г. Москва |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А40-163515/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Т.Т. Марковой, О.С. Суминой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Полушкиной Д.Д., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2021 г. по делу N А40-163515/21,
по заявлению ООО "ФАВ-Восточная Европа" к Центральной акцизной таможне
об оспаривании решения,
при участии:
от ООО "ФАВ-Восточная Европа" - Охрименко М.Н., дов. от 18.06.2021 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФАВ - Восточная Европа" (далее - Заявитель, ООО "ФАВ - Восточная Европа", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни, выраженного в письме от 06.07.2021 г. N 13-12/17583, об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2021 г. заявление ООО "ФАВ - Восточная Европа" удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, ЦАТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Таможни при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
ЦАТ, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила, заявлений и ходатайств суду не представила.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в июле 2020 года Обществом в Центральной акцизной таможне по ДТ N N 10009100/040720/0044521, 10009100/090720/0047047 были оформлены новые грузовые шасси марки FAW, модели САЗЗ10Р66К24Т4Е5 и СА3250Р66К2Т1Е5 в общем количестве 11 единиц, в расчетах сумм утилизационного сбора была заявлена полная масса 42 600 кг и 35 100 кг за единицу.
На основании ошибочных расчетов Обществом был уплачен в Центральную акцизную таможню утилизационный сбор в сумме 11 022 000 руб.
После выпуска товаров Обществом установлено, что при расчете размера подлежащего уплате утилизационного сбора было использовано неверное значение полной массы спорных товаров, в результате чего Обществом за оформленные шасси утилизационный сбор плачен в излишнем размере.
В целях реализации своего права па возврат излишне уплаченного утилизационного сбора, общество 16.06.2021 г. обратилось в Таможню с соответствующим заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении шасси, оформленных по ДТ N N : 10009100/040720/0044521, 10009100/090720/0047047 на общую сумму 5 560 500 руб. (вх. ЦАТ от 24.06.2021 N 43147).
Письмом таможни от 06.07.2021 г. N 13-12/17583 Заявитель был проинформирован об отсутствии, по мнению таможенного органа, основания для признания утилизационного сбора излишне уплаченным в связи с тем, что при его расчете необходимо руководствоваться технически допустимой массой транспортного средства.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2016 г. N 401) (далее - Постановление Правительства N 1291).
Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
В соответствии с примечанием 3 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Согласно разделу II названного Перечня и примечания 6 к нему (в редакции, действующей на дату таможенного оформления ввезенных транспортных средств) базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств, составляет 150 000 руб.
Таким образом, Перечень служит целям исчисления размера утилизационного сбора, подлежащего уплате за колесное транспортное средство (шасси), в том числе применения соответствующего коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В расчетах сумм утилизационного сбора в отношении указанных товаров при определении подлежащего применению коэффициента обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы транспортных средств и их технической характеристики "грузоподъемность", массы водителя и разрешенного количества пассажиров, в совокупности образующих такой показатель, как разрешенная максимальная масса транспортного средства или технически допустимая максимальная масса транспортного средства.
Довод таможенного органа об отсутствии основания для признания утилизационного сбора излишне уплаченным в связи с тем, что при его расчете необходимо руководствоваться технически допустимой массой транспортного средства, судом отклоняется на основании следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства N 1291 для расчета размера утилизационного сбора:
- в отношении новых транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн установлен коэффициент "2,79", в отношении новых транспортных средств полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн установлен коэффициент "5,5" (в редакции от 26.05.2018 г.);
- в отношении новых шасси полной массой не более 3,5 тонны установлен коэффициент "1,52", в отношении новых шасси полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн установлен коэффициент "2,09" (в редакции от 11.07.2019 г.).
При этом, согласно Перечню, указанному в Постановлении Правительства N 1291 для определения категории транспортного средства используется термин - "полная масса". Определение понятия "полная масса" в отношении транспортных средств и шасси отсутствует как в Перечне, так и в Законе N 89-ФЗ.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24 Закона N 89-ФЗ следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
При этом на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, либо сборами должен распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, закрепленный в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
В силу пунктов 4-5 статьи 24.1. Закона N 89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства (шасси), оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой. Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора на момент возникновения обязанности Общества по уплате утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной массе самого транспортного средства (шасси).
Следовательно, именно масса транспортного средства (шасси) без учета его грузоподъемности, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4-5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Нормативных оснований для вывода о том, что такая характеристика транспортного средства (шасси) как его грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности, образовавшимися в результате утраты транспортом своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора не имеется.
Такая физическая характеристика транспортного средства (шасси), как грузоподъемность, не может влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Именно масса транспортного средства (шасси) необходима для расчета суммы утилизационного сбора, так как только этот параметр будет влиять на процесс утилизации. Грузоподъемность не является физической характеристикой самого транспортного средства (шасси), не включается в его фактическую массу и утилизации как сама по себе, так и вместе с транспортным средством (шасси) не подлежит.
В Техническом регламенте Таможенного союза 018/2011 установлены следующие определения массы транспортного средства: "масса транспортного средства в снаряженном состоянии" - определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки; "разрешенная максимальная масса" - установленная техническим регламентом или иными нормативными правовыми актами в зависимости от конструктивных особенностей максимальная масса транспортного средства; "технически допустимая максимальная масса" - установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
При отсутствии на момент таможенного оформления и расчета обществом размера утилизационного сбора и его уплаты четких, ясных и недвусмысленных критериев определения этого фискального платежа, а также в связи с неправильным толкованием термина "полная масса", применению ошибочно подлежали "технически допустимая максимальная масса" и "разрешенная максимальная масса транспортного средства", как наиболее допустимые техническим регламентом показатели.
При первоначальном расчете утилизационного сбора по ошибке была указана масса 42 600 кг за единицу шасси модели САЗЗ10Р66К24Т4Е5 и 35 100 кг. за единицу шасси модели СА3250Р66К2Т1Е5, превышающая фактическую.
Между тем, в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Сведения, содержащиеся в спорных ДТ относительно описания и массы спорных товаров, имеют непосредственное юридическое значение для настоящего спора. В графах N 35 (вес брутто в кг) и N 38 (вес нетто в кг) спорных ДТ содержатся сведения о массе ввезенных Обществом шасси.
Согласно сведениям, указанным в графах N N : 35, 38 ДТ N : 10009100/040720/0044521 фактическая общая масса одного шасси составляет 12066 кг.
Данная масса подтверждается одобрением типа шасси N ТС R.U K-CN.MT02.00133.Р1 сроком действия с 07.08.2019 г. по 20.09.2020 г. в котором указана масса шасси в снаряжению.: состоянии - 12066... 14300 кг.
Согласно сведениям, указанным в графах N N : 35 38 ДТ N : 10009100/090720/004704 фактическая общая масса одного шасси составляет 12350 кг.
Данная масса подтверждается одобрением типа шасси N ТС R.U K-CN.MT02.00134.Р2 сроком действия с 07.08.2019 г. по 27.09.2020 г., в котором указана масса шасси в снаряженном состоянии - 10225... 12350 кг.
Надлежащие расчеты утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств приложены к настоящему заявлению, из которых следует, что Общество обязано было уплатить утилизационный сбор по шасси в общем количестве 11 единиц исходя из коэффициента "3.31" (3.31*150 000 руб.*11 ед. - 5 461500 руб.), а при таможенном оформлении реально уплатило утилизационный сбор исходя из коэффициента "6.68" (6,68*150 000 руб.* 11 ед. = 11022 000 руб.), вследствие чего излишняя уплата утилизационного сбора составляет 5 560 500 руб. (11 022 000 руб. - 5 461 500 руб.)
Заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора было подано плательщиком в надлежащие таможенные органы - в Уссурийскую таможню, проставившую отметку об уплате сбора на паспорте и в ЦАТ, выдавшую таможенные приходные ордера и осуществившую таможенное оформление.
Установленный законодателем порядок подачи заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора обществом не нарушен.
Кроме того, Постановление Правительства N 1291 не регламентирует Правила возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора в случае, если таможенное декларирование товара, учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере, выдача таможенных приходных ордеров и паспортов транспортного средства осуществлялась различными таможенными органами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 288 утверждены форма таможенного приходного ордера и порядок заполнения и применения таможенного приходного ордера (далее - Порядок N 288).
Согласно пункту 8 Порядка N 288 при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного.
Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что в случае возврата плательщику или зачета платежей, уплата которых отражена в ТПО, ДТПО, во втором экземпляре ТПО, ДТПО делается запись "Произведен возврат (зачет)..." с указанием суммы возвращенных либо зачтенных платежей и основания для их возврата (зачета). Запись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. Одна заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), хранится в таможенном органе.
По требованию плательщика вторая заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), направляется плательщику.
Согласно пунктам 2, 6 Порядка N 288 бланки ТПО и ДТПО, состоящие из сброшюрованных листов (экземпляров), а также в случае их оформления в виде электронного документа, заполняются должностным лицом таможенного органа в трех экземплярах. При этом заполнение ТПО и ДТПО на бланках сопровождается формированием таких документов в электронном виде.
Пунктом 3 Порядка N 288 определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2). Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 N 350 Инструкции о применении таможенного приходного ордера.
Порядок N 288 не предусматривает заявительный порядок корректировки сведений, отраженных в ТПО, ДТПО, а равно и такой же порядок в рамках отдельных процедур для аннулирования ТПО, ДТПО, выданных плательщику.
Таким образом, для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора необходимо внести изменении и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в таможенных приходных ордерах. В рассматриваемом случае, корректировка таких сведений осуществляется Центральной акцизной таможней.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных Обществом требований суд обязал Центральную акцизную таможню в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ФАВ - Восточная Европа" путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 5 560 500 (пять миллионов пятьсот шестьдесят тысяч пятьсот) руб. 00 коп.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления "ФАВ - Восточная Европа".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.11.2021 по делу N А40-163515/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163515/2021
Истец: ООО "ФАВ-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ