г. Санкт-Петербург |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А56-62441/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Альшанников Д.О. по доверенности от 30.06.2021
от заинтересованного лица: Скоркина Е.В. по доверенности от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38517/2021) АО "Авиакомпания "Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.10.2021 по делу N А56-62441/2021 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению АО "Авиакомпания "Россия"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление, заинтересованное лицо) N 78-00-04/27-0480- 2021 от 29.06.2021.
Решением суда от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным оспариваемое предписание Управления. Податель жалобы указывает на недоказанность выявленных административным органом обстоятельств, ссылается на неисполнимость предписания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.06.2021 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу (далее - Роспотребнадзор) в отношении АО "Авиакомпания "Россия" проведена внеплановая выездная проверка на основании Распоряжения N 78-00-04/19-2256-2021 от 01.06.2021 года, по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д.41, по факту которой выявлены нарушения обязательных требований действующего санитарного законодательства: ст.ст. 11,24,29,39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения". Приложения 1 Таблицы N57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.2.20 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой короновирусной инфекции (CОVID-19)", п.6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика CОVID-19", а именно:
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту ООО "Международный аэропорт "Симферополь" после выполнения рейса 09.06.2021 FV 6891 по маршруту следования Санкт-Петербург - Симферополь, что является нарушением требований регламентированных: Приложением 1 Таблицы N 57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика CОVID-19".
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту г. Ростов, Аэропорт Платов после выполнения рейса 10.06.2021 FV 6371 по маршруту следования Санкт-Петербург - Ростов, что является нарушением требований регламентированных Приложением 1 Таблицы N 57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту ПАО "Аэропорт Мурманск" после выполнения рейса 15.06.2021 FV 6341 по маршруту следования Санкт-Петербург - Мурманск, что является нарушением требований регламентированных Приложением 1 Таблицы N 57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту Международный аэропорт Храброво г. Калининград после выполнения рейса 15.06.2021 FV 6325 по маршруту следования Санкт-Петербург - Калининград, что является нарушением требований регламентированных Приложением 1 Таблицы N °57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту АО "Международный аэропорт Нижний Новгород" после выполнения рейса 15.06.2021 FV 6105 по маршруту следования Санкт-Петербург - Нижний Новгород, что является нарушением требований регламентированных Приложением 1 Таблицы N 57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
- не представлен акт выполненных работ, либо иной другой документ, подтверждающий проведение профилактической дезинфекции воздушного судна во внебазовом аэропорту ОАО "Международный аэропорт Минеральные воды" после выполнения рейса 15.06.2021 FV 6355 по маршруту следования Санкт-Петербург - Минеральные воды, что является нарушением требований регламентированных Приложением 1 Таблицы N 57 СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", п.4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 6.1 MP 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19".
По итогам проведённой внеплановой выездной проверки составлен акт N 78-00-04/19-2256-2021 от 28.06.2021.
Управлением 29.06.2021 выдано предписание N 78-00-04/27-0480-2021 об устранении выявленных нарушений законодательства.
Не согласившись с указанным предписанием Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с преамбулой Закона N 52-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 11 Закона N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу пункта 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" утверждены Санитарные правила 3.1.3597-20, устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4, пунктом 6.1 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на ''разрыв'' механизма передачи инфекции, в том числе является организация дезинфекционного режима на транспорте, а также дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
В соответствии с пунктом 6.1 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Профилактика инфекционных заболеваний. Эпидемиология и профилактика COVID19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020, одним из важнейших мероприятий по снижению рисков распространения COVID-19 является дезинфекция.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства из различных химических групп, зарегистрированные в установленном порядке, в инструкциях по применению которых есть режимы для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Нормативно-правовыми актами, нормирующими охрану здоровья населения, профилактику возникновения и предотвращение распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также обеспечение безопасных условий эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры является СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры" (далее - СП 2.5.3650-20).
В соответствии с "Требованием проведения мероприятий по профилактической дезинфекции" периодичность проведения дезинфекции воздушных судов (кабин пилотов, пассажирских салонов, кухонных отсеков, туалетных кабин ВС, пассажирских кресел, ручек дверей, багажных полок, выходных сопел системы кондиционирования с применением дезинфицирующих средств, допущенных к применению на ВС, путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей (табл. 57 прилож. 1 СП 2.53650-20) регламентировано после каждого рейса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Обществом представлены Акты за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию, из которых не представляется возможным установить проведение в период действия ограничительных мероприятий по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 профилактических дезинфицирующих мероприятий воздушных судов с применением дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке.
Кроме того, в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие прохождение профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказание первой доврачебной помощи в случае отравления дезинфекционными средствами сотрудниками наземной бригады АО "Авиакомпания "Россия", осуществляющими проведение дезинфекции воздушных судов либо документ о прохождении инструктажа сотрудниками Общества по проведению в период эпидемиологической ситуации дезинфекционных мероприятий.
Неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы подателя жалобы о неисполнимости предписания правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку оспариваемое предписание содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения.
Более того, в случае неясности или невозможности выполнения предписания в установленный срок заявитель был не лишен возможности обратиться в административный орган с заявлением о разъяснении способа исполнения предписания. Доказательств совершения указанных действий материалы дела не содержат.
С учетом вышеизложенного судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 октября 2021 года по делу N А56-62441/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Авиакомпания "Россия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62441/2021
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "РОССИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу