г. Москва |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А40-103201/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Е.В.Пронниковой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
ООО "Юст-Офис"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2021
по делу N А40-103201/21
по заявлению ООО "Юст-Офис"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) Департамент городского имущества города Москвы,
2) ООО "Виолан Эстейт"
о признании незаконными действий; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Сироткин А.Б. по дов. от 17.05.2021; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юст-Офис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по г. Москве (далее - ответчик, Управление) по постановке на кадастровый учёт земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 45, стр. 2, кадастровый номер 77:01:0001057:3960; о возложении на Управление Росреестра по г. Москве обязанности снять с кадастрового учёта земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 45, стр. 2, кадастровый номер 77:01:0001057:3960.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, ООО "ЮСТ-Офис" стало известно о том, что 17.02.2021 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) на кадастровый учёт поставлен вновь образованный земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 45, стр. 2 (далее - Спорный участок), которому присвоен кадастровый номер 77:01:0001057:3960.
Как указывает заявитель, спорный участок находится в собственности города Москвы и образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:113 из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В то же время, как считает заявитель, являющийся арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:114, его участок является смежным по отношению к спорному участку, и предоставлен заявителю для целей эксплуатации административного здания по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43 (далее - Здание).
О намерении образовать спорный участок ООО "ЮСТ-Офис" стало известно из извещения от 28.02.2020 о согласовании местоположения границ земельного участка, полученного от кадастрового инженера Евсютина Д.А. В ответ на указанное извещение ООО "ЮСТ-Офис" в установленном порядке и сроки уведомило кадастрового инженера о своем отказе согласовать местоположение границ спорного участка. К своему уведомлению ООО "ЮСТ-Офис" приложило заключение специалиста в области строительно-технического экспертного исследования по обследованию арки дома и пролегающей территории дома N 43, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, от 06.03.2020 N 128-01-2020, в котором специалист пришел к выводам о том, что проект установления границ спорного участка не соответствует нормам и правилам проектирования планировки и застройки г. Москвы, санитарным правилам и нормам и исключает подъезд спецтехники, в том числе к пожарным гидрантам, необходимый для обслуживания здания, расположенного по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 43. Также специалист предложил альтернативный проекту межевания вариант планировки территории, отвечающий требованиям действующего законодательства и учитывающий интересы всех землепользователей.
В итоге заявитель границы спорного участка не согласовал.
Посчитав, что действия Управления Росреестра по г. Москве, выразившиеся в постановке спорного участка на кадастровый учёт, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что спорный участок поставлен на кадастровый учёт с нарушением установленной законом процедуры, а именно: до разрешения в установленном порядке споров о местоположении его границ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия Управления являются законными и прав Общества не нарушают.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ООО "Волзар Сервис" действует договор аренды от 26.12.2002 N М-01-022669 в отношении земельного участка с кадастровым номером: 77:01:0001057:113, расположенного по адресу: г. Москва, переулок Сивцев Вражек, 45/2.
Земельный участок был предоставлен Департаментом ООО "Волзар Сервис" в аренду площадью 220 кв. м., рядом с землями государственной собственности, не предоставленными гражданам и юридическим лицам. Данная территория неразграниченных земель государственной собственности не обременена правами третьих лиц и отведена проектом межевания для эксплуатации административного здания ООО "Волзар Сервис".
Зданию по адресу: г. Москва, переулок Сивцев Вражек, 45/2, отведен земельный участок 0,062 га для целей эксплуатации. При этом в аренду ООО "Волзар Сервис" был предоставлен земельный участок меньшей площадью, что не соответствует утвержденному проекту межевания.
Распоряжением Департамента от 22.09.2016 N 27117 утвержден проект межевания квартала N 174 района Хамовники.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента от 22.10.2020 N 35297 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:113 и земель, находящихся в государственной собственности.
Согласно пункту 5 указанного выше распоряжения Департамента проектная площадь подлежащего образованию земельного участка составляет 600 кв. м. и подлежит уточнению при проведении кадастровых работ.
Пунктом 7 указанного выше распоряжения Департамента установлено согласиться с предоставлением заявителю подлежащего образованию земельного участка для целей эксплуатации нежилого здания.
Пунктом 8 указанного выше распоряжения Департамента установлено, что заявитель вправе обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка.
Указанное распоряжение направлено в адрес ООО "ВОЛЗАР СЕРВИС" письмом от 17.11.2020. ООО "ВОЛЗАР СЕРВИС" дало согласие на образование земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
ООО "ВОЛЗАР СЕРВИС" подготовлен межевой план, который согласован Департаментом и направлен в Управление.
При этом, как было установлено Департаментом, границы образованного и поставленного на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:3960 соответствуют границам по проекту межевания квартала, утвержденного распоряжением Департамента от 22.09.2016 N 27117. Пересечений границ со смежными земельными участками не имеется.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001057:3960 образован в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Департамента от 22.09.2016 N 27117.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:113, расположенного по адресу: Москва, Сивцев Вражек, земельный участок 45/2.
В ходе рассмотрения поступивших документов, Управлением было установлено, что согласно сведениям ЕГРН перераспределенный земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001057:113 расположен в границе зоны "Территория объекта культурного наследия". Режим использования земель утвержден приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 28.05.2018 N 405, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из кадастра недвижимости.
В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствие с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований государственного кадастрового учета являются, в том числе и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно требованиям статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Согласно заключению кадастрового инженера Евсютина Д.А., изложенному в межевом плане, смежными с образуемым земельным участком являются земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0001057:44, 77:01:0001057:95, 77:01:0001057:102, находящиеся в собственности города Москвы. Департаментом городского имущества Управлению был представлен акт согласования местоположения границ земельного участка, согласно которому местоположение границ согласовано.
Таким образом, представленный Департаментом межевой план подготовлен в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 22.10.2020 N 35297 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", предполагающим образование земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:113 с землями, находящимися в государственной собственности.
Указанный межевой план соответствует положениям Закона N 218-ФЗ и Требованиям.
С учетом изложенного судом установлено, что участок заявителя с кадастровым номером 77:01:0001057:114 не является смежным с образованным земельным участком (спорный участок) с кадастровым номером 77:01:0001057:3960.
Также судом верно определено, что координаты границ земельного участка заявителя определены и внесены в ЕГРН, что свидетельствует о согласованности его границ, спор о границах земельного участка заявителя с кадастровым номером 77:01:0001057:114 отсутствует.
У Департамента отсутствует обязанность согласовывать с заявителем вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001057:3960, поскольку указанный участок не граничит с земельным участком заявителя.
Следовательно, у Управления отсутствовали препятствия для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что кадастровым инженером Евсютиным Д.А. был подготовлен новый межевой план, в соответствии с которым образуемый земельный участок уже не являлся смежным с земельным участком заявителя с кадастровым номером 77:01:0001057:114 с учетом отступления от границ земельного участка заявителя на несколько сантиметров. Установление границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:3960 в соответствии с новым межевым планом формально не требует согласования с заявителем, новый межевой план и был представлен Департаментом в Управление для осуществления постановки земельного участка на кадастровый учет. Изложенное, по мнению Общества, свидетельствует о злоупотреблении правом с целью не согласовывать границы образованного земельного участка с заявителем.
Апелляционная коллегия полагает, что указанные доводы не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Оспариваемые действия Управления по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:3960 были совершены в полном соответствии с Законом N 218-ФЗ, злоупотребления правом со стороны Управления судом не установлено.
Как правильно указал суд, межевание участка было произведено на основании распоряжения Департамента от 22.10.2020 N 35297 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка", которым была утверждена схема расположения земельного участка, подлежащего образованию путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001057:113 и земель, находящихся в государственной собственности, доказательств обжалования и признания незаконным в установленном законом порядке которого заявителем не представлено.
Заявителем также не представлено доказательств того, что оспариваемые действия Управления по постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося в государственной собственности, каким-либо образом нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае отсутствует.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2021 по делу N А40-103201/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103201/2021
Истец: ООО "ЮСТ-ОФИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ