г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А56-20064/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Смирновой Я.Г., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крючковой И.В.,
при участии:
- от истца: Емельянова Е.Б. (доверенность от 13.04.2021)
- от ответчика: Цветкова Н.В. (доверенность от 25.06.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37205/2021) товарищества собственников жилья "Пр. Науки дом 79 корпус 3"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2021 по делу N А56-20064/2021,
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к товариществу собственников жилья "Пр. Науки дом 79 корпус 3"
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие), уточнив на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковые требования, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Пр. Науки дом 79 корпус 3" (далее - ТСЖ, товарищество) о возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить истцу одновременно на бумажном и на электронном носителе, следующие сведения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Науки д.79, корп. 3:
1.1. дата рождения собственников и пользователей жилых помещений в указанном многоквартирном доме по кв. N N : 7, 9, 12, 13, 15, 17, 21, 29, 37, 43, 47, 48, 49, 50, 52, 58, 59, 60, 69, 76, 77, 80, 81, 86, 87. 91, 92, 93, 95, 96, 98, 105, 108, 112, 114, 129, 133, 141, 142, 145, 148 149, 158, 160, 172, 173, 175, 180, 186, 188, 192, 200, 202. 206, 232, 239, 245, 259, 265, 257, 277, 279, 280, 284, 286, 288, 291,300,304,305,306,
1.2. место рождения каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме,
1.3. реквизиты документа, удостоверяющего личность, каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме,
1.4. контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, а также о взыскании с ответчика неустойки в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением суда от 21.09.2021 исковые требования удовлетворены в части, на ТСЖ возложена обязанность представить Предприятию в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу одновременно на бумажном и электронном носителе следующие сведения по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Науки, д.79, корп. 3: 1.1. дата рождения собственников и пользователей жилых помещений в указанном многоквартирном доме по кв. N N : 7, 9, 12, 13, 15, 17, 21, 29, 37, 43, 47, 48, 49, 50, 52, 58, 59, 60, 69, 76, 77, 80, 81, 86, 87. 91, 92, 93, 95, 96, 98, 105, 108, 112, 114, 129, 133, 141, 142, 145, 148 149, 158, 160, 172, 173, 175, 180, 186, 188, 192, 200, 202. 206, 232, 239, 245, 259, 265, 257, 277, 279, 280, 284, 286, 288, 291,300,304,305,306. 1.2. место рождения каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. 1.3. реквизиты документа, удостоверяющего личность, каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, 1.4. контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. В случае неисполнения судебного решения в установленный срок взыскать с Товарищества в пользу Предприятия 500 руб. за каждый день неисполнения до момента фактического исполнения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Податель жалобы указывает, что пункт 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) введен в действие с 31.07.2019, то есть после того как собственники указанного многоквартирного дома приняли решение о заключении прямых договоров после того, как они их уже заключили.
Так как закон обратной силы не имеет, о мнению ответчика, на сегодняшний день отсутствует предмет спора и отсутствует право требования Истцом документов указанных в исковом заявлении, а у ответчика отсутствует обязательство по предоставлению документов истцу.
Кроме того, при переходе на прямые договоры и после получения запроса ответчик направил по электронному адресу energosbyt@eptek.spb.ro реестр собственников многоквартирного дома 79 корпус 3 пр. Наука г. Санкт-Петербург, выписки из ЕГРН, список зарегистрированных в указанном многоквартирном доме.
С 01.05.2019 по настоящее время потребителям выставляются истцом квитанции по оплате отопления и ГВС, данный факт не оспаривался истцом.
30.12.2021 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" расположены многоквартирные дома (далее - МКД), перечень которых приведен в приложении N 3 к настоящему иску, находящиеся в управлении ответчика.
Ответчик отказался в добровольном порядке предоставить истцу персональные данные собственников помещений МКД, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части, требование о предоставлении информации удовлетворил, снизив размер судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента фактического исполнения до 500 руб.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
В рассматриваемом случае собственники помещений в МКД 16.05.2018 приняли решение заключить прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурса, то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами истца передавал, в представленных документах имеются данные о площади помещений, ФИО собственников, количестве проживающих, о датах рождения граждан.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме не требуются для формирования платежных документов.
В данном случае доказательств, которые бы подтверждали наличие объективных препятствий в реализации права Предприятия на взыскание задолженности с физических лиц в нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ, ввиду удовлетворения позиции ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, расходы по государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2021 по делу N А56-20064/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу товарищества собственников жилья "Пр. Науки дом 79 корпус 3" 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20064/2021
Истец: А56-112034/2020, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ "ПР. НАУКИ ДОМ 79 КОРПУС 3"