г. Пермь |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А71-2356/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Нико",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 ноября 2021 года
по делу N А71-2356/2021
по иску Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нико" (ОГРН 1041801907080, ИНН 1829015730)
о взыскании суммы излишне понесенных расходов в размере 158 897 руб. 07 коп.,
третье лицо - Рыбакова Ольга Дмитриевна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Нико" (далее - ООО "Нико", Общество, ответчик) 158 897 руб. 07 коп. излишне понесенных расходов по выплате пособия.
На основании статьи 51 АПК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рыбакова Ольга Дмитриевна.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда является незаконным и необоснованным, судом было допущено неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Общество настаивает на том, что ООО "НИКО" не является лицом, по вине которого произошла переплата, поскольку в реестре сведений на работника содержалась правильная сумма, подлежащая оплате, соответственно, обществом недостоверные сведения не представлены. В данном случае действия ответчика не находятся в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного Фондом социального страхования пособия Рыбаковой О.Д., поскольку ответчиком в реестре указан средний дневной заработок в размере 698 руб. 77 коп., сумма пособия, рассчитанная обществом с учетом 730 дней и указанная в реестре сведений направленном, в адрес Фонда социального страхования, составляла 8 497 руб. 04 коп., что в свою очередь свидетельствует об отсутствии противоправности действий общества, а недостоверность представленных сведений, на которую ссылается фонд, не подтверждается материалами дела.
До начала судебного разбирательства, Фонд ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а так же отметил, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Ходатайство Фонда рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ООО "Нико" с 24.12.2004 зарегистрировано в Филиале N 4 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учреждению присвоен регистрационный номер страхователя 180429211918041 (л.д. 36 на обороте).
По заявлению застрахованного лица (Рыбаковой О.Д.) от 06.12.2019 о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста трех лет включительно, назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ООО "Нико" 05.02.2020 направлен электронный расчет сведений для назначения пособия от 04.02.2020, на основании которого фондом назначено ежемесячное пособие в размере 26152 руб. 27 коп., рассчитанное из количества календарных дней, приходящихся на расчетный период- 31 день. На основании чего за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 фондом было выплачено пособие в размере 235370 руб. 43 коп.
10.11.2020 ООО "Нико" представлен новый реестр сведений для назначения и выплаты Рыбаковой О.Д. пособия по уходу за ребенком (л.д. 56-58). Причиной направления страхователем нового реестра сведений, является неверное указание количества дней, приходящихся на расчетный период, в связи с чем ООО "Нико" направлено в фонд письмо от 17.11.2020 (л.д.19).
На основании нового реестра сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составила 8497 руб. 04 коп., рассчитанного из количества календарных дней, приходящихся на расчетный период - 730 дней. Следовательно, сумма пособия за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 составила 76473 руб. 36 коп.
В этой связи фондом сделан вывод об излишней выплате пособия по уходу за ребенком в общей сумме 158897 руб. 07 коп. и направлено ответчику требование от 30.11.2020 N 13-04-20/01-5487 о возмещении расходов, излишне понесенных страховщиком, которое получено согласно почтового уведомления 07.12.2020 (л.д. 14-16).
Излишне выплаченные денежные средства в фонд возвращены не были.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы у другого страхователя.
Частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31.12.2016 включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 01.01.2017).
На основании части 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ, пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и в случае осложненных родов - 86 календарных дней после родов.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 255-ФЗ размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно части 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на отпуск по беременности и родам:
В силу части 1 статьи 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно части 5.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, на 30,4.
Частью 5.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Положение) Удмуртская Республика с 01.01.2020 участвует в реализации пилотного проекта "Прямые выплаты".
В силу пункта 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) указанных заявления и документов представляет их в территориальный орган фонда по месту регистрации (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, излишняя выплата суммы пособия по уходу за ребенком в размере 158897 руб. 07 коп. за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 произошла по причине представления 05.02.2020 ООО "Нико" недостоверных сведений о количестве дней в расчетном периоде, указанных в реестре сведений в отношении Рыбаковой О.Д. от 04.02.2020, а именно: было указано количество дней расчетного периода 31 вместо 730.
При этом размер пособия Рыбоковой О.Д. из расчета количества дней в расчетном периоде 31 составил: Период оплаты - с 01.01.2020 г. по 31.01.2020 г.; Сумма дня - 16 454,9; Процент - 40; Дни - 30,4; Сумма - 26 152,27.
68 754,02 + 441 347,85 / 31 = 16 454,89 руб.
В 2017 году предельная база составляла 755 000,00 руб., в 2018 году - 815 000,00 руб., таким образом, средний дневной заработок пособий в 2019 г. не может превышать 2 150,68 руб. (755 000 + 815 000 / 730).
Размер среднего дневного заработка составляет 2 150,68 руб. (16 454,89 > 2 150,68).
Размер пособия - 26 152,27 руб. (2 150,68 х 30,4 х 40%).
Расчет пособия Рыбаковой О.Д. исходя из расчета количества дней в расчетном периоде 730, следующий: 68 754,02 + 441 347,85 / 730 х 30,4 х 40% = 8 497,04 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что ООО "Нико" представило в фонд для назначения и выплаты пособия недостоверные сведения о количестве дней расчетного периода, предусмотренные частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, что повлекло излишнюю выплату Рыбаковой О.Д. ежемесячного пособия по уходу за ребенком на сумму 158897 руб. 07 коп.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае представления недостоверных сведений, повлекших выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (пункт 17 Положения).
В связи с представлением страхователем недостоверных сведений, повлекших за собой выплату излишних сумм ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что причиненный истцу по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ ущерб подлежит возмещению страхователем.
Расчет заявленной к взысканию суммы проверен судом первой и апелляционной инстанции, признан верным, возражений по сумме, контррасчета ответчиком в материалы дела не представлено.
ООО "Нико" и в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции, и в рамках апелляционного обжалования указывало, что вину как страхователя не признает, так как не преследовала цели ввести в заблуждение сотрудников Фонда, ответственных за назначение и выплату пособия Рыбаковой О.Д.
Как указывает заявитель, все исходные данные, как то: размеры заработка за 2017 и 2018 годы (в сумме 652 047, 13 руб.), средний дневной заработок в размере 893, 22 руб., сумма рассчитанного пособия в размере 125 050, 80 руб. в электронном реестре были указаны правильно.
По мнению Общества, завышение в выплате пособия Рыбаковой О.Д. произошло именно после самостоятельного, без должной проверки и контроля за достоверностью представленных сведений, проведения специалистами Фонда расчета размера пособия на основании неточных данных о количестве календарных дней, учитываемых в расчетном периоде (31 день вместо 730), которые были указаны в реестре, что доказывает факт недобросовестности со стороны получателя пособия, а также специалиста Фонда, который, согласно иска, несвоевременно выявил выплату излишних сумм пособий Рыбаковой О.Д., что повлекло ущерб бюджету.
Такими образом, Общество считает, что Фонд должен был не выплачивать пособие, а вернуть реестр на доработку, следовательно, возврат денежных средств в данном случае не должен осуществлять страхователь.
Как отмечено выше, в силу части 4 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Неправильное применение ответчиком действующего законодательства Российской Федерации относительно определения количестве календарных дней, указываемых в расчетном периоде не может быть расценено как счетная ошибка при определении размера пособия по беременности и родам, в связи с чем, застрахованное лицо (получатель пособия) не имеет обязанности по возврату в пользу территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации излишне перечисленного пособия.
Представляя электронный реестр в фонд социального страхования, ответчик как страхователь обязан организовать представление достоверных сведений.
Доказательств недобросовестности Рыбаковой О.Д. (указание неверного количества календарных дней, представление ей документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи), судом не установлено.
Факт перечисления Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике суммы пособия ООО "Нико" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно части 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Суд полагает, что материалы дела не содержат доказательств грубой неосторожности фонда. При этом, возложенный на заявителя контроль за полнотой и достоверностью сведений, представляемых страхователями, фонд вправе осуществить в любое время, законом не установлены сроки осуществления такого контроля.
Обнаружение фондом факта представления ответчиком недостоверных сведений после выплаты пособия не является препятствием для возмещения излишне выплаченных сумм.
При этом неправильно применение действующего законодательства относительно определения количества дней в расчетном периоде при расчете пособия не может быть расценено как счетная ошибка при определении размера пособия, а осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения пособия застрахованным лицом.
Излишняя выплата спорного пособия за счет средств фонда вызвана виновными действиями страхователя, предоставившего недостоверные сведения в фонд.
Таким образом, указанная сумма переплаты является убытками, понесенными Фондом социального страхования Российской Федерации по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ.
Материалы дела не содержат доказательства возврата денежных средств Фонду в размере 158 897 руб. 07 коп.
Учитывая изложенное, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Оценив доводы жалобы применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В целом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 ноября 2021 года по делу N А71-2356/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2356/2021
Истец: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
Ответчик: ООО "НИКО"
Третье лицо: Рыбакова О. Д.