город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2022 г. |
дело N А53-27612/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р., рассмотрев без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
апелляционную жалобу ООО "Торговое предприятие"Меркурий"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2021
(Мотивированное решение от 29.11.2021) по делу N А53-27612/2021.
по заявлению ООО "Торговое предприятие "Меркурий"
к Департаменту потребительского рынка Ростовской области,
о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2021 N 762/2021 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности "Торговое предприятие "Меркурий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту потребительского рынка Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2021N 762/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 11.11.2021 (резолютивная часть) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированный текст решения изготовлен 29.11.2021.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-27612/2021 отменить; признать незаконным и отменить постановление от 01.07.2021 N 762/2021.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом потребительского рынка Ростовской области была проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества.
В соответствии с актом проверки от 13.05.2021 N 19 в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 03.07.2020 по 03.07.2020, копии товарно-транспортной накладной от 03.07.2020 N 112636 общество в обособленном структурном подразделении, находящемся по адресу: 347360, Ростовская обл., г. Волгодонск, ул.Пионерская, д.107, Литер А, 1 этаж, пом. III, ком. N 41.38.33, осуществило закупку алкогольной продукции и было обязано в течение 3 рабочих дней, в срок до 07.07.2020 по товарно-транспортной накладной от 03.07.2020 N 112636, направить заявку о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции.
Однако, согласно информации из базы транспорта, находящейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, товарно-транспортная накладная от 03.07.2020 N 112636 28.04.2021 имеет статус "принята", то есть обществом составлен Акт подтверждения с номером 112636 от 28.04.2021.
Таким образом, 08.07.2020 в нарушение требований п. 21 Правил N 1459 от 29.12.2015 и п. IV.I Приложения к Приказу N 84нот 15.06.2016, общество не направило заявку о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной алкогольной продукции, чем допустило правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений, директором департамента потребительского рынка Ростовской области 01.07.2021 в отношении общества было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности N 762/2021 по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (п. 2 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций определяются Правительством Российской Федерации.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) утверждены действующим в момент совершения правонарушения Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 21 Правил направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Пунктом IV.I приложения к действующему в момент совершения правонарушения приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" (далее - Приказ N 84н) установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о подтверждении приема или об отказе в приеме количества поставленной продукции представляется на каждую ТТН, полученную от поставщика продукции, в рамках приема которой получатель желает принять продукцию или по которым получатель не хочет принимать продукцию, в течение 3 рабочих дней для городских поселений или 7 рабочих дней для сельских поселений со дня фактического получения ими алкогольной продукции.
Судом первой инстанции в качестве доказательства вины заявителя обоснованно приняты представленные департаментом протокол об административном правонарушении N 762 от 27.05.2021, акт проверки от 13.05.2021 N 19, отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 03.07.2020 по 03.07.2021, копия товарно-транспортной накладной от 03.07.2020 N 112636, информация из базы транспорта, находящейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, по товарно-транспортной накладной от 03.07.2020 N 112636.
Данное нарушение допущено обществом вследствие непринятия мер по контролю за своевременной, достоверной фиксацией поставок (отгрузке) алкогольной продукции.
ООО "ТП "Меркурий" имело возможность для соблюдения вышеуказанных положений, так как обладало первичными документами, однако общество не предприняло всех необходимых мер, в результате чего им несвоевременно зафиксированы сведения о поставках алкогольной продукции.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не пропущен.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, равно как наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
Обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. (платежное поручение N 75 от 16.11.2021).
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем предприятию из федерального бюджета надлежит возвратить 3000 руб. государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2021 (мотивированное решение от 29.11.2021) по делу N А53-27612/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственности "Торговое предприятие "Меркурий" (ИНН6143070600, ОГРН 1086174000186) из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 75 от 16.11.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27612/2021
Истец: ООО "ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ