г. Самара |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А65-19439/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шакирова Ирека Махмутовича на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2021 года по делу N А65-19439/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Шакирова Ирека Махмутовича, г. Казань (ОГРНИП 307169006100171, ИНН 166102629030)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (ОГРН 1041632209541, ИНН 1657030758),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан
о признании незаконным налогового уведомления N 13330579 от 03.08.2020 по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шакиров Ирек Махмутович (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан о признании незаконным налогового уведомления N 13330579 от 03.08.2020 по земельному налогу.
Определением суда от 17.08.2021 на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Определением суда от 21.09.2021 на основании статьи 46 АПК РФ к участию в деле соответчиками привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по РТ N 4 и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по РТ N 8.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2021 года в удовлетворении заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан отказано.
Отказ от заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан принят, производство по делу в этой части прекращено.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Шакиров И.М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что применение ставки земельного налога в размере 1,5% является незаконным, поскольку налоговым органом не установлен факт использования земельных участков в коммерческих целях.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан и Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником 30-ти земельных участков, в том числе - четырех земельных участков, расположенных в Зеленодольском районе Республики Татарстан с разрешенным видом использования - сельскохозяйственное производство, восьми земельных участков, расположенных в Лаишевском районе Республики Татарстан и 18-ти земельных участков, расположенных на территории города Казань с разрешенным видом использования - индивидуальное жилищное строительство.
Администрирование налоговых платежей на территории Зеленодольского района Республики Татарстан осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по РТ N 8, на территории Лаишевского района Республики Татарстан и города Казань - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по РТ N 4.
Как указывает заявитель, им получено налоговое уведомление N 13330579 от 03.08.2020 по земельному налогу за налоговый период 2017, 2018, 2019 годы, согласно которому налог исчислен исходя из налоговой ставки 1,5%, тогда как ранее данная ставка налога в отношении принадлежащих заявителю земельных участков равнялась 0,3% (л.д.11, т.1).
Не согласившись с повышением ставки земельного участка, заявитель обжаловал действия налогового органа, выразившиеся в направлении ему указанного налогового уведомления N 13330579 от 03.08.2020, в Управление ФНС по Республике Татарстан (л.д.16, т.1).
Решением Управления ФНС по Республике Татарстан N 2.7-19/002301@ от 26.01.2021 в удовлетворении апелляционной жалобы заявителю было отказано (л.д.19, т.1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Авиастроительный суд города Казани с заявлением о признании налогового уведомления N 13330579 от 03.08.2020 о начислении налога незаконным.
Определением Авиастроительного суда города Казани от 07.07.2021 указанное дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд Республики Татарстан (л.д.104, т.1).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2021 дело принято к рассмотрению.
До вынесения решения по существу спора, заявитель в соответствии со статьей 49 АПК РФ уточнил заявленное требование и просил признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за 2019 год в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю и расположенных на территории Зеленодольского района Республики Татарстан, ОКТМО 92628424 с кадастровыми номерами 16: 20: 060602:112, 16: 20: 060602:120, 16: 20: 060602:111, 16: 20: 060603:124 по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости, признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан в части начисления земельного налога за 2019 год в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю и расположенных на территории Лаишевского района Республики Татарстан, ОКТМО 92634468, с кадастровыми номерами: 16:24:240303:548, 16:24:240303:544, 16:24:240303:545, 16:24:240303:547, 16:24:240303:546, 16:24:240303:549, в части начисления земельного налога за 2019 год в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю и расположенных на территории Лаишевского района Республики Татарстан, ОКТМО 92634480, с кадастровыми номерами: 16:24:150303:141, 16:24:150303:140, в части начисления земельного налога за 2017, 2018, 2019 годы в отношении земельных участков, принадлежащих заявителю и расположенных на территории города Казань, ОКТМО 92701000, с кадастровыми номерами: 16:50:350103:597, 16:50:350103:1666, 16:50:350103:1921, 16:50:350103:1883, 16:50:350103:1884, 16:50:350103:1881, 16:50:350103:1917, 16:50:350103:1882, 16:50:350103:1919, 16:50:350103:1918, 16:50:350103:1885, 16:50:350103:1920, 16:50:350103:2105, 16:50:350103:2101, 16:50:350103:2094, 16:50:350103:2095, 16:50:350103:2096, 16:50:350103:2103 по ставке 1,5 процента от кадастровой стоимости.
В отношении Межрайонной инспекции N 3 Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан заявитель заявил отказ от заявленного требования.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
В данном случае в собственности заявителя в спорный период находились 4 земельных участка с разрешенным видом использования "сельскохозяйственное производство" (в Зеленодольском районе) и 26 земельных участка с разрешенным видом использования "для индивидуальной жилой застройки" (в Лаишевском районе и городе Казани).
Основанием для принятия оспариваемого налогового уведомления N 13330579 от 03.08.2020 послужил вывод налогового органа о неправомерном применении заявителем налоговой ставки по земельному налогу в размере 0,3%. По мнению налогового органа, заявитель не использует земельные участки по целевому назначению, а использует в предпринимательской деятельности, в связи с этим сумма земельного налога подлежит исчислению в соответствии со ставкой 1,5%.
Суд первой инстанции обоснованно признал доводы налогового органа верными, поскольку для применения пониженной налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо учитывать целевой характер использования указанных участков, и в случае, если земельный участок, отнесенный к землям для индивидуального жилищного строительства, используется в предпринимательской деятельности, налогообложение осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, т.е. 1,5%.
Аналогично, в отношении земель сельскохозяйственного назначения для применения пониженной налоговой ставки 0,3% требуется фактическое использование земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Между тем, в данном случае согласно письму Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 30.06.2020 N 03-2/4931 принадлежащие заявителю земельные участки заросли сорной растительностью, то есть не используются по сельскохозяйственному назначению.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Следовательно, установление пониженной ставки по земельному налогу является налоговой льготой.
По смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей, а не для коммерческих организаций в целях извлечения прибыли.
Заявитель является индивидуальным предпринимателем, при этом доказательства того, что спорные земельные участки используются им в целях удовлетворения личных потребностей - строительства личного жилья либо по сельскохозяйственному назначению, в материалах дела отсутствуют.
Наоборот, как верно отмечено судом первой инстанции, множественность принадлежащих заявителю земельных участков, факты регулярного преобразования земельных участков и их продажи свидетельствуют о том, что спорные земельные участки были приобретены заявителем не в целях удовлетворения личных потребностей, а в целях их дальнейшей перепродажи, что свидетельствует об использовании спорных земельных участков исключительно в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли (получение дохода от продажи).
Согласно письму Минфина России от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158 "О ставке земельного налога в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для ИЖС", используемого в предпринимательской деятельности", для вывода о применении налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости принимается во внимание наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости и установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), наличие фактов дальнейшей реализации земельных участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
В данном случае заявителю, обладающему статусом индивидуального предпринимателя, на праве собственности принадлежит 30 земельных участков, расположенных на территориях Зеленодольского района, Лаишевского района Республики Татарстан и города Казани, что само по себе свидетельствует о том, что эти земельные участки используются заявителем в предпринимательских целях, а не в целях личного потребления.
Косвенным доказательством данного вывода суда является также определение Авиастроительного суда города Казани от 07.07.2021, согласно которому спор заявителя с налоговым органом был передан по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан по причине того, что правоотношения Шакирова И.М. по уплате спорных земельных налогов носят предпринимательский, а не личный характер (л.д.104, т.1).
Заявитель с указанными выводами суда общей юрисдикции согласился, судебный акт Авиастроительного суда города Казани от 07.07.2021 не оспорил. Между тем, при доказанности факта использования земельных участков в личных целях, Шакиров И.М., как физическое лицо, имел право настаивать на рассмотрение спора в суде общей юрисдикции.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции верно признал положенный в основу решения о повышении налоговый ставки вывод налогового органа о том, что заявитель не использует земельные участки по целевому назначению, а использует исключительно в предпринимательской деятельности с целью дальнейшей перепродажи правильным и соответствующим обстоятельствам дела, поэтому сумма земельного налога подлежит исчислению в соответствии со ставкой 1,5%.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует правоприменительной практике, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.10.2021 по делу N А65-1304/2021.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан по начислению земельного налога исходя из ставки 1,5%.
В отношении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному статьей 150 АПК РФ, в связи с отказом заявителя от заявления к указанному ответчику.
Доводы апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Шакирова И.М. полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и, по сути, являются изложением позиции заявителя по делу. Между тем, доводы Шакирова И.М. рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 ноября 2021 года по делу N А65-19439/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19439/2021
Истец: Шакиров Ирек Махмутович, Шакиров Ирек Махмутович, г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН