г. Хабаровск |
|
31 января 2022 г. |
А73-12705/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осадчей Н.П.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.12.2021
по делу N А73-12705/2021
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1092721003605, ИНН 2721168170)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс" (ОГРН 1162724089428, ИНН 2721228284)
о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Дальневосточное управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ООО "Экспресс") к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.12.2021 заявленное требование удовлетворено, ООО "Экспресс" привлечено к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции изменить в связи наличием в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ООО "Экспресс" указывает, что является субъектом малого и среднего предпринимательства, у которого сформировалось нестабильное финансовое положение (дебиторская задолженность бюджетных потребителей и населения за предоставленные им коммунальные услуги, приостановление операций по его расчетному счету, несвоевременное исполнение судебных решений со стороны регионального и местного бюджетов, рассмотрение арбитражным судом в отношении него дела о банкротстве (N А73-11063/2021). Также обращает внимание на отсутствие доказательств, свидетельствующих о причинении вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дальневосточное управление Ростехнадзора не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Экспресс" является организацией, осуществляющей деятельность по эксплуатации объектов канализации населенных пунктов, в связи с чем относится к категории организаций, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
В целях осуществления указанной деятельности между публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Энергосбыт ЕАО"" (далее - ПАО "ДЭК") (гарантирующий поставщик) и ООО "Экспресс" (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 19.05.2017 N 5089, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевые организации) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Поскольку общая задолженность по оплате электроэнергии, составляющая 429 125, 94 рубля (на 26.01.2021) за период с 01.10.2020 по 31.12.2020, превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) - 286 083, 96 рубля, ПАО "ДЭК" направило должнику уведомление от 29.01.2021 N 137 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии, которая должна быть направлена в адрес гарантирующего поставщика в срок, не превышающий 60 дней после получения данного уведомления. В уведомлении содержится расчет среднемесячной величины обязательств и размер задолженности должника по договору энергоснабжения.
Указанное уведомление направлено обществу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (РПО N 80094056830908) и получено последним 03.02.2021.
Между тем общество в обусловленный 60-дневный срок, истекший 04.04.2021, банковскую гарантию не предоставило.
Согласно справке ПАО "ДЭК" по состоянию на 22.04.2021 потребителем не оплачена задолженность по договору энергоснабжения от 19.05.2017 N 5089 в размере 429 125, 94 рубля, в том числе обязательства по оплате электрической энергии, указанные в уведомлении от 29.01.2021 N 137.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "ДЭК" 31.05.2021 в Дальневосточное управление Ростехнадзора с заявлением о привлечении общества к ответственности.
Административный орган, усмотрев в действиях ООО "Экспресс" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, составил протокол от 21.07.2021 N 11-060 в отсутствие законного представителя при надлежащем его извещении (уведомление от 24.06.2021 N 11-19/85, письменные пояснения общества от 21.07.2021).
Протокол об административном правонарушении и материалы административного дела в порядке абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате, связанное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с договорами о предоставлении энергетических ресурсов.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) регламентировано, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен разделом XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Пунктом 255 Основных положений установлено, что потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым данного пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
В силу пункта 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 данного документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 Основных положений потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
Пунктом 259 Основных положений установлено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Материалами дела подтверждается факт наличия задолженности по состоянию на 26.01.2021 ООО "Экспресс" перед ПАО "ДЭК" по оплате за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 19.05.2017 N 5089 в размере 429 125, 94 рубля за период с 01.10.2020 по 31.12.2020. Названный размер задолженности превышал двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (286 083, 96 рубля). Таким образом, общество обладало квалифицирующими признаками лица, в отношении которого у гарантирующего поставщика возникла обязанность по направлению уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
03.02.2021 общество получило от ПАО "ДЭК" уведомление от 29.01.2021 N 137, которым предложено в течение 60 дней после получения данного уведомления предоставить банковскую гарантию.
При этом в течение указанного срока обществом не предоставлено обеспечение исполнения обязательств, задолженность не погашена. Срок предоставления банковской гарантии истек 04.04.2021.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21.07.2021 N 11-060, письменными пояснениями ООО "Экспресс" от 21.07.2021, уведомлением ПАО "ДЭК" о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в виде банковской гарантии от 29.01.2021 N 137, справкой о задолженности ПАО "ДЭК" от 22.04.2021 и обществом не оспариваются.
С учетом изложенного в действиях (бездействии) ООО "Экспресс", выразившихся в невыполнении требования по обеспечению исполнения обязательств по оплате электрической энергии в срок, установленный в уведомлении гарантирующего поставщика, имеются признаки события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по предоставлению банковской гарантии. При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности юридическое лицо реальную имело возможность не допустить совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил в сфере электроэнергетики не установлено, в связи с чем вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения также имеет место.
Письменные пояснения ООО "Экспресс" от 21.07.2021 содержат сведения о дебиторской задолженности общества, о судебной работе в 2021 году, тем самым не свидетельствует о принятии им исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения.
Сведений об обращении общества в кредитные организации о предоставлении банковской гарантии и ответов на них с отказом материалы дела не содержат.
Также отсутствуют доказательства согласования потребителем с гарантирующим поставщиком возможности предоставления государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, равно как и не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение в полном объеме обязательств по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.
Изложенное позволяет признать наличие в деянии ООО "Экспресс" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, соответственно заявленное административным органом требование правомерно подлежало удовлетворению судом первой инстанции.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере электроэнергетики, с учетом конкретных обстоятельств дела, соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
Вменяемое правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством об электроэнергетике. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
Довод апеллянта о необходимости замены штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отклоняется апелляционным судом в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае совокупность условий для применения к юридическому лицу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку действиями (бездействием) потребителя причинен имущественный ущерб поставщику электроэнергии и решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу от 11.12.2020 N А73-18138/2020 общество уже привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение.
Доводы заявителя о наличии статуса субъекта малого предпринимательства, наличие нестабильного финансового положения общества, отсутствие доказательств, свидетельствующих о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда не являются безусловными основаниями для применения указанных выше норм права.
Поэтому, вопреки позиции заявителя жалобы, возможности применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение у апелляционного суда не имеется.
Вместе с тем, принимая во внимание социальную значимость общества, его финансовое положение, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о назначении штрафной санкции исходя из минимального размера административного штрафа, установленного статьей 14.61 КоАП РФ для юридических лиц, и с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ определив его ниже низшего предела - 50 000 рублей.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.12.2021 по делу N А73-12705/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12705/2021
Истец: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ООО "ЭКСПРЕСС"
Третье лицо: Дальневосточное Управление Ростехнадхора