г. Владимир |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А11-11084/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Белякова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (ИНН 3329088445, ОГРН 1163328068200) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.11.2021 по делу N А11-11084/2021, принятое по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (ИНН 3329088445, ОГРН 1163328068200) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" - Гордеева О.Ю. по доверенности от 09.01.2020 N 1 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Управление) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Владтеплоресурс" (далее по тексту - Общество) к административной ответственности предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неисполнение обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 25.08.2021 N 9.2-РП/213-0000првн-Пр/0546-2021.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир".
Решением от 22.11.2021 в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" указывает, что обращение Общества в несколько кредитных организаций для получения банковской гарантии не свидетельствует о надлежащем исполнении покупателем требований действующего законодательства; по мнению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир", в материалах дела отсутствуют доказательства, что Обществом исчерпана возможность предоставления кредитными учреждениями банковских гарантий, в том числе, посредством обращения в иные банки за предоставлением кредитных средств для погашения задолженности, кроме того не представлено доказательств обращения за предоставлением залога или поручительства.
Представитель Общества в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 1 статьи 25 указанного Федерального закона на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 утверждены Правилами поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа), которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Согласно пункту 40(1) Правил поставки газа покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия покупателя - теплоснабжающей организации критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается умноженный на коэффициент 0,6 размер задолженности теплоснабжающей организации перед поставщиком по оплате газа, подтверждённый вступившим в законную силу решением суда или признанный теплоснабжающей организацией.
Документами, свидетельствующими о признании покупателем задолженности перед поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие покупателя с фактом наличия задолженности перед поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между поставщиком и покупателем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом покупателя, или иной документ).
В силу пункта 40(2) Правил поставки газа поставщик определяет покупателя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 40(1) настоящих Правил покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности покупателя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа; величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате газа; срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Пунктом 40(3) Правил поставки газа установлено, что величина обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, подлежащего предоставлению покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, определяется поставщиком и не может превышать размер задолженности покупателя по оплате газа, послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 40(4) Правил поставки газа покупатель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 40(1) настоящих Правил критерию, обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа на срок, определяемый поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Пунктом 40(5) Правил поставки газа предусмотрено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, определяется поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения покупателем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа.
Согласно пункту 40(6) Правил поставки газа обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется покупателем, который соответствует предусмотренному абзацем 1 пункта 40(1) Правил поставки газа критерию и определен поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа. По согласованию с поставщиком покупателем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" (поставщик) и Обществом (покупатель) заключен договор поставки газа от 01.11.2017 N К01-10/3529-18.
Во исполнение условий рассматриваемого договора обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" в период с ноября 2020 года по март 2021 года поставило Обществу газ и выставило для оплаты счета-фактуры от 30.11.2020 N 1450925/11/5, от 31.12.2020 N1450925/12/6, от 31.01.2021 N 1450925/1/4, от 28.02.2021 N 1450925/2/2, от 31.03.2021 N 1450925/3/7 на общую сумму 24 307 904 рубля 15 копеек.
Поставленный ресурс Общество не оплатило, в связи с чем у него образовалась задолженность по оплате в размере 19 737 439 рублей 68 копеек, что превышает двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" направило в адрес Общества уведомление от 30.04.2021 N СП-01/2739 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа в размере 9 723 161 рубля 66 копеек в срок не позднее 60 дней со дня получения данного уведомления.
В течение указанного в уведомлении срока Общество не представило обеспечение исполнения обязательств, в связи с чем Управление пришло к обоснованному выводу о наличии события вменённого Обществу правонарушения.
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Общество предпринимало меры в целях получения необходимого обеспечения исполнения обязательства перед поставщиком. В частности Общество направило в администрацию Гусь-Хрустального района запрос с просьбой предоставить муниципальную гарантию (ответ не получен). Кроме того, Общество направляло запросы о предоставлении коммерческих предложений в банки, отвечающие требованиям, установленным статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации: Тинькофф банк (запрос от 11.05.2021 N 344), Промсвязьбанк (запрос от 11.05.2021 N 345), Московский индустриальный банк (запрос от 11.05.2021 N 343), Сбербанк (запрос от 11.05.2021 N 347), Росбанк (запрос от 11.05.2021 N 346), Россельхозбанк (запрос от 11.05.2021 N342).
Однако в адрес Общества поступили отказы в предоставлении банковской гарантии (Тинькофф банк от 09.06.2021 N 5-6995165415064; Промсвязьбанк от 26.05.2021 N00-04/644; Московский индустриальный банк от 16.06.2021 N26-05-05/870; Сбербанк от 18.06.2021 N8611-64-исх/56).
Также в адрес Общества вернулось почтовое уведомление, свидетельствующее о получении Росбанком запроса 17.05.2021, ответ Росбанка в адрес Общества не поступил. Письмо, направленное в Россельхозбанк, вернулось в адрес Общества.
Письмами от 25.05.2021 N 375, от 16.08.2021 N 596 Общество сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" о невозможности предоставить банковскую гарантию.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Обществом были предприняты предусмотренные действующим законодательством меры по предоставлению испрашиваемого обеспечения исполнения обязательств. Однако отказ в предоставлении соответствующего обеспечения был обусловлен волей третьих лиц.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае в деянии Общества вины и, соответственно, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.11.2021 по делу N А11-11084/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владимир" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11084/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: ООО "Владтеплоресурс"
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ВЛАДИМИР"