г. Вологда |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А05-8497/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 января 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Рогатенко Л.Н. и Фирсова А.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Тимме, д. 22" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2021 года по делу N А05-8497/2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, г.Архангельск, пл.В.И.Ленина, д. 5; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к товариществу собственников жилья "Тимме, д. 22" (ОГРН 1202900003723, ИНН 2901301825; адрес: 163051, г. Архангельск, ул. Тимме Я., д. 22, кв. 189; далее - Товарищество, ТСЖ) о возложении обязанности в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 13.02.2020 N 285 "Об утверждении Порядка определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", Правилами благоустройства города Архангельска, утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581, Порядком согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования "Город Архангельск" не требуется разрешения на строительство, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 22.03.2019 N 390, организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для дома N 22, расположенного на ул. Тимме Я. в городе Архангельске, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу (лист дела 43).
Решением суда от 06 октября 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Товарищество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что принятым решением суд обязал ответчика оборудовать вторую контейнерную площадку за счет собственников многоквартирного дома при отсутствии на то оснований. Отсутствие заявки от Товарищества на включение в реестр контейнерных площадок места накопления отходов, а также отсутствие такого решения со стороны муниципального образования, по мнению ответчика, не может являться основанием для возложения на Товарищество обязанности организовать место накопления отходов. Податель жалобы утверждает, что место образования отходов существует. Указывает также на то, что местом образования отходов в районе дома N 18, расположенного на ул. Тимме в г. Архангельске, пользуются жители иных многоквартирных домов, находящихся под управлением иных управляющих организаций.
Администрация в отзыве не согласилась с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, Товарищество управляет многоквартирным домом N 22, расположенным на ул. Якова Тимме в г. Архангельске.
Между Администрацией, как собственником ряда помещений в указанном многоквартирном жилом доме, и ТСЖ заключен договор от 30.03.2021 на оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома и предоставление коммунальных услуг пользователям помещений многоквартирного дома (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора ТСЖ в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению общим имуществом многоквартирного дома, предоставлять услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению, водоотведению, газоснабжению, и обращению с твердыми коммунальными отходами пользователям помещений и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
В соответствии с пунктом 2.4 договора услуги и работы по содержанию общего имущества в доме предоставляются ТСЖ в объемах не менее минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в доме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (приложение 2 к договору).
Согласно приложению 2 к договору ТСЖ обязалось выполнять работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе осуществлять незамедлительный вывоз ТБО при накоплении более 2,5 куб. м, организовать места накопления ТБО, сбор отходов I - IV классов опасности и их передачу в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (пункт 4 раздела III "Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме").
Из актов обследования от 16.09.2020 и от 21.06.2021 следует, что место сбора ТКО находящегося в районе дома 18 на ул. Тимме, которое используется, в том числе, жильцами дома 22 на ул. Тимме, находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: все контейнеры на площадке переполнены, отсек для крупногабаритных отходов захламлен, оборудование контейнерной площадки не соответствует пункту 10.11.9 Правил благоустройства города Архангельска.
Администрацией Октябрьского территориального округа Администрации муниципального образования "Город Архангельск" в адрес ответчика вынесены предостережения от 07.04.2021 N 30-58/26 и от 21.06.2021 N 30-58/71 с требованием организовать надлежащим образом место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов.
Ссылаясь на то, что ответчик как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества вышеуказанного дома, у которого отсутствует оборудованная надлежащим образом контейнерная площадка для сбора ТКО, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 1 статьи 161 данного Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Товарищество, как организацию по обслуживанию МКД, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно на Товарищество возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД.
Постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 утвержден Порядок определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Порядка обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида несут их владельцы, в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилыми домами.
Пунктом 2.9 Порядка предусмотрено, что по результатам обследования территории уполномоченной комиссией составляется акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов (приложение 5 к Порядку).
При определении места накопления ТКО на территории общего пользования утвержденный акт об определении места их накопления является основанием для обращения заявителя в Департамент градостроительства администрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" (с изменениями и дополнениями) (пункт 2.12 Порядка).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что именно ответчик как организация, обслуживающая МКД и осуществляющая содержание его общего имущества, в порядке, предусмотренном выше приведенными нормами, обязан оборудовать контейнерную площадку для сбора ТКО для МКД.
Доказательств, свидетельствующих об организации Товариществом места накопления ТКО для МКД в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом требований, предусмотренных Порядком, в том числе в месте фактического размещения отходов, на которое ссылается податель жалобы, ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не представлено.
Таких доказательств не предъявлено Товариществом и в суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного и того, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2021 года по делу N А05-8497/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Тимме, д. 22" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8497/2021
Истец: Администрация городского округа "Город Архангельск"
Ответчик: ТСЖ " Тимме, д. 22"