город Москва |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А40-178161/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы "Школа N 1596"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2021
по делу N А40-178161/21
по исковому заявлению Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области
к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Москвы "Школа N 1596" (ИНН: 7732117313)
о взыскании финансовой санкции;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2021 с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы "Школа N 1596" взысканы штрафные санкции в размере 220.000 руб., в удовлетворении остальной части требований, отказано.
Не согласившись с решением суда, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, снизить размер штрафных санкций ниже назначенного судом, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 228, ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что учреждением представлены за отчетный период сентябрь 2020 отчет по форме СЗВ-М 421 застрахованных лиц 09.03.2021, за отчетный период 2020 отчет по форме СЗВ-Стаж на 459 застрахованных лиц 11.03.2021, то есть с нарушением установленных сроков.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были составлены акты от 18.03.2021 N 087S18210077344 и N 087S18210077370 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионным органом приняты решения от 08.04.2021 N 087S1910089253 и N 087S1910089254, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 за несвоевременное представление в установленные сроки сведений в отношении 421 по форме СЗВ-М и 459 по форме СЗВ-Стаж застрахованных лицах, штраф определен в размере 229.500 руб. и 210.500 руб., выставлены требования для добровольной оплаты финансовой санкции в сумме 440.000 руб.
Денежные средства до настоящего времени в бюджет Пенсионного фонда не поступили.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа N 1596" зарегистрировано в качестве страхователя.
Согласно абз. 3 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляются по форме определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (форма СЗВ-стаж).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2020 истекает 01.03.2021.
Учреждением отчетность по форме СЗВ-Стаж представлена 11.03.2021, по форме СЗВ-М представлена 09.03.2021 в нарушение срока, установленного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
По факту нарушения, Пенсионным фондом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
С учетом положений Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае к правоотношениям о привлечении к ответственности подлежат применению положения установленные постановлением N 2-П о возможности уменьшения штрафа в случае установления смягчающих обстоятельств в делах об обжаловании решении пенсионного органа о привлечении к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение приводит доводы о невозможности своевременно направить отчетность в период действия ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Правоотношения в части применения мер ответственности за совершенные публичные правонарушения в рассматриваемом случае урегулированы Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из приведенной нормы следует, что право оценки обстоятельств, заявленных организацией в качестве смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принадлежит суду как самостоятельному правоприменителю.
В силу п. 3 ст. 114 названного Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Согласно абз. 2 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Кроме того, необходимо отметить, что право суда на снижение размера подлежащей взысканию налоговой санкции не ограничено и максимальным пределом.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", применив аналогию закона и принимая во внимание то, что учреждение является образовательным (школа) с учетом обстоятельств, связанных с карантинными мероприятиями, ограничениями, направленными на нераспространение инфекции, соблюдения режима самоизоляции сотрудниками учреждения, которые переведены на удаленную работу, при этом техническое обустройство рабочих мест в домашних условиях не позволяет в полной мере выполнять работу, в том числе подписание заявлений (отчетности), сканирование документов, без чего невозможно осуществить своевременную подачу документов, учитывая принципы соразмерности и справедливости наказания, характер и тяжесть совершенного правонарушения, отсутствие недоимки в бюджет, отсутствие умысла, незначительный период просрочки (то есть судом установлены обстоятельства для уменьшения размера штрафа более чем в 2 раза) считает возможным снизить размер штрафа до 3.000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2021 по делу N А40-178161/21 изменить.
Взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы "Школа N 1596" штраф за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 и по форме СЗВ-Стаж за 2020 в размере 3.000 руб.
В оставшейся части в удовлетворении требований Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Маркова Т.Т. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178161/2021
Истец: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N2 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ШКОЛА N 1596"