г. Чита |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А58-835/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Желтоухова Е.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2021 года по делу N А58-835/2021 по исковому заявлению муниципального бюджетного учреждения "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" (ИНН 1429006516, ОГРН 1141448010660) к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) о признании незаконными действий, обязании согласовать повторный допуск в эксплуатацию узлов учета,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)" (далее - истец, МБУ "ЕЭС" МР "Усть-Янский улус (район)") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к акционерному обществу "Теплоэнергосервис" (далее - ответчик, АО "Теплоэнергосервис") о признании незаконными действий по отказу в согласовании (утверждении) повторного допуска от 25.11.2020 в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на объектах: МБОУ "Нижнеянская СОШ", МБОУ "Усть-Янская СОШ", обязании согласовать повторный допуск в эксплуатацию указанных узлов учета, принять к учету отчеты о показаниях прибора учета тепловой энергии за период с 25.11.2020 по настоящее время, обязании рассчитать стоимость оплаты за тепловую энергию с 25.11.2020 по настоящее время, исходя из отчетов о показаниях прибора учета.
Представитель истца устно заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит:
- признать незаконными действия ответчика по отказу в согласовании (утверждении) повторного допуска от 25.11.2020 в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на объектах: МБОУ "Нижнеянская СОШ", МБОУ "Усть-Янская СОШ";
- обязать ответчика принять к учету отчеты о показаниях прибора учета тепловой энергии: за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 (по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ"); за период с 25.11.2020 до 20.09.2021 (по объекту МБОУ "Усть-Янская СОШ").
- обязать ответчика рассчитать стоимость оплаты за тепловую энергию, исходя из отчетов о показаниях прибора учета: за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 (по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ"); за период с 25.11.2020 до 20.09.2021 (по объекту МБОУ "Усть-Янская СОШ").
Судом уточнение исковых требований принято к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.11.2021 иск удовлетворить частично. Обязать АО "Теплоэнергосервис" принять к учету отчеты о показаниях прибора учета тепловой энергии за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ". Обязать АО "Теплоэнергосервис" рассчитать стоимость оплаты за тепловую энергию, исходя из отчетов о показаниях прибора учета за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ". В остальной части иска отказано. С АО "Теплоэнергосервис" в пользу МБУ "ЕЭС" МР "Усть-Янский улус (район)" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части частичного удовлетворения требований истца об обязании ответчика принять к учету отчеты о показаниях прибора учета тепловой энергии за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ" и рассчитать стоимость оплаты за тепловую энергию, исходя из отчетов о показаниях прибора учета за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ"; принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению апеллянта, потребитель не может оформлять акт периодической проверки узла учета, поскольку полномочиями по проверке правильности работы и установки узла учета тепловой энергии обладает представитель теплоснабжающей организации.
Как указывает заявитель жалобы, комиссией не был установлен факт исправности УУТЭ по спорному объекту на отопительный период 2020-2021 гг., как того требует п. 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - "Правила N 1034"). В нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства принятия тепловой энергии в ином объеме (не по нормативу потребления), а также уважительных причин, объясняющих его уклонение на протяжении нескольких месяцев от совместной периодической проверки готовности УУТЭ к эксплуатации и недопуск представителя ответчика к УУТЭ в спорный период.
Апеллянт отмечает, что ответчик неоднократно на протяжении нескольких месяцев предлагал истцу провести комиссионное обследование спорного объекта, о чем свидетельствует соответствующая переписка (письма приложены к отзыву на исковое заявление от 19.03.2021).
По мнению апеллянта, имеются основания для определения объемов поставленного ресурса расчетным способом по причине не проведения проверки готовности УУТЭ к эксплуатации по спорному объекту в установленном порядке на отопительный период 2020-2021 г.г.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт от 16.03.2019 N 03664, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять теплоэнергоресурсы на объекты теплоснабжения соответствующего качества и в объемах, определяемых договором, указанных в приложении N 1, а муниципальный заказчик обязуется оплачивать потребление теплоэнергоресурсов.
В соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта расчет количества потребляемых муниципальным заказчиком теплоэнергоресурсов производится по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013, Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. приказом Минстроя России N 99-пр от 17.03.2014, и приложением N 4 к настоящему муниципальному контракту.
Согласно пункту 4.4.1 муниципального контракта муниципальный заказчик самостоятельно платежным поручением оплачивает предъявленный теплоснабжающей организацией счет в следующем порядке:
а) 30 % плановой общей стоимости теплоэнергоресурсов, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18 числа текущего месяца;
б) оплата за фактически потребленные в истекшем месяце теплоэнергоресурсы с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Из приложений к муниципальному контракту следует, что поставка тепловой энергии осуществляется, в том числе на объекты: МБОУ "Нижнеянская СОШ" (п. Нижнеянск, ул. Набережная, д. 1), МБОУ "Усть-Янская СОШ" (с. Усть-Янск, д. 12).
На указанных объектах установлены приборы учета, о чем свидетельствуют акт ввода в эксплуатацию приборов учета с 06.09.2017 (МБОУ "Нижнеянская СОШ") (л.д. 39 т. 1), акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с 07.09.2017 (МБОУ "Усть-Янская СОШ").
Осенью 2020 года между сторонами велась переписка по поводу проверки узлов учета на спорных объектах.
Письмом от 18.11.2020 N 9/3120 директор Усть-Янского филиала АО "Теплоэнергосервис" сообщил истцу, что для допуска узлов учета тепловой энергии на объектах: МБОУ "Нижнеянская СОШ", МБОУ "Усть-Янская СОШ" необходимо направить ответственного представителя и согласовать дату выезда для проверки узлов учета не позднее 20.11.2020. Предлагаемая дата выезда ориентировочно 25.11.2020.
Истец в письме от 19.11.2020 N 913 сообщил о согласовании указанной даты выезда.
В письме от 24.11.2020 N 9/3143 ответчик обратился к истцу с просьбой перенести дату выезда ориентировочно на 30.11.2020 либо предоставить транспортное средство для совместного выезда в с. Усть-Янск и п. Нижнеянск в связи с отсутствием транспортных средств.
Истец в письме от 24.11.2020 N 922 указал ответчику не уклоняться от согласованной даты комиссионной проверки узлов учета, предложил осуществить допуск УУТЭ дистанционным методом. В случае неявки представителя комиссией составится акт ввода в эксплуатацию УУ 25.11.2020.
В письме от 25.11.2020 N 9/3164 ответчик вновь предложил перенести дату проверки узла учета тепловой энергии на более позднюю дату после открытия автозимника Усть-Куйга - Нижнеянск. Дистанционный допуск УУТЭ считает нецелесообразным.
Истец письмом от 27.11.2020 N 925 направил ответчику для утверждения акты периодической проверки узла учета тепловой энергии по спорным объектам.
Ответчик в письме от 04.12.2020 N 9/3280 пояснил истцу, что односторонние акты являются недействительными, предложил провести проверку в период с 08.12.2020 по 10.12.2020.
Сочтя действия ответчика по отказу в согласовании (утверждении) повторного допуска от 25.11.2020 в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор и принимая обжалуемый судебный акт, со ссылкой на статьи 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Пунктом 1 Правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) установлен порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: а) требования к приборам учета; б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения; в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем); г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Согласно пункту 68 указанных Правил акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Судом первой инстанции установлено, что объекты ответчика: МБОУ "Нижнеянская СОШ", МБОУ "Усть-Янская СОШ" оборудованы приборами учета тепловой энергии; узлы учета тепловой энергии в спорных объектах с приборами учета были введены в эксплуатацию с 06.09.2017 в МБОУ "Нижнеянская СОШ", с 07.09.2017 в МБОУ "Усть-Янская СОШ" (л.д. 39 т. 1, л.д. 79 т. 2).
Как следует из материалов дела, указанные узлы учета допускались в эксплуатацию: с 17.09.2018 по 20.06.2019 в МБОУ "Нижнеянская СОШ", с 20.09.2018 по 20.06.2019 в МБОУ "Усть-Янская СОШ"; с 31.08.2019 по 22.03.2020 в МБОУ "Усть-Янская СОШ", с 31.08.2019 по 06.06.2020 в МБОУ "Нижнеянская СОШ", что подтверждается двусторонними актами периодической проверки узла учета тепловой энергии (л.д. 36-38, 40 т. 1).
Вместе с тем, ответчик определил объемы поставленных ресурсов расчетным способом, исходя из того, что в 2020-2021 годах проверка приборов учета истца не проводилась.
В свою очередь, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (пункт 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 31 Правил N 1034).
Между тем, как верно установил суд первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о неисправности установленного в МБОУ "Нижнеянская СОШ" прибора учета в спорный период, вмешательства истца в его работу либо иных его действий, повлекших нарушение достоверности учетных данных, ответчиком не представлено, нарушений сроков поверки не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал обоснованным требование истца об обязании ответчика принять к учету отчеты о показаниях прибора учета тепловой энергии и рассчитать стоимость оплаты за тепловую энергию, исходя из отчетов о показаниях прибора учета за период с 25.11.2020 до 17.09.2021 по объекту МБОУ "Нижнеянская СОШ".
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовых оснований для признания приборов учета несоответствующими требованиям, установленным действующим законодательством, и определения объема теплоносителя в спорный период расчетным путем не имеется.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив недоказанность со стороны ответчика наличия оснований для применения к истцу в спорном периоде расчетного способа при определении платы за отпущенный ответчику энергоресурс, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
При этом суд отклонил требования истца по объекту МБОУ "Усть-Янская СОШ", а также требования о признании незаконными действий ответчика по отказу в согласовании (утверждении) повторного допуска от 25.11.2020 в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии на объектах: МБОУ "Нижнеянская СОШ", МБОУ "Усть-Янская СОШ".
В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Обжалуемый в части удовлетворения заявленных требований судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2021 года по делу N А58-835/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-835/2021
Истец: Муниципальное бюджетное учреждение "Единая эксплуатационная служба" МО "Усть-Янский улус (район)"
Ответчик: АО ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС