г. Москва |
|
01 февраля 2022 г. |
Дело N А41-40479/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-40479/21, по заявлению Прокуратуры Московской области к администрации городского округа Клин, к обществу с ограниченной ответственностью "Клинская дорожно-строительная компания" о признании,
при участии в заседании:
от Прокуратуры Московской области - Пастухова Е.Ю. по удостоверению N 305942;
от администрации городского округа Клин - извещена, представитель не явился;
от ООО "Клинская ДСК" - Мирказымов А.Я. по доверенности от 22.12.2021, удостоверение адвоката; Панфилова А.Л. по доверенности от 25.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Московской области (далее - заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Клин (далее - заинтересованное лицо, администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Клинская дорожно-строительная компания" (далее - общество, ООО "Клинская ДСК") с требованиями о признании недействительным результатов электронного аукциона - протокола аукционной комиссии от 07.12.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах"; признании недействительным муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329, заключенного между администрацией городского округа Клин и ООО "Клинская ДСК" на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах; применении последствий недействительности сделки, а именно: обязать ООО "Клинская ДСК" вернуть, а администрацию городского округа Клин Московской области принять выплаченные за выполнение муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах денежные средства, выплаченные по его условиям.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.06.2018 по делу N А41-31248/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе прокуратура просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители общества в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о закупках работ для муниципальных нужд, по результатам которой установлено, что постановлением администрации г.о. Клин от 20.11.2020 N 1887 принято решение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах.
Администрацией г.о. Клин размещено извещение N 0848300054820000329 от 27.11.2020 о проведении закупки на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах.
Закупка организована в форме электронного аукциона. Начальная цена контракта составила 30 392 207, 82 руб.
В п. 16 раздела VI. Информационной карты электронного аукциона документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта, утвержденной постановлением администрации г.о. Клин от 20.11.2020 N 1887, в качестве единых требований к участникам закупки, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), содержалось ограничение в виде непривлечения участника закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке.
В ходе электронного аукциона подана единственная заявка на участие от ООО "Клинская ДСК". В заявке содержались сведения о непривлечении общества в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Администрацией заявка общества признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе.
По результатам аукциона между администрацией и обществом 22.12.2020 заключен муниципальный контракт N 0848300054820000329 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах (далее - муниципальный контракт).
Вместе с тем Клинской городской прокуратурой 27.12.2019 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении общества.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 311 Пушкинского судебного района от 15.05.2020 ООО "Клинская ДСК" признано виновным в совершении вменяемого административного правонарушения, назначен штраф в размере 500 000 руб.
По результатам рассмотрения жалобы общества на указанное постановление по делу об административном правонарушении решением Пушкинского городского суда от 06.08.2020 постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что муниципальный контракт заключен с нарушением закона, прокуратура в порядке, предусмотренном статьей 52 АПК РФ, обратилась в суд с иском.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
В силу частей 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ.
Требования прокуратуры мотивированы тем, что обществом были указаны недостоверные сведения в заявке на участие в электронном аукционе о не привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, в то время как наличие указанного ограничения не позволяло обществу принимать участие в торгах.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как было указано выше, в п. 16 раздела VI. Информационной карты электронного аукциона документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта, утвержденной постановлением администрации г.о. Клин от 20.11.2020 N 1887, в качестве единых требований к участникам закупки, установленных Законом N 44-ФЗ, содержалось ограничение в виде непривлечения участника закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке.
При этом в силу п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
В ходе электронного аукциона подана единственная заявка на участие от ООО "Клинская ДСК". В заявке содержались сведения о непривлечении общества в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, что, как было указано выше, не соответствует действительности.
При этом информация о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ размещена на сайте epp.genproc.gov.ru в сети "Интернет" и является общедоступной.
Таким образом, общество не соответствовало требованию, установленному п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, п. 16 раздела VI. Информационной карты аукциона, что должно было быть известно администрации.
В силу ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены нарушения правил, установленных законом.
Подача участником закупки заявки, не отвечающей требованиям закона, предъявляемым к такому участнику, допуск такого участника к участию в торгах, последующее его участие в процедуре определения победителя является прямым нарушением закона, как таким участником, так и организатором торгов, что свидетельствует о недействительности торгов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании торгов недействительными.
Поскольку признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, в силу статьи 449 ГК РФ, требование о недействительности муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329, заключенного между администрацией городского округа Клин и ООО "Клинская ДСК" также подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, рассматривая требования о применении последствий недействительности сделки, а именно, обязать ООО "Клинская ДСК" вернуть, а администрацию городского округа Клин Московской области принять выплаченные за выполнение муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329 на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах денежные средства, выплаченные по его условиям, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как было указано выше, в силу ст. 449 ГК РФ Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных ст. 167 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В рассматриваемом случае общество реально выполнило работы по контракту на выплаченную сумму в размере 11 942 129, 03 руб. за период с 01.02.2021 по 15.04.2021, что подтверждается подписанными администрацией и обществом промежуточными актами выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), актом сверки взаимных расчетов от 30.06.2021, и лицами участвующими в деле, не оспаривается.
Исполнение обязательств по контракту со стороны, как администрации, так и общества надлежащим образом и в соответствии с условиями контракта также не оспаривается лицами, участвующими в деле, в том числе и прокуратурой.
Претензий по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в период с 01.02.2021 по 15.04.2021 не возникло, доказательств иного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о невозможности применения последствий недействительности сделки, предусмотренных ст. 167 ГК РФ в виде возврата всего полученного по сделке (двусторонней реституции), в связи с невозможности возврата администрацией обществу полученных по сделке работ по зимнему содержанию работ.
Как предусмотрено ст. 167 ГК РФ в случае невозможности возвратить полученное в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в выполненной работе или предоставленной услуге, сторона обязана возместить его стоимость.
Оставляя решение суд первой инстанции в данной части без изменения, апелляционный суд исходит из того, что решение суда не должно порождать новые споры, в то время как удовлетворение требования о возврате полученного по сделке приведет к неопределенности в правоотношениях сторон и создаст условия для обращения одной из сторон за судебной защитой.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для односторонней реституции со ссылкой на злоупотребление правом со стороны ответчика, подлежат отклонению апелляционным судом.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
В рассматриваемом случае, вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционным судом не усматривается злоупотребления права со стороны ответчика, поскольку общество надлежащим образом и в соответствии с условиями контракта исполняло обязательства по контракту на спорную сумму, что не опровергается лицами, участвующими в деле.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что на участие в спорных торгах была подана только одна заявка.
Учитывая изложенное выше, решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-40479/21 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными результатов электронного аукциона - протокола аукционной комиссии от 07.12.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах"; о признании недействительным муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329, заключенного между администрацией городского округа Клин и ООО "Клинская ДСК" на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах, а заявленные требования в данной части - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-40479/21 отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными результатов электронного аукциона - протокола аукционной комиссии от 07.12.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах"; о признании недействительным муниципального контракта от 22.12.2020 N 0848300054820000329, заключенного между администрацией городского округа Клин и ООО "Клинская ДСК" на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах.
Заявленные требования в данной части удовлетворить.
Признать недействительными результаты электронного аукциона - протокола аукционной комиссии от 07.12.2020 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах".
Признать недействительным муниципальный контракт от 22.12.2020 N 0848300054820000329, заключенный между администрацией городского округа Клин и ООО "Клинская ДСК" на выполнение работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования, внутриквартальных проездов городского округа Клин (Зубовский территориальный округ, Воронинский территориальный округ) в 2021-2022 годах.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 15.10.2021 по делу N А41-40479/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40479/2021
Истец: Прокуратура Московской области
Ответчик: ООО "КЛИНСКАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Администрация г.о. Клин, ООО "КЛИНСКАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ"