г. Чита |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А58-3281/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 ноября 2021 года по делу N А58-3281/2021 по заявлению Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400599152, ИНН 1414009962) к Контрольно-счетному органу муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1091414000226, ИНН 1414014095) о признании недействительным представления от 08.02.2021 N 01-21/02,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1041400598766, ИНН 1414010710) и общество с ограниченной ответственностью "Батамайское" (ОГРН 1141450000196, ИНН 1414016367),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - заявитель, Администрация муниципального образования "Ленский район" или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Контрольно-счетному органу муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - КСО МО "Ленский район" или Контрольно-счетный орган) о признании недействительным представления от 08.02.2021 N 01-21/02.
Определениями суда от 09.06.2021 и от 22.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "КИО МО "Ленский район" РС(Я), Комитет имущественных отношений или Комитет) и общество с ограниченной ответственностью "Батамайское" (далее - ООО "Батамайское" или общество).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация муниципального образования "Ленский район" обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного.
Контрольно-счетный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Комитет имущественных отношений в представленном отзыве поддержал апелляционную жалобу Администрации.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2.1 плана работы на II полугодие 2020 года, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетного органа от 23.06.2020 N 01-11/15, в период с 23.10.2020 по 23.12.2020 проведено контрольное мероприятие "Выборочный аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении Комитета имущественных отношений.
По результатам контрольного мероприятия 15.12.2020 составлен акт.
22.12.2020 Комитетом имущественных отношений подано возражение N 23-09-1656/20.
23.12.2020 Контрольно-счетным органом составлено заключение на возражение Комитета имущественных отношений.
29.12.2020 по результатам контрольного мероприятия составлен отчет N 01-14/05.
20.01.2021 в адрес руководителя Комитета имущественных отношений направлено представление N 01-21/01 с требованием о взыскании с подрядчика - ООО "Универсал Люкс Строй 1" ущерба в сумме 237 282, 52 рублей.
08.02.2021 главе Ленского района было направлено представление N 01-21/01 с требованием взыскания с ООО "Батамайское", владевшего муниципальным имуществом на праве безвозмездного пользования, ущерба в размере 4 130 589,15 рублей.
По результатам проведенного контрольного мероприятия установлены следующие обстоятельства.
По договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.04.2014 N 7-100/Д АК "АЛРОСА" передала в безвозмездное пользование МО "Ленский район" имущество, в том числе коровник на 120 голов и коровник на 136 голов.
28.04.2014 между сторонами договора было заключено дополнительное соглашение, которым АК "АЛРОСА" предоставила МО "Ленский район" РС (Я) право передавать имущество в аренду, в безвозмездное пользование иным лицам.
Между МО "Ленский район", как владельцем имущества на основании договора безвозмездного пользования N 7-100/Д, и ООО "Батамайское" заключен договор безвозмездного пользования от 22.05.2014 N 71, со сроком действия с 01.04.2014 по 31.12.2014.
Подпунктом 2.2 пункта 2 договора установлено, что если пользователь продолжает пользоваться имуществом и после истечения действия договора, при отсутствии возражений со стороны муниципального образования. Договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
По договору дарения от 19.12.2014 N 7-163-14 АК "АЛРОСА" передала в собственность МО "Ленский район" РС (Я) недвижимое имущество, в том числе коровник на 120 голов и коровник на 136 голов.
После передачи имущества, в том числе коровника на 120 голов и коровника на 136 голов, в собственность исполняющим обязанности главы района 16.01.2015 вынесено распоряжение N 12-04-000009/015 "О принятии в казну имущества", имущество приобрело статус муниципальной собственности и поступило в казну МО "Ленский район" РС (Я), право собственности МО "Ленский район" РС (Я) зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 11.02.2015 сделана запись регистрации 14-АБ N 263961.
Пунктом 2 распоряжения от 16.01.2015 N 12-04-000009/015 предусмотрена последующая передача имущества МУП "Ленский молокозавод".
Оспариваемым представлением в связи с допущенными нарушениями на основании статьи 18 Положения "О Контрольно-счетном органе Муниципального образования "Ленский район", утвержденного Решением районного Совета депутатов от 11.06.2014 N 8-9, главе МО "Ленский район" предложено провести мероприятия:
по возмещению ущерба, нанесенного муниципальному образованию "Ленский район" в сумме 4 130 589,15 рублей = (3 601 290,66 + 766 581,01) - 237 282,52 рублей, вследствие отсутствия правовых оснований для проведения ремонта коровника с. Батамай за счет средств бюджета МО "Ленский район";
взыскать в установленном порядке с ООО "Батамайское" сумму ущерба, нанесенного бюджету МО "Ленский район""
начать досудебную работу (направить претензии) ООО "Батамайское", по возмещению ущерба, нанесенного бюджету МО "Ленский район", и уведомить КСО МО "Ленский район" в течение одного месяца с момента получения представления;
в течение 60 дней с момента получения представления обратиться исковыми требованиями в суд о взыскании ООО "Батамайское" ущерба, нанесенного МО "Ленский район", и уведомить в этот же срок КСО МО "Ленский район".
Заявитель полагая, что представление Контрольно-счетной органа не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого представления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 N 449-О и от 04.12.2003 N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также - контрольно-счетные органы) установлены Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ).
Полномочия Контрольно-счетного органа определены Положением о Контрольно-счетном органе Муниципального образования "Ленский район", утвержденным районным Советом депутатов от 11.06.2014 N 8-9 в новой редакции (пункт 5 статьи 9 Положения).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6- ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, аналогичные правила содержаться в подпункте 5 пункта 1 статьи 9 Положения о Контрольно-счетной палате района.
Статьей 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ установлено, внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что контрольное мероприятие проведено в соответствии с Планом работы Контрольно-счетного органа на II полугодие 2020 года в пределах полномочий контрольного органа, период его проведения соответствует запланированному, порядок оформления результатов проверки и актов реагирования на выявленные нарушения соблюден, процедура проведения контрольного мероприятия соответствует закону.
Проверкой установлено, что на основании распоряжения главы МО "Ленский район" N 01-04-1503/9 "Об организации закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческий организаций путем проведения электронного аукциона 336-АЭФ" от 23.08.2019 и N 01-04-1496/9 "Об организации закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций путем проведения электронного аукциона 339-АЭФ" от 22.08.2019 были заключены муниципальные контракты:
между Комитетом имущественных отношений и ООО "Универсал Люкс Строй-1" от 26.09.2019 N 0116300005619000385 на ремонт помещений (перекрытий) на сумму 3 601 290,66 рублей в рамках муниципального контракта от 26.09.2019 N 0116300005619000385;
между Комитетом имущественных отношений и ООО СК "Гранд Масс" от 23.09.2019 N 0116300005619000382 на ремонт электроосвещения на сумму 987 883,60 рублей в рамках муниципального контракта от 23.09.2019 N 0116300005619000382..
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210).
В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в состоянии, обусловленном договором.
В силу статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гражданского кодекса Российской Федерации спорное имущество находится в безвозмездном пользовании ООО "Батамайское" на основании договора о предоставлении на праве безвозмездного пользования от 22.05.2014 N 71.
Учитывая фактическое пользование ООО "Батамайское" имуществом на основании договора безвозмездного пользования от 22.05.2014 N 71, он в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 при отсутствии возражений со стороны муниципального образования считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
При этом, наделение МО "Ленский район" правом собственность на данное имущество, вопреки утверждению заявителя не влечет прекращение действия договора от 22.05.2014 N 71.
Согласно условиям договора от 22.05.2014 N 71 пользователь обязан самостоятельно нести расходы, в том числе на текущий и капитальный ремонты, за свой счет принимает меры для обеспечения функционирования всех систем имущества, в том числе электроснабжения (пункты 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8).
В силу указанного является правильным вывод суда первой инстанции, что в силу закона и договора ссудополучатель обязан нести расходы на ремонт имущества.
Следовательно, Контрольно-счетный орган правомерно вынес в адрес Комитета имущественных отношений представление от 20.01.2021 N 01-21/01 с требованием возместить ущерб, нанесенный МО "Ленский район" в сумме 237 282,52 рублей, вследствие полной оплаты контракта.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление от 08.02.2021 N 01-21/02 соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правомерному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 ноября 2021 года по делу N А58-3281/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3281/2021
Истец: Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Контрольно-счетный орган муниципального образования "город Ленск"
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" Республика Саха (Якутия)", ООО "Батамайское", Комитет имущественных отношений МР "Ленский район" РС(Я)