г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А56-102312/2020 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от заявителя: представитель Сердюкова В.И. по доверенности от 21.12.2021;
от заинтересованного лица: представитель Шалютина Н.С. по доверенности от 13.01.2022;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20789/2021) главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кроновой Аминат Сулеймановны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 по делу N А56-102312/2020, принятое
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кроновой Аминат Сулеймановны (ОГРНИП: 319091700015032, ИНН: 091701654547)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул.Смольного, 3, ОГРН: 1037843045734, ИНН: 7815027624)
о признании незаконными уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кронова Аминат Сулеймановна (далее - Заявитель, Кронов А.С.) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными:
- отказа Управления Росреестра от 12.08.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание конюшни площадью 658,6 кв.м. и обязании Управления Росреестра внести сведения о здании конюшни в государственный кадастровый учет и зарегистрировать за Заявителем права собственности на него;
- отказа Управления Росреестра от 12.08.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание курятника площадью 25,1 и обязании Управления Росреестра внести сведения о здании курятника в государственный кадастровый учет и зарегистрировать за Заявителем права собственности на него;
- отказа Управления Росреестра от 12.08.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на административное здание площадью 260,3 кв.м. и обязании Управления Росреестра внести сведения о административном здании в государственный кадастровый учет и зарегистрировать за Заявителем права собственности на него;
- отказа Управления Росреестра от 12.08.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на незавершенный строительством дом площадью 331,4 кв.м. и обязании Управления Росреестра внести сведения о незавершенном строительством доме в государственный кадастровый учет и зарегистрировать за Заявителем права собственности на него;
- отказа Управления Росреестра от 12.08.2020 в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на дом площадью 59,7 кв.м. и обязании Управления Росреестра внести сведения о здании дома в государственный кадастровый учет и зарегистрировать за Заявителем права собственности на него.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на непредставление доказательств того, что земельный участок отнесен к особо ценным землям сельскохозяйственного назначения, недоказанность несоответствия построек целям ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также их возведения на земельном участке, являющимся сельскохозяйственным угодьем.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, ходатайствовал о назначении судебной экспертизы с целью оценки плодородия почв, расчета балла земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047005:141 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, с/п Колтушское, категория земель: земли сельскохозяйственного использования.
Представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, возражал против удовлетворения ходатайства Предпринимателя о назначении судебной экспертизы, поскольку данное ходатайство не было заявлено Предпринимателем при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В соответствии с ч.3 ст.268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.
Протокольным определением апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства Заявителя о назначении судебной экспертизы, поскольку данное ходатайство не было заявлено им в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
Согласно представленной выписке из ЕГРН в октябре 2019 года зарегистрировано право собственности Заявителя на земельный участок площадью 35 160 +/- 11 кв.м. с кадастровым номером 47:07:1047005:141, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, земли ОАО "Совхоз Всеволожский", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Как указывает Заявитель, для деятельности разрешенной крестьянско-фермерскому хозяйству им на вышеуказанном земельном участке возведены здание конюшни площадью 658,6 кв.м., здание курятника площадью 25,1 кв.м., административное здание площадью 260,3 кв.м.; незавершенный строительством дом площадью 331,4 кв.м. и дом площадью 59,7 кв.м.
Оформив на данные строения технические планы, Заявитель обратился в Управление Pocpeecтpa с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на данные строения.
Уведомлениями от 12.05.2020 Управление Росресстра приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, указав что на рассматриваемом земельном участке запрещено строительство данных объектов, технические платы выполнены в нарушение требований законодательства, не представлена проектная документация.
Уведомлениями от 12.08.2020 Управление Росресстра в связи с истечением срока приостановления отказало Заявителю в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на данные строения, указав, что на рассматриваемом земельном участке запрещено строительство данных объектов, технические платы выполнены в нарушение требований законодательства, не представлена проектная документация.
Полагая уведомления об отказе в государственной регистрации права незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 7 части 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Предоставляя собственнику земельного участка право осуществлять на участке строительство, п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одновременно обязывает его соблюдать, помимо градостроительных и строительных норм и правил, требования п. 2 ст. 260 ГК РФ об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
Вместе с тем, в силу п.п. 6, 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Учитывая изложенное, на землях сельскохозяйственного назначения могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства, включая и административно-бытовые здания, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, для размещения зданий и сооружений, необходимых для осуществления сельскохозяйственного производства, следует использовать земельный участок, не относящийся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Указание в части 2 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве на возможность приобретения земель сельскохозяйственного назначения в целях строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, не исключает необходимость соблюдения правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе недопустимость выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки (пункт 1 статьи 79 ЗК РФ). Вышеуказанное также согласуется с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении ВС РФ от 11.06.2019 N 308-ЭС19-7645.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:141 образован в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок АОЗТ "Всеволожское" и относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", отнесен к сельскохозяйственным угодьям - пашня, имеющая по материалам внутрихозяйственной оценки балл продуктивности 29.
Учитывая, что для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 по делу N А56-102312/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кроновой Аминат Сулеймановне 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-102312/2020
Истец: КФХ Кронова Аминат Сулеймановна
Ответчик: Управление Росреестра по Ленинградской области, Управление Росреестра по ЛО
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ