственник - муниципальное образование "Нижнекамский муниципальный район";
- газопровод высокого, среднего, низкого давления города Нижнекамск - собственник муниципальное образование "Нижнекамский муниципальный район";
- линейно-кабельное сооружение связи ОАО "Мегафон";
- линия воздушная ВЛ 110 кВ ПС Сидоровка - НКТЭЦ-1, и это является препятствием для отказа в предоставлении земельных участков в аренду, судом также рассмотрены и признаются несостоятельными.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 Земельного кодекса на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов, однако данное обстоятельство не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду.
Кроме того, как следует из представленных выписок из ЕГРН вышеперечисленные объекты расположены на земельном участке 16:30:000000:1594 (без указания координат), однако, данный участок был разделен в соответствии со схемой расположения земельных участков по постановлению Исполнительного комитета, образованы 14 новых участков, заявитель испрашивает 9 из 14 образованных участков, при этом ответчиком не представлено доказательств того, что данные объекты находятся именно на участках, испрашиваемых заявителем.
Суд пришел к правильному выводу о том, что приведенные ответчиком, как в оспариваемом письме, так и в ходе судебного заседания, основания для отказа в заключении договора аренды противоречат обстоятельства дела и не основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" доводы были предметом подробного исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Основания отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду, изложенные в оспариваемом заявителем письме ответчика исх.N 935/ИхП от 09.04.2021, не подтверждены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2021 года по делу N А65-16684/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16684/2021
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Агромолл", с.Верхняя Уратьма
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27311/2022
10.11.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15627/2022
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17310/2022
28.01.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19814/2021
15.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16684/2021