город Омск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А70-13346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14959/2021) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2021 по делу N А70-13346/2021 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Манайский" (ОГРН 1137232063286, ИНН 7207013320, адрес: 627194, Тюменская область, район Упоровский, с. Нижнеманай, ул. Нижнеманайская, д. 69/3) к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Хохрякова, д. 47) о признании незаконным уведомления о возврате субсидий,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "МаякАгро" (до изменения наименования - общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Манайский") Порядина Анна Сергеевна по доверенности от 29.12.2021 сроком до 29.12.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрокомплекс Манайский" (далее - ООО "Агрокомплекс Манайский", общество, заявитель) (с 21.12.2021 - общество с ограниченной ответственностью "МаякАгро", далее - ООО "МаякАгро") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент АПК Тюменской области, Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления о возврате субсидий от 20.07.2021 N 19/4168-21 на сумму 25 278 435 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2021 по делу N А70-13346/2021 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным вынесенное Департаментом уведомление о возврате субсидий от 20.07.2021 N 19/4168-21 на сумму 25 278 435 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на недостоверность зоотехнического учета в обществе, предоставление недостоверной информации в Департамент; обращает внимание на то, что в возражениях на акт проверки общество согласилось с выявленными нарушениями.
От ООО "Агрокомплекс Манайский" поступил отзыв на жалобу на определение Арбитражного суда Тюменской области от 30.07.2021 о принятии обеспечительных мер в рамках дела N А70-13346/2021, который судом апелляционной не принимается, поскольку не относится к предмету спора.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "МаякАгро" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и ООО "Агрокомплекс Манайский" были заключены договоры о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение части стоимости предметов лизинга, полученных по договорам финансовой аренды (лизинга, (сублизинга)), от 16.07.2020 N 04/134-20, от 27.07.2020 N 04/148-20, от 28.12.2020 NN 04/320-20, 04/344-20, а также договор о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на техническое и технологическое оснащение и (или) перевооружение в животноводстве от 29.12.2020 N 04/380-20.
В соответствии с названными договорами обществу были предоставлены из областного бюджета субсидии на общую сумму 25 278 435 руб.
Согласно пункту 6.3.3 договора от 29.12.2020 N 04/380-20 получатель обязан обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии в соответствии с приложением N 1 к договору.
Приложением N 1 к данному договору установлены показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии. Таким показателем является сохранение поголовья крупного рогатого скота (далее также КРС) в количестве 1991 головы в течение пяти лет со дня получения субсидии по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, за исключением случаев снижения поголовья, установленных Порядком предоставления субсидии.
Согласно пункту 5.1 договора от 29.12.2020 N 04/380-20 в случае, если получателем допущены нарушения условий предоставления субсидии, а также в иных случаях в соответствии с Порядком предоставления субсидии, субсидии подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с Порядком предоставления субсидии.
На основании приказа Департамента от 22.04.2021 N 34-адм в отношении ООО "Агрокомплекс Манайский" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии по договорам за 2018 - 2020 годы, результаты которой оформлены актом от 28.05.2021.
Согласно акту к проверке представлены отчеты движения скота и птицы на ферме (форма N СП-51) за декабрь 2018 года, 2019 год, ежемесячные за 2020 год. Согласно форме N СП51 за декабрь 2019 года наличие поголовья на конец месяца 2019 года в разрезе половозрастных групп не соответствует наличию поголовья на начало месяца, отраженного в форме N СП-51 за январь 2020 года.
Обществом не были представлены соответствующие документы за 2019 год, в связи с чем Департамент не смог проверить количество голов КРС за 2020 год и сделал вывод о невыполнении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
В ходе проверки Департаментом также была учтена информация о количестве поголовья КРС, содержащаяся в справке ГАУ ТО "Заводоуковский межрайонный центр ветеринарии" от 07.06.2021, согласно которой количество КРС за 2019 год составило 2003 головы. По данным зоотехнического учета общества по состоянию на 31.12.2019 поголовье КРС составило 1991 голову.
Вывод Департамента о количестве поголовья КРС за 2020 год основан на предоставлении недостоверной отчетности общества.
Не согласившись с результатами проверки, ООО "Агрокомплекс Манайский" направило возражения на акт, в которых указало, что справка от 07.06.2021 содержит ошибочные данные по количеству голов. 17.06.2021 заведующим отделом по Упоровскому району ГАУ ТО "Заводоуковский межрайонный центр ветеринарии" составлена новая справка, согласно которой количество голов в 2020 году составляет 1991 голов, в 2021 году - 1992 голов.
Данные возражения не были приняты Департаментом и по результатам проверки в адрес общества направлено уведомление о возврате субсидий от 20.07.2021 N 19/4168-21 на сумму 25 278 435 руб.
Не соглашаясь с решением Департамента, ООО "Агрокомплекс Манайский" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
26.10.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются па безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность получателя субсидии по ее возврату в случае нарушения условий ее предоставления.
Постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2017 N 70-п утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из средств областного бюджета на техническое и технологическое оснащение и перевооружение в агропромышленном комплексе Тюменской области (далее - Положение).
Пунктом 2.18 Положения предусмотрен порядок возврата субсидий.
Согласно пункту 2.18.1 Положения при получении Департаментом АПК Тюменской области представления от органов государственного финансового контроля, указывающего на выявленные нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, Департамент в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, направляет получателю уведомление о возврате субсидий в областной бюджет в полном объеме с указанием платежных реквизитов.
Так, получатель осуществляет возврат средств в областной бюджет в случае, если им не достигнуты значения показателей результативности использования субсидий, установленные договором о предоставлении субсидии (пункт 2.18.3 Положения), не достигнуты значения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в пункте 2.22 настоящего Положения (пункт 2.18.4 Положения), не достигнуты результаты предоставления субсидий, установленные договором субсидирования в соответствии с пунктом 2.22 настоящего Положения (пункт 2.18.5 Положения).
Пунктом 2.22 Положения предусмотрено, что результаты предоставления субсидии и показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, значение которых устанавливаются в договоре о предоставлении субсидии в зависимости от направления предоставления субсидии.
Согласно пункту 2.22.1 Положения при предоставлении субсидий на возмещение части затрат на техническое и технологическое оснащение и (или) техническое перевооружение в животноводстве (для крупного рогатого скота и коз) таким показателем является сохранение поголовья крупного рогатого скота и (или) коз в течение пяти лет со дня получения субсидии по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, за исключением случаев снижения поголовья в результате оздоровления хозяйства от заразных болезней животных на основании уведомления исполнительного органа государственной власти Тюменской области, уполномоченного в области ветеринарии, или стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 2.23 Положения одним из общих условий предоставления субсидий Получателям является предоставление им достоверной информации (пункт 2.23.1 Положения), предоставление отчетности о достижении результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в договоре о предоставлении субсидии, а также отчетов, установленных пунктом 3.1 настоящего Положения (пункт 2.23.5 Положения).
Как указано выше, договором от 29.12.2020 N 04/380-20 установлены показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, которые заявитель должен выполнять. Таким показателем является сохранение поголовья крупного рогатого скота в количестве 1991 головы в течение пяти лет со дня получения субсидии по отношению к уровню поголовья на начало года, в котором предоставлена субсидия, за исключением случаев снижения поголовья в результате оздоровления хозяйства от заразных болезней животных на основании уведомления исполнительного органа государственной власти Тюменской области, уполномоченного в области ветеринарии, или стихийных бедствий.
Обществом в материалы дела представлена справка ГАУ ТО "Заводоуковский межрайонный центр ветеринарии" от 17.06.2021, из которой следует, что поголовье КРС в 2020 году составляет 1991 голов, в 2021 году - 1992 голов.
Довод заинтересованного лица о недостоверности зоотехнического учета в обществе, предоставлении недостоверной информации в Департамент отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу Положения предоставление обществом недостоверных данных зоотехнического учета не является основанием для возврата субсидий в областной бюджет; сведения, представленные обществом, какими-либо доказательствами не опровергнуты, о фальсификации представленных документов не заявлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах факт несоблюдения получателем субсидии целей, для которых она выплачена, Департаментом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказан.
Ссылка подателя жалобы на то, что в возражениях на акт проверки общество согласилось с выявленными нарушениями, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку о несогласии с нарушениями свидетельствует оспаривание заявителем уведомления от 20.07.2021 N 19/4168-21.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение о признании уведомления Департамента о возврате субсидий от 20.07.2021 N 19/4168-21 незаконным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.10.2021 по делу N А70-13346/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13346/2021
Истец: ООО "АГРОКОМПЛЕКС МАНАЙСКИЙ"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области